Философия антропоцентрического гуманизма



Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

Профессионального образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»

Департамент здравоохранения г. Севастополя

МЦК общепрофессиональных дисциплин

Группа 9-24

Специальность «Сестринское дело»

ПМ (МДК) «Философия»

Работу защитил с оценкой

                                     

                                     

(подпись руководителя)

«»             20г.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема:Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.

Работу выполнил:

Гачегов Алексей Сергеевич

(ФИО)

«  »             20г.

                                         

Руководитель:

Преподаватель дисциплины

«Философия»

(наименование дисциплины)

Бунецкий Леонид Леонидович

(ФИО)

 

 

Севастополь, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                                       3

2. Основные особенности философии этого периода                                        4-6

Антисхоластический характер философии                                                   4

Антропоцентризм                                                                                               5

Гуманисты                                                               5

Оптимизм                                                                 6

Пантеизм                                                                           6

3. Философия антропоцентрического гуманизма                                              7

4. Антропоцентризм и проблема личности               7-8

5. Гелиоцентризм                                                                         8-9

6. Вывод9

7. Использованные источники                                                10


 

Введение

 

Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Светской формой выражения нового мировоззрения является гуманизм. Идеалом этого мировоззрения выступает человек в его земном предназначении. Человек - центр бытия. Отношения человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира.

 


Основные особенности философии этого периода

Антисхоластический характер философии. В эпоху Возрождения проходит процесс секуляризации - освобождение духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается вновь в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством.

— Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.

— Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.

— Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).

Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе 1 XVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Реформация была глубочайшей трансформацией христианской культуры. Итогом этого изменения явился не только новый вариант христианского вероисповедания- протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к миру и самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира.

Движение Реформации началось в Германии с тезисов М. Лютера ,которые он в октябре 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви.В тезисах была подвергнута критике практика продажи индульгенций — отпущения грехов. Лютер категорически отвергал и другой догмат церкви — идею спасения. Он исходил из того, что человеческая природа основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению. По Лютеру, спастись можно было только верой в искупительную жертву Христа. Поскольку все одинаково испорчены, Лютер устраняет различение священников и мирян. По его мнению, каждый верующий может общаться с Богом и совершать богослужение. Священник в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, он нанимается общиной верующих и подотчетен ей.

Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Известный философ - гуманист Пико деллаМирандолаДжованни(1463-1494)в«Речи о достоинстве человека» так формулирует основной принцип возрожденческого миросозерцания: «Тогда согласился бы с тем, что человек - творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: «... Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».

Деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. humanus - человеческий), подчеркивая этим свою устремленность к чисто человеческим земным интересам. В мировоззрении этой эпохи подчеркивается творческая свобода человека.

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) утверждает, что: «Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния». Благодаря такой мировоззренческой установке эпоха Возрождения породила таких выдающихся личностей - “... титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Оптимизм возрожденного мировоззрения основан не на благости божественного творения (как в средневековье), но на вере в жизненные, добрые, творческие силы человека, способности его изменить мир к лучшему.

Я в мир пришел порок развеять в прах

Яд себялюбья всех змеиных злее

Я знаю край, где зло ступить не смеет,

Где Мощь, Любовь и Разум сменят страх

Томмазо Кампанелла.

Пантеизм - еще одна характерная черта мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Пантеизм (от греч. pau все и ueoz - бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир; бог растворен в мире, в природе, природа - обожествлена. Николай Кузанский (Николай Кребс, 1401-1464), например, рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Бог как бы спускается на Землю и растворяется в природе.

Анализ учения Николая Кузанского позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого.Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

 

Философия антропоцентрического гуманизма


У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной «Комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.

Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.

Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии - философии эпохи Возрождения.

Мир и человек - творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!