Второй этап революции (февраль 1912 — ноябрь 1913)



Он после некоторых колебаний принял это предложение, и Сунь Ятсен, стремившийся прекратить гражданскую войну, во имя высших интересов родины пошел на такой шаг.

Официальное отречение императора произошло 12 февраля 1912 г. B своем последнем указе Пу И формально передавал бразды правления страной в руки Юань Шикая. 14 февраля 1912 г. Юань Шикай принял предложение революционного Юга и занял пост временного президента. Столицей Китайской Республики, после отказа под различными «благовидными» предлогами нового главы государства переехать в Нанкин, стал Пекин.

Официальная передача власти от одного временного президента к другому состоялась 1 апреля. Незадолго до этого был опубликован текст временной конституции Китайской Республики, провозглашавшей для народа широкие демократические права и свободы. Предполагалось избрание постоянного парламента. Президент становился главнокомандующим вооруженными силами.C этого времени он повел курс на создание режима своей личной диктатуры. Однако ему в этом мешали сторонники Сунь Ятсена, стремившиеся получить большинство мест в будущем постоянном парламенте.

B мае 1912 г. правые группировки объединяются в Республиканскую партию (Гунхэдан), выражавшую прежде всего интересы помещиков и крупной буржуазии Севера. C ее помощью Юань Шикай смог провести через парламент выгодные ему законопроекты.

B августе 1912 г. члены Объединенного союза, некоторые другие революционные организации и их союзники из числа либеральной буржуазии Юга, образовали новую политическую партию, которая получила название Гоминьдан (Национальная партия). B ее программу из тактических соображений не был включен третий принцип Сунь Ятсена об уравнении прав на землю, смягчались оценки характера отношений Китая с западными державами. B результате на парламентских выборах в конце 1912 — начале 1913 г. Гоминьдан смог расширить базу своей социальной поддержки и получить большинство мест. Однако создать собственное правительство его сторонникам не удалось.

После образования Гоминьдана Сунь Ятсен на некоторое время отошел от активной политической деятельности.Тем временем правые образовали еще более широкий блок, в котором Республиканская партия слилась со сторонниками Лян Цичао, и образовалась партия, имевшая вторую по численности фракцию в постоянном парламенте.

После этого Юань Шикай попытался заручиться поддержкой западных держав. Увидев в Юань Шикае наиболее подходящую кандидатуру, они предоставили ему, в обход парламента, кредит в размере 25 млн фунтов стерлингов под 5% годовых на подавление революции. Ha эти деньги Юань Шикай реорганизовал верные ему войска, которые стали готовить наступление на районы, где были сильны позиции Гоминьдана.

Летом 1913 г. Сунь Ятсен призвал своих сторонников ко «второй революции» для борьбы с Юань Шикаем, но время было упущено и его призыв уже не получил широкой поддержки.

B октябре Юань Шикай становится постоянным президентом Китайской Республики и его в этом качестве признают западные державы. B ноябре он распускает парламент и запрещает деятельность Гоминьдана.Сунь Ятсен вновь вынужден был эмигрировать в Японию.

Итогиреволюции

1.Страна обрела республиканскую форму правления, попыталась решить насущные задачи своего развития на пути демократических преобразований.

2. B результате из трех основных задач, стоявших перед Китаем в ходе революции: свержение монархии, установление буржуазнодемократической республики и справедливое решение аграрного вопроса, удалось решить лишь первую и частично вторую. Следствием революции стал глубокий раскол в китайском обществе, усугублявшийся присутствием в стране иностранного капитала.

3.B отечественной историографии довольно часто встречаются утверждения о том, что эта революция является незаконченной и потерпевшей поражение, так как Китай продолжал оставаться под контролем иностранного капитала.Есть и другое мнение, что следует обратить внимание что в тот период была решена главная задача — свержение маньчжурского монархического режима и установление республиканской формы правления.

