Чаепитие в русской литературе и искусстве

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………….. 3

2. Глава 1. Происхождение чая в России………………….. 4-6

3. Глава 2. Чаепитие в русской литературе и искусстве ….. 7-10

4. Заключение ………………………………………………... 11

5. Использованная литература ……………………………… 12

 

Введение

 

 

Чай пьют народы мира всегда - и в будни, и в праздники. Поэтому чай занимает второе место среди жидкостей по частоте использования в мире (первое место принадлежит воде). Древнекитайское изречение гласит: «Лучше три дня обойтись без пищи, чем один день – без чая».

Человечество уже давно не мыслит себя без чая. А как разнообразны традиции приготовления и употребления чая в мире!

Например, удивительны знаменитые чайные церемонии, принятые в Китае и Японии. Они немного отличаются друг от друга, но одинаково великолепны в эстетическом понимании.

Есть замечательное русское чаепитие – с самоваром, вареньем, пирогами и баранками.

Есть почти официальный английский файф-о-клок, когда чай пьют обязательно с молоком (по мнению англичан, «чай без молока – почти что отрава»). Согласно вековой традиции, чай с молоком пьют со всей английской чопорностью: с кексами, со светской беседой и обсуждением погоды.

Есть чай арабского Востока, который разливают в тоненькие стеклянные стаканчики.

Есть обжигающий среднеазиатский зеленый чай, который пью из пиалы – так спасаются от жары.

А еще, например, есть калмыцкий чай. Его готовят, прокипятив плиточный чай с молоком, сливочным маслом (или бараньим жиром) и пряностями.

Итак, представители разных народов пьют чай разнообразными традиционными способами уже более 3000 лет, но в нашей работе мы расскажем о чае в русской литературе и искусстве.

 

Глава 1.

Происхождение чая в России.

Чай в словаре Даля означает: «деревцо Thea bohea et viridis, чайное дерево или подсушенные листья его и самый настой этих листьев, напиток. Произносится также цай, чвай».

Ожегов С.И. дает совсем другое определение чаю:

1. Культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают ароматный тонизирующий напиток (Сбор чая).

2. Высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения (черный, зеленый чай).

3. Настой из заваренных, сушенных листьев или плодов какого-нибудь растения, ягод (липовый чай).

Чай на Востоке был известен с глубокой древности. Россия первая среди европейских стран познакомилась с чаем: монголы, буряты, калмыки употребляли напиток из кирпичного чая уже в 15 веке., сибирские землепроходцы, побывавшие у китайских границ, оценили силу напитка в 16 веке. Чаевничать на Руси начали лет 300 назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими товарами. Никто уже не вспомнит о том, чай – чужак, иностранец, который прижился в России.

В 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, где им удалось описать местный напиток. Таким образом, первое в России письменное упоминание о чае относится к середине 16 века. А в начале 17 века чай начали употреблять при дворе русских царей.

В 1618 году китайские послы привезли в подарок Михаилу Федоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. А двадцать лет спустя, уже русский посол Василий Старков преподнес царю дар монгольского хана – 64 кг чая. Самое интересное заключается в том, что посол всячески отказывался от этого, как ему, очевидно, казалось никчемного груза, но монарх и его приближенные настояли на своем и груз посол забрал.

Вскоре у русских появилась возможность убедиться на практике в лечебных свойствах чая. Заболел царь, придворный врач попытался лечить его настоем чая. Результат оправдал его ожидания. С тех пор чай начал приобретать популярность не только как вкусный тонизирующий напиток, но и как лечебное средство.

В 17-18 вв. чаепитие в России было привилегией двора и богатых вельмож, затем стала постепенно распространяться в дворянских и купеческих слоях. В народную среду чай проникал медленно из-за финансовых трудностей и религиозного консерватизма. В начале 19 в., несмотря на нежелание некоторых староверов, в дворянских кругах России чай стал самой обычной принадлежностью быта.

В конце XIX в., после реформы 1861 г., круг потребителей чая неуклонно расширялся, постепенно включая в себя широкие слои народа, что можно связать с постепенным ростом благосостояния средних сословий России (мещанского, разночинного). В связи с этим стремительно росло количество ввозимого в страну китайского чая, появлялись чаеторговые фирмы, крупнейшими из которых следует назвать купеческие дома Поповых и Боткиных.

На Руси чаевничать любили все, от мала до велика. Чаепитие в России не было доведено до уровня ритуала, как в Японии, да, наверно, это и противоречило бы "загадочной" русской душе. Русской традиции более свойственна поэтичность и многоликость форм. Однако и здесь существуют обязательные элементы, нашедшие свое отражение даже в архитектуре - строительстве при домах больших открытых южных веранд, выходящих в сад. В провинциальных городах, к счастью, можно и сейчас видеть такие уютные деревянные дома с верандами, уцелевшие от смерчей революций и войн. Хорош чай летним вечером на такой веранде или в саду, когда семья собирается у самовара, течет неспешная беседа, все наслаждаются душистым чаем с медом, молоком и ароматами вечернего сада. Пили чай долго, напиток освежал, бодрил, поэтому любые - и деловые в том числе - вопросы решались успешно.

