Рабовладельческое государство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 по дисциплине «Теория государства и права»

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств.

Считается, что классификация оперирует реальными объектами, а типология оперирует абстрактными объектами.

Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.

Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д.

Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы.

Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека.

Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элементами. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям.

Основные исторические типы государства

Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все государства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократические. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, религия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой информации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие).

По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все государства на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право остается придатком государственной власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким государствам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуазные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу государственной власти. К таким относятся государства демократические, правовые, социальные.

К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используемых знаний: прединдустриальные общество, индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндустриальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информатики.

К генетическим типологиям относится формационный подход к типологии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к более прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Они выражают классовую сущность и социальную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть.

С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дискретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивилизация согласно А. Тойнби – есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Первичные государства к таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.

Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они не столь могущественны, долго сохраняют архаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонгольскую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства относятся к этому же типу.

Особенности государства в рамках одного типа. Промежуточные (переходные) типы государства. Между тем не всякая государственная власть имеет классовый характер. В истории человечества были случаи- когда власть в государстве принадлежала не какому-то классу, а всего лишь узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, военным и т. п.). Обладавшая властью, эта социальная группа прежде всего отстаивала свои собственные интересы, балансируя между различными классами (классический пример - режим бонапартизма во Франции). И, наоборот, в некоторых странах в определенные исторические периоды власть принадлежала не одному конкретному классу, а целому блоку классов, состоявшему из национальной буржуазии, рабочего класса, крестьянства и защищавшему общенациональные интересы (в частности, подобное положение дел имело место в странах, освободившихся от колониальной зависимости). И в первом, и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-либо определенного класса и оно «приходило» к одному из описанных выше исторических типов государств. Поэтому данный тип государства в современной юридической науке получил название переходного. Переходное государство обладает рядом особенностей. Как правило, оно возникает в результате различных социальных потрясений (войн, революций, неудавшихся радикальных реформ) и сочетает в себе элементы как старого, так и нового государственно-правового механизма. Его характерным признаком является доминирование в системе разделения властей исполнительной ветви власти. В относительно недолгий период своего существования переходное государство решает две основные задачи: осуществление реорганизации самого государственного механизма; проведение необходимых изменений в основных сферах жизни общества (социально-экономической, политической, культурной и др.). Любое переходное государство недолговечно, поскольку оно не имеет серьезной социальной базы.

Рабовладельческое государство

Социальную основу рабовладельческого общества составляли две основные группы – рабовладельцы и рабы. Его функции:

1. Внутренние: охрана рабовладельческой частной собственности; подавление сопротивления рабов; организация общественных работ; идеологическое воздействие на массы с помощью религии, разрешение социально-нравственных конфликтов между гражданами.

2. Внешние: завоевание и порабощение других народов; оборона от внешних врагов; управление захваченными территориями; установление и поддержание связей с другими государствами.

Формы правления: монархия; аристократическая и демократическая республика.

Для нашей науки характерно делать выводы исходя из анализа тех государственно-правовых институтов, которые складывались в Древней Греции и Древнем Риме. Новые достоверные данные, которыми располагают сегодня история, археология, этнография и другие науки, свидетельствуют о неоднородности и серьезных различиях рабовладельческих государств. Восточное рабовладение в корне отличалось от европейского. Но и сами восточные государства имели свои особенности. В корне отличаются социально-политические и экономические отношения в Древнем Египте и Китае и Индии. В Египте рабство носило государственный характер, в то время как в Индии оно имело патриархально-семейные черты.

Общим для этих стран была высокая роль в обществе жрецов, а также то, что государственный аппарат формировался по строго классовому принципу

По мере развития общества, усложнения происходящих в нём процессов разрастался, усложнялся и государственный механизм. Это обусловлено появлением новых отраслей экономики, усложнением социальной структуры общества, обострением классовых противоречий.

Феодальное государство

Феодальный тип государства возникает двумя основными путями:

1. Разложение рабовладельческого экономического и социально-политического строя и зарождение в его недрах основ феодального строя.

2. Постепенное развитие, а затем разложение первобытного строя и возникновение на его основе феодального общества.

Несмотря на разнообразие путей возникновения феодального строя у различных народов, в целом этот процесс заключался в следующем: образование крупного землевладения и разложения сельской общины, превращение свободных крестьян в феодально-зависимых крепостных.

Функции феодального государства и его формы были аналогичными функциям рабовладельческого государства с учетом новых задач феодального государства.

В чистом виде рабовладельческие и феодальные государства существовали в основном в Европе. В Азии, Африке и Америке государства имели свои особенности. Их можно отнести к «восточному» типу. Экономической предпосылкой возникновения таких государств, как Египет, Вавилон, Индия, Китай, явилось значительное повышение производительности труда в результате строительства ирригационных сооружений. Такой характер сельскохозяйственного производства требовал сохранения общины. Отдельная семья не могла обеспечить выполнение сложных ирригационных работ. Поэтому здесь не возникла частная собственность на землю. Классовая принадлежность человека в восточном обществе определялась не формальной собственностью на средства производства, а его положением в государственной властной пирамиде.

Восточное общество имеет стагнационный характер, слабо меняется на протяжении длительного времени. Египет просуществовал около 30 веков, Китайское государство на протяжении 50-ти веков сохраняло традиционное устройство. Оно почти не менялось с момента создания до конца 19 века. Современное китайское общество сохраняет многие особенности древней культуры.

Основные признаки восточных государств:

- они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства;

- мощный чиновничий строго централизованный бюрократический аппарат;

- консерватизм;

- слабая развитость правовой системы. Большая роль религиозно нравственных норм.

Буржуазное государство

Обострение противоречий в феодальном обществе, возникновение нового способа производства, основанного на труде лично свободных работников, кризис средневекового государства в целом повлекли за собой в XVI–XVIII веках ряд буржуазных революций, в результате которых феодальные государства были заменены буржуазными. (Нидерланды –XVI в., Англия – XVII в., Франция 1789-1794 гг.).

Буржуазное государство в своем развитии проходит ряд этапов:

1. Победы и утверждения капитализма (XVI-XIXвв.) Государство совершенствовалось, развивались институты буржуазной демократии (парламентаризм, демократические права и свободы, законность и правопорядок).

2. Государственно-монополистический капитализм (вторая половина XIX, начало XX века). Усиливается хозяйственная роль государства, характерен частичный отход от демократических принципов, усиление исполнительной власти.

3. Построение буржуазного государства на демократических, правовых началах (после 2-й мировой войны).

Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Задание 3.

1.1

2.3

3.1

4.4

5.3

6.3

7.2

 

ЗАДАНИЕ № 4

Решите задачу.

Задача 1

Основываясь на цивилизационном и формационном подходах к типологии государства, определите типологическую характеристику современной России.

В контексте формационного подхода к типологизации, Российская Федерация относится к капиталистическим государствам. При этом нельзя считать ее «либеральной демократией западного образца», несмотря на провозглашение соответствующих ценностей.

В контексте цивилизационного подхода к типологизации, Российскую Федерацию можно рассматривать как отдельную цивилизацию или ключевую часть отдельной цивилизации.

Задача 2

Каково соотношение формы правления и типа государства?

Соотношение типа и формы государства:

1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;

3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!