IV КЛАСС (5кю - I дан), УТГ-2,3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Для детских спортивных школ по игре Го

С разбивкой по группам, часам и годам обучения

I КЛАСС (30-20 кю), ГНП-1

Общие сведения

1. История развития Го в России, этика Го                                                       2

2. Кодекс Го РФГ                                                                                                   2

3. Первоначальные понятия                                                                                      6

4. Плохие и хорошие формы                                                                                     2

5. Термины и поговорки Го                                                                                       2

6. Запись партий. Диаграммы и нотации Го                                                            2

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      16

Тактика                                                                                                                

1. Элементарные технические приемы схватки: гэта, защелка, оиотоси,           6

перекрестное разрезание, сэмиай

2. Жизнь и смерть групп. Глаза и ложные глаза. Критические точки.                           10

Условия жизни и смерти угловых групп по второй линия на стороне.

Сэки. Формы накадэ.

3. Виды соединения камней                                                                                     4

4. Решение задач                                                                                                         46

5. Решение конкурсов задач и тестов                                                                       10

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      76

                 Начало

1. Элементарные понятия о начальной стадии игры. Угловые точки.                  6

Симари, какари, хираки, 3 и 4 линия. Элементарные фусэки-формы.

 2. Дзёсэки: цукэ-ноби, вторжение на сан-сан                                                         4

                                                                                                                                     ----                                  

                                                                                                                                                                               10

 

Окончание

1. Конечная стадия игры. Сентэ и готэ. Ёсэ по                                                       6

I-й линии. Ёсэ по 2-й линии.

 

Соревнование

 1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы                                       100

одновременном игры, консультационные партии.

Блиц-турниры.

2. Анализ сыгранных партий                                                                                     8

                                                                                                                                    -----

                                                                                                                                     108

                                    

                                                                                                                 ИТОГО: 216 час

 

-2-

                     

II КЛАСС (20-10 кю), ГНП-2

 

        Общие сведения

1. История развития Го. Выдающиеся мастера древности                                   2

2. Термины и поговорки Го                                                                                       2

З. Информация о турнирах Го                                                                                   2

                                                                                                                                    ----

                                                                                                                                      6

Тактика

1. Элементарная теория цумэ-го. Критические точки

угловых групп. Правила «смерть в ханэ». Жизнь и

смерть групп на стороне и в центре. Формы накадэ.

Форма «пчелиные соты». Сэки в углах. Тэсудзи цумэ-го:

взбрасывание, косуми-цукэ, осицибуси, дамэдзумари,

сибори, защелка, сагари.                                                                                            8

2. Понятие о двойном ко. Ко в углах и на стороне.

Понятие об иррациональных позициях.                                                                   2

3. Элементарная теория сэмиай. Борьба групп без глаз.

Полуглаза, Физическое увеличение степеней свободы и

увеличение степеней за счет полуглаз и дамэцзумари.                                           2

4. Тренировка техника расчета. Ходы – кандидаты.                                               2

5.Тэсудзи всбрасывания, дамэцзумари , соединение 

разъединение групп, по использованию дефектов форм, защелка,

оиотоси, ситё-тесудзи, тэсудзи в углах на краю доски,

двойное атари, тэсудзи- вилка, сибори-тэсудзи, цукэ-коси,

гэта. Элементарная кикаси-тэхника, тэсудзи с жертвой

камней, тэсудзи с двойным ханэ, тэсудзи блокирования

и вторжения                                                                                                                18

6. Решение задач                                                                                                        60

7. Решение конкурсов задач а тестов                                                                       4

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      94

        Стратегия

1. Понятие о плотности, распространение вокруг плотности.

Сильные и слабые группы, Разъединение двух групп противника.

Техника боси, какэ - техника. Атака слабых групп, понятие

о территориальном образовании. Принцип двойной кеймы.

Атака двух камней на стороне. Защита своих позиций.                                         6

 

Начало

1. Дзёсэки вторжение на сан-сан с какари и хираки.

Выбор направления блокирования. Дзёсэки цукэ-ноби

с двойным какари. Дзёсэки цукэ-коси. Выбор направления хираки.