Мы уже говорили о том, что чай пришел в Россию с Востока через Китай, с народами Азии (бурятами, калмыками, монголами и т.д.). Сейчас речь пойдет о нашем родном калмыцком чае.

Говорят, калмыцкий чай подарили нам монголы, которые, будучи народом кочевым, расселили культуру этого чая по всей Средней Азии, а также ближе к многонациональной европейской части России. Есть так же версия, что пришёл к нам калмыцкий чай из Тибета. Чай представляет собой в первую очередь смесь черного и зеленого чаев и смесь степных трав, основу которых составляет бадан (распространён от Средней Азии и Афганистана до Китая и Кореи).

Калмыцкий чай известен как джомба. Его рекомендуют для похудения, ведь в нем содержится зеленый чай, который ускоряет обмен веществ и выводит токсины из организма. Также калмыцкий чай очень питательный и после него ещё долго не хочется кушать. Приносит пользу калмыцкий чай и кормящим мамам, т.к. способствует лактации. Ещё чай прогоняет хмель, поднимает жизненный тонус и обеспечивает приток сил и энергии.

Рецептов приготовления калмыцкого чая очень много. В основу приготовления его входят молоко, соль, сливочное масло, добавляют чёрный перец и другие специи.

Во многих селах на Востоке гостей встречают именно калмыцким чаем, который очень полезен и питателен. В голодные времена этот чай заменял жителям степей и первое, и второе, и третье блюдо.

Калмыкам также известна легенда о происхождении чая, которое связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. В ней говорится, что однажды Цзонхавы занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его "божественным" (деедсн идеи), и порекомендовал Цзонхаве употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю, он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год (нег нас зуух) и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже "хальмгця" («джомба»).

С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежегодно совершать чайный ритуал подношения божествам (дееҗ, өрглтн).

Есть стихотворение БосиСангаджиевой о калмыцком чае:

 

Какой калмык в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой! Он с перцем,
И с маслом, и со свежим молоком.
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Завоет ли вечеровая вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной –
Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш калмыцкий чай степи родной.
Я потчевала гостя им недавно,
А гость приехал к нам издалека.
Он пил и приговаривал: «Как славно,
Есть в чае жар сердечный степняка.
В нем запахи я чувствую степные
И чувствую дыханье роз в меду.
У вас его отведал я впервые
И лучшего напитка не найду!

 

Таким образом, во всем мире нет напитка куда богаче и полезнее, чем чай.

 

 

Глава 2.

Чаепитие в русской литературе и искусстве

 

«Я должен был пить много чая, ибо без него не мог. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души».

Лев Толстой, русский писатель

Первые упоминания чая в русской литературе дал Антиох Кантемир в комментариях к своей второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» (написана в России, ходила в списках, издана в 1762 году): «Всем известно же, что лучший чай (пахучий и вкусный листок древа, так называемого) приходит из Китая и что, того листика вложив щепоть в горячую воду, вода та становится, приложив кусок сахару, приятное питье». К середине XVIII века чай в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Петербуржцы начинали день с кофе. «А я, проспавши до полудня курю табак и кофий пью», - так говорил Г.Р.Державин в своей оде «Фелица».

По словам бытописателя Москвы И.Т. Кокорева, чай был пятой стихией жителей Белокаменной. В начале XIX века москвичи предпочитали пить чай из стаканов и многие, как свидетельствует Д.И. Свербеев, с недоверием относились к петербургскому обычаю разливать чай в большие чашки.

Благодаря драматургии Островского, отмечает историк русской кухни В.В. Похлебкин, с последней трети XIX века чай стал считаться в русском народе купеческим напитком, «несмотря на то, что в действительности, исторически он был с середины XVII и до середины XIX века, то есть, в течение 200 лет, преимущественно, а иногда и исключительно, дворянским! Но дворянская литература, как ни старалась отразить этот исторический факт, не преуспела в этом отношении».

Художественная литература, может быть, и не преуспела, а вот мемуарная содержит огромное количество описаний чайного стола, который имел очень важное значение в жизни дворянства. Из мемуарных источников мы узнаем о ценности чая в дворянской среде начала XIX века.

П.П. Соколов, сын знаменитого живописца П.Ф. Соколова, вспоминал: «Чай тогда только что начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным».

Со времен войны 1812 года широко известен был чай с ромом, неоднократно упоминаемый А.С. Пушкиным: «Оставя чашку чая с ромом, Парис окружных городков подходит к Ольге Петушков».

Чай пили как за большим столом, так и за отделным чайным столиком. Обычай разливать чай за отдельным столом пришел в Россию из Европы в последнюю четверть XVIII века.

«Перед диваном стоял стол замореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе — чайный прибор, продолговатый, с ручкою наверху, самовар красной меди, больший поднос с низенькими, на китайский образец, чашками, масло в хрустальной граненой, маслянице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках», — читаем в повести А. Заволжского «Соседи», опубликованной в «Московском наблюдателе» за 1837 год.