 

ВОПРОС

Иран оставался полуколонией Англии и России. В Северном Иране господствовала Россия, а в южноиранских провинциях — Англия. Царское правительство, в свою очередь, получило концессию на учреждение русско-персидского учетно-ссудного банка, который финансировал торговлю России с Ираном и реализовывал займы, предоставляющиеся Россией иранскому шаху. Россия занимала первое место во внешней торговле Ирана. C 1901 г. Англия владела концессией на разработку нефти на 4/5 территории Ирана.Одним из ярких примеров кабальных концессий, выданных иностранцам, была концессия, выданная барону Рейтеру на пользование природными ресурсами и прокладку железных дорог.Национальная буржуазия была в корне задушена иностранными монополиями. Политическая самостоятельность Ирана базировалась на соперничестве двух главных колониальных держав в этом регионе

B стране царил административный произвол, взяточничество, продажадолжностей.Из-за отсутствия в Иране гражданских законов – все судебные дела решались на основе шариата.В целях укрепления своего влияния духовенство использовало обычай беста – право предоставлять лицам, преследуемым властями, неприкосновенное убежище в домах влиятельных муджтехидов. Так как высшее духовенство пользовалось большим влиянием и вмешивалось в дела управления страной, между ним и правящей каджарской кликой существовали противоречия, которые к началу XX века обострились в связи с попытками Насер-эд-Дин-шаха несколько реформировать судебную систему – ограничить власть духовных судов и ввести некоторую европеизацию при дворе.Положение низшего духовенства отличалось от положения высших духовных лиц. Низшее духовенство не пользовалось доходами от вакуфов. Доходы его от судопроизводства также были незначительными. Многие низшие духовные лица были вынуждены заниматься торговлей или ремесломПо своему экономическому и социальному положению часть низшего духовенства стояло ближе к демократическим слоям общества, чем высшее и среднее духовенство.

В экономическом плане страну раздирали бедность, кабальное состояние крестьян и т.д Концессии мешали развитию отечественной промышленности. Также влияние революции 1905—1907 гг. в России послужили причиной революции в Иране.

B Тегеране и ряде других городов происходили многолюдные забастовки. Купцы закрывали базары и лавки, духовенство — мечети, и, опираясь на поддержку городских трудящихся масс, многие тысячи оппозиционно настроенныхлюдей засели в «бест».

Летом 1906 г. движение приняло крупные размеры. Требованиями восставших были ограничение власти шаха, учреждение парламента, увольнение ряда министров. B стране создавались выборные комитеты (энджумены), осуществлявшие контроль за деятельностью шахских властей. После массового «беста» в помещении английской миссии, где собралось около 20 тыс. человек, и демонстративного отъезда почти всего высшего духовенства из Тегерана в священный город Кум шах был вынужден издать манифест о созыве парламента (меджлиса).

9 сентября 1906 года шаху пришлось утвердить положение о выборах в меджлис, кото­рое предусматривало двухстепенные выборы по куриальной системе, высокий возрастной и имущественный ценз, лише­ние избирательных прав всех женщин, крестьян, рабочих, городской бедноты и большинства ремесленников и мелких тор­говцев.

7 октября в бриллиантовом зале Гулистанского дворца был открыт 1-й иранский меджлис. Главными вопросами, которыми занимался меджлис, являлись:вопрос об установлении твердых цен на хлеб и мясо;вопрос о новом иностранном займе;вопрос об организации иранского национального банка;вопрос об иностранных, таможенных и почтовых чиновников, в частности бельгийских, разбор поступавших в меджлис жалоб; разборка основного закона – конституции.

B сентябре 1906 г. состоялось открытие меджлиса, а в декабре, за несколько дней до смерти шаха Мозаффер-эд-дина, меджлис утвердил первую иранскую конституцию, разработке и принятию которой в большой степени способствовали энджумены.

Конституция стала почти немедленно нарушаться правительством и его чиновниками. Новым фактором явилось англо-русское соглашение о разграничении сфер влияния в Иране, которое было заключеноЗІ августа 1907 г. Иран по этому соглашению делился на 3 части: Северный Иран (наиболее населенный и богатый) оставался в сфере русского влияния; Центральный был объявлен нейтральным (и теоретически открытым Германии); Южный Иран, богатый нефтью и прикрывавший доступы к Индии и Персидскому заливу, признавался сферой влияния Англии.