Дзёсэки на сан-сан, комоку, мокухадзуси, такамоки, хоси.                                   4

2. Высокая и низкая игра в фусэки, элементарные формы фусэки.                      2

 

        Окончание

1. Защита угла. Ёсэ по 1 и 2-ой линии. Гэта по 1 линии.

 

 

-3-

 

Прыжок обезьяны. Оценка ёсэ-хода. Метод территорий и метод

потерянных очков. Типовые ёсэ-позиции.                                                               6

2. Элементарные ёсэ-тэсудзи.                                                                                  10

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      16

         Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                       120

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                    8

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      128

                                                                                                                  ИТОГО: 256 час

 

III КЛАСС (10-5 кю), УТГ-1

 

         Общие сведения

1. История развития Го. Выдающиеся современные профессиональные

мастера Го.                                                                                                                   2

2. Термины и поговорки Го.                                                                                      2

З. Информация о турнирах Го.                                                                                   2   

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                       6

        Тактика

1. Цумэ-го: жизнь и смерть угловых групп, «плотницкий» угол,

прочие формы в углу. Жизнь и смерть групп по 2 линии без выемки,

с выемкой в 1 пункт, с выемкой в 2 пункта, с выемкой в 3 пункта.

Прочие формы на стороне. Игра на месте съеденных камней.                             16

2. Тэсудзи на взятие разрезающих камней, ко, соединение и

разъединение групп. Тэсудзи для атаки, техника сибори, тэсудзи

для создания хорошей формы и использования плохой формы,

тэсудзи-вилка.                                                                                                             16

3. Сэмиай: группа с глазом против группы без глаза.                                             2

4. Тренировка техники расчета. Построение дерева расчета                                  2

5. Решение задач                                                                                                           60

6. Решение конкурсов задач и тестов                                                                       10

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      106

Стратегия

I. Стратегические концепции го: миаи, адзи, кикаси, плотность,

коригатачи, сабаки, фурикавари, ёсу-миру                                                              16

 

         Начало

I. Основные дзёсэки на сан-сан, хоси, дэёсэки на комоку                                     16

2. Фусэки: методы и приемы начала игры в Го. 9 концепций,

лежащих в основе начала игры                                                                                 16

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      32

 

-4-

Окончание

1. Соотношение между двойным сентэ, сентэ, обратным сентэ и готэ

 ёсэ-ходами. Методы выбора ёсэ-хода из нескольких ходов.                                  6

 

         Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы 

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                        130

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                     10

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      140

                                                                                                                    ИТОГО: 300 час

 

 

IV КЛАСС (5кю - I дан), УТГ-2,3

 

Общие сведения

I. История развития Го. Ведущие российские мастера Го.                                    2

2. Термины и поговорки Го                                                                                        2

З. Информация о турнирах Го                                                                                    2

4. Спортивный режим игрока Го                                                                                2

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                       8

         Тактика

I. Энциклопедия тэсудзи I том                                                                                20

2. Сэмиай: группа с глазом против группы с глазом                                               2

З. Тренировка техники расчета                                                                                  2

4. Решение задач                                                                                                          60

5. Решение конкурсов задач и тестов                                                                        10

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       94

        Стратегия

I. Виды балансов. Стратегия атаки, атакующие ходы. Стратегия

защиты, защитные ходы, косвенная защита. Техника кикаси и

 вызывающих (провоцирующих) ходов. Техника кэси и утикоми.

Утикоми в расширение через 3 пункта. Стратегия ведения ко-борьбы.               18

2. Принципы и заповеди Го                                                                                       2

З. Хоси и вторжение в сан-сан. Атака и защита кейма симари.

Вторжения при иккен-симари. Утикоми на стороне.                                                  6

4. Цели и принципы атаки и защиты. Карами-атака против

никкэн-бираки. Защита при помощи техники сабаки. Атака и защита

при перекрестном перерезании. Атака и защита при помощи жертвы

камней. Критические точки атаки и защиты.