Русское чаепитие 19 века называли чаепитие помещичьим. Помещичьи чаепития прекрасно описаны у Лескова, Гончарова, Тургенева и Гоголя.

"Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что-нибудь по вкусу" (Гончаров И.А. "Фрегат "Паллада").
А Дюма-отец, автор кулинарного словаря, вот что написал о русском чаепитии: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время именно Китай, где чай был известен с доисторических времен, основной поставщик чая, в Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. "Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора.

Многое можно узнать о русском чаепитии из классики русской литературы. Читаем у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» строки о том, как Татьяна Ларина пишет письмо-признание Евгению Онегину...
«Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
Но, дверь тихонько отпирая,
Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
«Пора, дитя мое, вставай...»
Итак, с чашки чая начался для Татьяны день томительного ожидания. Тем временем «приехал Ольгин обожатель», и в доме Лариных накрывают стол...
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е...»
И еще мы находим в романе авторское отступление, в котором также речь о чае:
«И чай несут. Люблю я час
Определять обедом, чаем И ужином.
Мы время знаем
В деревне без больших сует:
Желудок — верный наш брегет…»

В «Станционном смотрителе» мы узнаем, что первая забота героя повести, приехавшего на станцию после проливного дождя, была поскорее переодеться, вторая — спросить себе чаю... «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила...».

Говоря о том, как Пушкин описывал чаепитие, я отмечу, что в своих произведениях он писал и о калмыцком чае, который ему не понравился. Так, в «Путешествии в Арзрум» Пушкин пишет: «Калмыки располагаются около станционных хат. У кибиток их пасутся их уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского. На днях посетил я калмыцкую кибитку (клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком). Все семейство собиралось завтракать. Котел варился посредине, и дым выходил в отверстие, сделанное в верху кибитки. Молодая калмычка, собою очень недурная, шила, куря табак. Я сел подле нее. "Как тебя зовут?" — ***. — "Сколько тебе лет?" — "Десять и восемь". — "Что ты шьешь?" — "Портка". — "Кому?" — "Себя". Она подала мне свою трубку и стала завтракать. В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Она предложила мне свой ковшик. Я не хотел отказаться и хлебнул, стараясь не перевести духа. Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже. Я попросил чем-нибудь это заесть. Мне дали кусочек сушеной кобылятины; я был и тому рад. Калмыцкое кокетство испугало меня; я поскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи».

В любом случае Пушкину калмыцкий чай пришелся не по вкусу, может быть, из-за бараньего жира.

Традиции русского чаепития нашли свое отражение в классической литературе и искусстве. Великие русские писатели и поэты - А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и другие, являясь любителями и ценителями чая, описывали в своих произведениях обычаи русского чаепития. Лев Толстой с восторгом говорил, что этот напиток имеет чудодейственную силу, "высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине души.

Что же такое русское чаепитие? Об изначальном отношении к чаю в России можно судить по пословицам того времени:
Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи.
Чай, кофе, картофель, табак прокляты на семи вселенских соборах.
Кто пьет чай, тот спасения не чай.
Кто пьет чай, отчаивается от Бога.

А вот что писал С.Т.Аксаков о чаепитии: «Дедушка накушался досыта любимого потогонного напитка с густыми сливками и толстыми подрумяненными пенками».

Русское чаепитие описывает и Шишков в «Угрюм-реке», и Лесков, и в пьесах Островского и т.д. В живописи тоже отражено русское чаепитие – это Перов «Чаепитие в Мытищах», Кустодиев «Купчиха на балконе», «Осень в провинции. Чаепитие», «Чаепитие».

Горожане и мещане тоже пили чай, хотя и с меньшим шиком («В чайной» и «Сундучник» Кустодиева). Они старательно, но не очень копировали манеры «высшего света», что описано в произведениях Чехова и Аверченко. Сцены совсем уж бедняцкого чаепития встречаются у Горького, Гиляровского, Глеба Успенского.

Итак, русское чаепитие очень красочно написаны русскими писателями и поэтами в своих произведениях.

 

Заключение

 

 Таким образом, в России чай приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Да еще и пришел он с востока, откуда много веков приходили на Русь беды: то половцы, то татаро-монголы. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои лесные чаи всегда под рукой. И только в начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

Чай, а именно русское чаепитие, был также описан во многих литературных трудах, в основном в дневниковых записях и путевых очерках. Например, Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры.

Очень много есть описаний русских чаепитий, и в этой работе мы дали только некоторые факты из истории русского чаепития.

 

 

Использованная литература

 

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб., 1957

2. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – М., «Изд-во АСТ», 2004

3. Ожегов С.Ю., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000

4. Похлебкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. – М,. Центрполиграф, 2004

5. Сахаренко А. Русское чаепитие. – М., Просвещение, 2005

6. Субботин А. Чай и чайная торговля в России и других государствах. – СПб., 1992

 

 


 

 

 

Калмыцкий чай

 

 

 

В.Первунинский «Чаепитие в сиреневом саду»

 

 


Б.Кустодиев «Купчиха на балконе»

 

 

 

 

Б.Кустодиев «На террасе»

 

 

 

В.Перов «Чаепитие в Мытищах»

 

 

18

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!