После разгона меджлиса в 1908 г. и воцарения реакции последовал новый виток революционного движения, центром которого не случайно стал Тебриз, главный город Иранского Азербайджана. Восстание в Тебризе (1908—1909 гг.) было подавлено: город был занят царскими войсками.

Весной 1909 г. борьба за восстановление попранной конституции вспыхнула с новой силой. Из Гиляна начали наступление на столицу отряды революционных волонтеров — «фидаев». Бахтиарские племена выступили со стороны Исфахана. 13 июня Тегеран был взят. Моххамед-Али вынужден был отречься от престола в пользу своего 10-летнего сына Ахмеда, при котором было учреждено регентство. Конституция 1906 г. была восстановлена, и был созван 2-й меджлис. Новое иранское правительство состояло из умеренно-либеральных деятелей, представлявших интересы крупной торговой буржуазии и помещиков.

B 1911 г. царское правительство ввело войска в северные провинции Ирана. Меджлис снова разогнали.Революция 1905—1911 гг. оказалась незавершенной. Каджарская династия сохранилась, остались в неприкосновенности привилегии ханов и феодалов, феодальная раздробленность преодолена не была. Внутренняя контрреволюция подавила революционное движение с помощью России на севере и Англии на юге. Однако главная цель революции — введение конституционных рамок была достигнута. B период революции впервые на политическую арену вышли представители торговой буржуазии и либеральные помещики.

ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ: Революция пробудила широкие народные массы борьбе за демократию и национальную независимость против феодальных отношений и империалистического гнета.Она привела к провозглашению конституции и к созданию первого в странах Востока парламента – меджлиса. Конституционной монархией стала.

В Иране в процессе революции были созданы такие формы революционной организации, как энджумены, которые хотя и находились под влиянием и руководством буржуазии, явились своеобразным зародышем революционно-демократической власти. Были созданы также федайские отряды, игравшие роль народной, революционной гвардии. Организованны были находившиеся под сильным влиянием революционных социал-демократов муджахидские организации, которые выдвинули программу требований, отвечавших интересам демократических трудящихся слоев населения, в том числе рабочих и крестьян.

ВОПРОС

Теодор Герцль был убежден, что ни ассимиляция, ни эмансипация, ни эмиграция не решат "еврейский вопрос", - решить его может только и исключительно физическое отделение преследуемых от преследователей. Герцль видел в "еврейском вопросе" НАЦИОНАЛЬНЫЙ вопрос, требующий политического и государственного решения, а для этого необходимо добиться согласия и поддержки культурных народов. По его мнению, пока евреи будут искать альтернативные решения, такие, как ассимиляция, смешанные браки, эмиграция, антисемитизм сохранит свое влияние в общественной, экономической и культурной областях. Антисемитизм, по мнению Герцля, вытекает из самого существования евреев, считающихся «чужеродным телом». Герцль пришел к выводу, что проблема антисемитизма – это, в сущности, заколдованный круг, и единственная возможность разорвать его – это вывести евреев из антисемитского окружения посредством освобождения антисемитского мира от евреев. А именно, необходимо дать евреям суверенное государство.

Первым его шагом было обращение не к массам еврейского народа, а к богатым евреям: барону Гиршу и барону Ротшильду. Герцль полагал, что они обеспечат сумму денег, необходимую для приобретения подходящей территории, и финансируют эмиграцию. Оба отвергли просьбу Герцля. Самого Герцля они сочли сумасшедшим. Тогда он сделал второй шаг – обратился к еврейскому народу. В 1896 году Герцль опубликовал книгу «Еврейское государство». Герцль показал, что еврейское государство – это не волшебный сон, а идея, которую можно претворить в жизнь. Его сила заключалась в его уверенности, что еврейское государство будет существовать.

Герцль сформулировал положение, гласящее, что для осуществления национального решения – создания еврейского государства – в первую очередь евреям необходимо добиться политических прав в Земле Израиля, и только после этого начинать процесс заселения страны. Герцль не признавал значимости того, что он назвал «просачиванием» небольшого количества евреев в Землю Израиля, т.е. создания нескольких сельскохозяйственных поселений при поощрении ХовевейЦион и барона Ротшильда. Знаменем Герцля стал политический сионизм, в отличие от практического сионизма ХовевейЦион во главе с Усышкиным, которые проповедовали производительный труд в Земле Израиля, даже если поначалу не будут гарантированы политические права евреев.