Техника блокирования групп.                                                                                    10

6. Понятие об анализе позиций. Понятие об анализе

сыгранных партий.                                                                                                       4

7. Типичные ошибки в середине игры. Немедленное атэ, цукэ,

примеры адзи-кэси.                                                                                                      4

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                       44

 

 

-5-

        Начало

I. Основные дзёсэки на комоку, такамоку, мокухадзуси.                                      8

2. Выбор направления в фусэки. Направление симари. Выбор

какари. Правила хираки. Хираки с идеей хасами. Виды и характер

хасами. Принципы игры в завершающей стадии фусэки.

Классификация фусэки-позиций                                                                               16

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       24

         Окончание

I. Ёсэ-тэсудзи. Типовые ёсэ-позиции                                                                       12

2. Порядок игры ёсэ. Поддержание сентэ в ёсэ. Ёсэ в углу. Жертва

для достижения сентэ-ёсэ. Формы в ёсэ.                                                                     8

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       20

         Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                        120

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                    10

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      130

                                                                                                                  ИТОГО: 320 час

 

 

V КЛАСС ( I - 2дан), УТГ-4,5

 

Общие сведения

I. История развитая Го. Ведущие европейские игроки Го                                     2

2. Термины и поговорки Го                                                                                        2

З. Информация о турнирах Го                                                                                   2

4. Методы тренировки спортсмена Го                                                                      2

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       8

         Тактика

1. Энциклопедия тэсудзи П том                                                                             20

2. Тренировка техники расчета                                                                                 2

З. Решение задач                                                                                                         60

4. Решение конкурсов задач и тестов                                                                       18

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       100

         Стратегия

1. Вторжение в двухкрылые формации, основанные на кейма

симари, иккен симари, хоси, огейма симари.                                                            8

2. Изучение стратегических концепций на пример партий

профессионалов                                                                                                            18

З. Принципы анализа сыгранных партий                                                                  2

4. Принципы анализа позиции. Метод тэвари, метод лишних камней.

Многоплановые хода.                                                                                                   4

5. Введение в хаметэ                                                                                                    4

                                                                                                                                         ----

                                                                                                                                        44

 

 

-6-

         Начало

I. Энциклопедия дзёсэки: кейма какари, огэйма какари, огэйма

никкэн такагакара.                                                                                                      24

2. Параллельные фусэки с иккен симари в правом верхнем углу

и комоку в нижнем правом углу. Параллельные фусэки на сан-сан

и комоку. Крупномасштабные фусэки. Выбор дэёсэки в зависимости

от ответа противника.                                                                                                 16

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       40

Окончание

1. Анализ ёсэ в партиях мастеров. Понятие о точной ёсэ-позиции

и проблемной. Создание картотеки точных и типовых ёсэ позиций.                     8

 

       Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                         120

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                     14

3. Доклады и рефераты слушателей                                                                            6

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                      140

                                                                                                                  ИТОГО: 340 час

 

 

VI КЛАСС (2-3 дан), ГСС-1

        Общие сведения

I. История развития Го. Чемпионы России по Го                                                    2

2. Термины и поговорки Го                                                                                        2

З. Информаци о турнирах Го                                                                                     2

4. Кодекс Го РФГ. Квалификационная система. Судейство

и организация соревнований.                                                                                      2

5. Системы подготовки к соревнованиям                                                                 2

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                       10

        Тактика

I. Стратегические тэсудзи                                                                                          20

2.. Тренировка техника расчета                                                                                  2

3. Решение задач                                                                                                        60

4. Решение конкурсных задач и тестов                                                                    18

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                       100

        Стратегия

1. Техника теннуки                                                                                                     4

2. Изучение стратегических концепций на примере партий

профессионалов.                                                                                                          8

З. Выбор направления игры в начале партии, дзёсэки для борьбы                      16

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       28

             

 

-7-

        Начало

1. Энциклопедия дзёсэки: такагакари, мокухадзуси, такамоку                               24

2. Изучение сан-сан, комоку, Шусаку, сан-ренсей фусэки.                           

Понятие о манэ-го. Противоположные фусэки                                                         16

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                        40

        Окончание

I. Анализ ёсэ в партиях мастеров. Проблемы перехода от середины

игры к ёсэ. Картотека точных и типовых ёсэ позиций                                             18

 

 

       Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                        140

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                    16

3. Доклады и рефераты слушателей                                                                           6

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                      162

                                                                                                                  ИТОГО: 360 час

 

VП КЛАСС (3-4 дан), ГСС-2

 

Общие сведения

I. История развитая Го. Выдающиеся китайские игроки Го                                 2

2. Информация о турнирах Го                                                                                    2

З. Психологическая подготовка игрока Го                                                               2

4. Понятие об компьюторном обслуживании спортсмена Го                                2

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       8

         Тактика

I. Решение задач                                                                                                          60

2. Решение конкурсов задач и тестов                                                                       18

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                       78

        Стратегия

1. Проблемы совершенствования в атаке и защите. Анализ атаки

и защиты. Выбор направления атаки. Результаты от проведения атаки.

Атака в партиях профессионалов.                                                                             18

2. Принципы игры с использованием большого моё. Исходные пункты

построения большого моё. Приёмы создания иа разрушения моё. 

Анализ уменьшения моё. Большое моё в партиях профессионалов.                     12

3. Проблемы перехода из фусэки в тюбан-го. Понятие о типовых

позициях тубан-го.                                                                                                       4

4. Центральные точки большого моё. Типовые позиции

большого моё.                                                                                                               8

5. Анализ типовых позиций тюбан-го в партиях мастеров.

Картотека типовых позиций тюбан-го в их реализация при помощи

типовых стратегических планов.                                                                                16

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                        58

 

-8-

        Начало

1. Энциклопедия дзёсэки: хоси, сан-сан                                                                 24

2. Методика изучения дзесэки                                                                                  8

З. Проблемы совершенствования в фусэки                                                             8

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      40

        Окончание

I. Анализ ёсэ в своих партиях и партиях мастеров.

Картотека точных и типовых ёсэ-позиций                                                              16

 

       Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                        140

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                    16

3. Доклады и рефераты слушателей                                                                           6

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                      162

                                                                                                                  ИТОГО: 360 час

 

VШ КЛАСС (4-5 дан), ГСС-3

 

        Общие сведения

I. Информация о турнирах Го                                                                                   2

2. Психофизическая подготовка спортсмена Го                                                     2

З. Диагностика качества партий и результатов выступления

спортсмена                                                                                                                  12

4. Компьюторные методы повышения мастерства                                                 4

                                                                                                                                     ----

                                                                                                                                      20

        Тактика

I. Энциклопедия цумэ-го                                                                                          30

2. Решение задач                                                                                                       60

3. Решение конкурсов задач и тестов                                                                      20

                                                                                                                                      ----

                                                                                                                                     100

        Стратегия

I. Проблемы реализаций преимущества. Виды преимущества.

Элементы преимущества. Выбор плана реализация преимущества.                    8

2. Анализ типовых позиций тюбан-го из своих партий и     

периодических издани1. Картотека типовых позиций тюбан-го и их

реализация при помощи типовых стратегических планов. Картотека 

«узких» типовых позиций тюбан-го                                                                         20

З. Совершенствование в технике, анализе и оценке позиции.

Выработка позиционного чутья                                                                                 8

                                                                                                                                    ----

                                                                                                                                      36

             

 

-9-

Начало

1. Отработка своего собственного фусэки-репертуара. Заготовка

дэбютных "новинок", ловушек. Проблемы белого цвета                                        16

2. Изучение новинок фусэки и дзёсэки из периодических изданий                       16

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                        32

Окончание

I. Анализ ёсэ в своих партиях и партиях периодических

Изданий. Заготовка точных и типовых ёсэ позиций.