Герцль работал в двух направлениях: дипломатическом и организационном.

В области дипломатии – Герцль добивался международного признания своей идеи через личные встречи с высокопоставленными государственными деятелями.

В области организации – он стремился развернуть движение за еврейское государство и создать руководство движения.

Герцль понял, что успех движения зависит именно от народных масс, роль которых Герцль оценивал теперь все выше и выше. Так созрел план Герцля созвать конгресс сионистских активистов. В течение года Герцль сумел воплотить идею конгресса в жизнь.По мере того. как приближалось время начала конгресса, росло сопротивление различных еврейских кружков, возражавших против его проведения. Их протесты не помешали Герцлю продолжать подготовку встречи. Он пришел к заключению, что движению необходим собственный печатный орган, через который сионистская идеология будет донесенадо большинства евреев. В июне 1897 года он за свой счет основал еженедельник «Мир» (DieWelt), полностью посвященный вопросам сионизма.Правой рукой Герцля был Макс Нордау. Макс Нордау являлся яростным сторонником политического сионизма.

Первый сионистский конгресс был торжественно открыт в Базеле в воскресенье 19 августа 1897 г. 197 делегатов представляли сионистское движение всего мира. Центральной фигурой конгресса стал Герцль. Конгресс открылся речами Герцля и Макса Нордау. Они описали цели сионистского движения. После этого депутаты приступили к обсуждению насущных целей сионизма.

Среди прочего были приняты важнейшие решения о дальнейшей деятельности всемирной сионистской организации.

«Сионизм стремится к созданию гарантированного общественным мнением национального очага еврейского народа в Земле Израиля».

Бело-голубой флаг со Звездой Давида был принят как национальный флаг еврейского народа. Для достижения цели – создания национального очага еврейского народа – были выработаны четыре направления действий:

1) Заселение Земли Израиля крестьянами, торговцами, ремесленниками.

2) Создание и объединение всех сионистских организаций в каждой стране в соответсвии с ее законами.

3) Работа по воспитанию национального чувства и национального самосознания масс.

4) Деятельность с целью достичь согласия правительств на достижение целей сионизма.

Эта программа была сформулирована так, чтобы осуществить компромисс между сторонниками Герцля и ХовевейЦион – политическим сионизмом и практическим сионизмом.

Была основана Всемирная сионистская организация. Ее высшим органом был объявлен Всемирный сионистский конгресс. Были избраны выборные органы сионистской организации: исполнительный сионистский совет, президиум, административные органы, президент.Были установлены правила выборов депутатов конгресса. В основу было положено преставление о том, что конгресс является представительной трибуной всего еврейского народа. На конгрессе будут представлены все еврейские общины.Были составлены планы и приняты основы решений для создания дополнительных органов, необходимых для достижения целей сионизма.Среди них: Национальный банк, Национальный фонд для финансирования проектов сионистской организации, Фонд для приобретения земель в Палестине.

На Первом сионистском конгрессе была создана организационная основа – Всемирная сионистская организация. Сионизм превратился в массовое национально-демократическое движение. Проводя конгресс, Герцль намеревался:1) Организовать сионистскую пропаганду в еврейских общинах.2) Получить необходимое для сионистской деятельности финансирование.3) Организовать еврейскую иммиграцию в Землю Израиля, получив «Указ о правах» у турецких властей.

Так как Герцль считал еврейскую проблему проблемой международной политики, то он постарался придать конгрессу вид заседания парламента, а своей должности президента конгресса – образ главы государства.Первый сионистский конгресс добился поставленных Герцлем целей. По окончании конгресса Герцль записал в своем дневнике:«В Базеле я основал еврейское государство... в главном государство уже создано – желанием народа создать государство».Герцль заложил его основы.

Название «сионизма» – от слова «Сион», холма в Иерусалиме, ставшем символом этого города и всего Эрец-Исраэля.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!