Совершенствование в оценке (в расчете) проблемных ёсэ позиций

и в выборе последовательности ходов.                                                                    20

 

       Соревнования

1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы

одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры                         140

2. Анализ сыгранных партий.                                                                                      8

3. Доклады и рефераты слушателей                                                                            4

                                                                                                                                       ----

                                                                                                                                      152

                                                                                                                  ИТОГО: 360 час

 

       

 

                                                                                                                                                                   



    


 

-10-

ЛИТЕРАТУРА

 

1 класс (30-20 кю)

 

1. Блестящие проблемы для начинающих 1-2 том

2. ГО введение 1-2 том

3. Дополнительная литература : журнал Наука и жизнь 12 лекций

4. Го для начинающих Каору Ивамота

 

2 класс (20-10 кю)

 

I. Блестящие проблемы для начинающих 3-4 том

2. Го ревю 1976 г. Ёсэ Джон Лондон

3. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин

4. Доп. литература: 38 основных дзёсэк Каёши Касуги, Джеймс Дэвис

5. Основы техники го Харуяма Нагахари

6. Уроки по основам го Тосиро Кагэяма,7 р

7. Будь сильным в тесудзи

 

3 класс (10-5 кю)

 

I. 38 основных дзёсэк

2. Стратегические концепции го Нагахари

3. В начале Ишугури, 8 р

4. Жизнь и смерть Д. Дэвис

5. Тэсудзи Д. Дэвис

6. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин, 4 д

7. Доп.литература Игра в го с гандикапом Нагахари

8. Ёсэ

9. Пословицы и поговорки го

10. Журналы Go World? Го-ревю, Кидо японский, корейский

11. Теория и практика форм В.Д.Шикшин

 

4 класс (5кю - I дан )

 

I. 38 основных дзёсэк

2. Энциклопедия тэсудзи I том

З. Атака а защита

4. Ёсэ

5. 10 заповедей го Хидео Отаки, 9 р

6. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин, 4 д

7. Паспорт на обладание I даном Сакакибара Тахео, 9р

8. Доп.литература: Каков ваш рейтинг? Миямото, 9р

9.Каждый ход с мастером 6 партий

10. Знаменитые партии древности

11. Журналы Go World? Го-ревю, Кидо японский, корейский

 

 

12. Матч за титул Хонинбо 83 г Тё Тикун-Рин Кайхо

13. Прорыв к I дану Миямото

14. Кагэ-оекреты игры на форе Каору Ивамоту

15. Теория и практика форм В.Д.Шикшин

16. Анализ сыгранных партий В.Д.Шикшин

-11-

5 класс (1-2 дан)

 

1. Энциклопедия дзёсэк Исида I том

2. Энциклопедия тэсудзи 1-П том

3. Современные дзёсэки и фусэки I том

4. Середина игры Саката I том

5. Анализ ёсэ позиций в партиях мастеров

6. Картотека ёсэ позиций

7. Игровой анализ В.Д.Шикшин

8. Будь сильным в атаке

9.Будь сильным в фусэки

10. Доп.литература: та же , что и для 4 класса

11. Энциклопедия хаметэ

 

6 класс (2 - 3 дан)

 

1. Энциклопедия дзёсэки Исида П том

2. Энциклопедия тэоудзи Саката

3. Современные дзёсэки и фусэки Саката П том

4. Середина игры Саката П том

5. Направление игры Кадзивара

6. Анализ и картотеки йосэ в партиях мастеров

7. Ёсэ Ли Чанг Хо 3 тома

8. Доп.литература: та же, что и для 4 класса

9. Техника теннуки

 

7 класс (3-4 дан)

 

1. Энциклопедия дзёсэки Иоида Ш том

2. Като-атака и убийство групп Като (9 дан)

3. Трехтомник дзесэк Ли Чанг Хо

4. Построение боя с помощью большого мойя Такемия

5. Центральные пункты большого моё Охира

6. Классификация типовых стратегических планов и их картотека

7. Как совершенствоваться в фусэки Като

8. Доп. литература: журналы Кадо, Го ревю, Бюллетени Европейских

и мировых чемпионатов, Го-волд, ежемесячники японские и корейские.

 

8 класс (5-6 дан)

 

1. Энциклопедия цумэ-го

2. Анализ.периодических изданий по го

3. Диагностика качества игры

4  Игровой анализ В.Д.Шикшин

5. Позиционный анализ Те Тикун

6. Ёсэ-миру Ли Чанг Хо

* Любая литература по го, которая издана или будет издаваться может пополнять этот список


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!