Противопоставление героев — основной приём в композиции романа.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· рассмотреть систему образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», состоящую из представителей идеологических лагерей разных поколений.

Задачи:

· раскрыть особенности романа и изучить историю его создания;

· рассмотреть смысл названия, определить нравственную и философскую проблематику романа;

· выявить общественные, культурные и духовные ориентиры «отцов» и «детей».

На занятии

мы узнаем:

· об истории создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

мы научимся:

· определять нравственные и философские проблемы;

мы сможем:

· выявить общественные, культурные и духовные ориентиры «отцов» и «детей».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Как отразилась политическая борьба 1860-х годов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2. В чём смысл названия, нравственная и философская его проблематика?

3. Как автор показывает общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»?

 

Тезаурус

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений,

Народный герой — человек, возложивший на себя большую, чем предъявляется к людям общепринятыми нормами, меру ответственности и обязанностей и совершивший деяния, выдающиеся по масштабу, последствиям и значению для национального развития.

Нигилизм — философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.

 Нигилист — это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Революционер — человек, который произвёл полный переворот, открыл новые пути в какой-нибудь области жизни, науки, производства.

Роман — один из видов эпической, повествовательной литературы — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Основное содержание занятия

Проблемные вопросы

§ Как отразилась политическая борьба 1860-х годов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

§ В чём смысл названия, нравственная и философская его проблематика?

§ Как автор показывает общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»?

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать художественной летописью эпохи середины XIX столетия. Идеи и образы, воплощённые в произведении, тесно связаны со временем, в которое жил сам писатель.

Тургенев продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В России 60-х годов XIX века общественные взгляды на развитие событий в стране разделены. Часть населения поддерживает мировоззрение консерваторов — сторонников привычного уклада. Представители революционно-демократической оппозиции призывают народ к решительным действиям и свержению старого режима.
Иван Сергеевич Тургенев задаётся вопросом, какова дальнейшая судьба страны: «Я напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…».

Свои размышления писатель выражает в романе «Отцы и дети», который заканчивает в 1861 году. Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике. Название не случайно: образы «отцов» и «детей» воплощают черты разных общественных интересов.

Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, между демократизмом и аристократизмом.

На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился. И смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия двух общественно-политических лагерей, зарождение нового типа людей.

 «Дети» — это представители демократического поколения. Они не желают и не могут жить по-старому, призывают разрушить давно существующие ценности. Такие действия автор называет «нигилизмом». По словам литературоведа Никиты Ивановича Пруцкова, нигилисты «готовы были отрицать прекрасное искусство, эстетику… Называли себя “ужасными реалистами”, сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Противоположные взгляды и ненависть друг к другу вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства. Евгений называет Павла Петровича «феодалом», «архаическим явлением», жизнь его — «пустота и распущенность», его принципы — пустые слова человека, который «сидит сложа руки».

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — так поясняет сам Тургенев, считая основным конфликтом в произведении споры Базарова и Кирсанова, то есть, демократов и либералов.

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведет борьбу Базаров.

Молодой нигилист — сын лекаря, а дед его пахал землю. Он из простой среды, из людей, которым знакома крестьянская доля, поэтому хочет изменить тяжёлое положение простых тружеников. Но почему Базаров изображён равнодушным к судьбе народа? Недоверчивые мужики называют самоуверенного Базарова «вроде шута горохового». По мнению писателя, герою нет дела до того, как будут жить крестьяне после реформ, он считает, что простой люд находится на низшей ступени развития.
Евгений образован и твёрдо уверен, что знания и опыты нужны для того, чтобы понять и объяснить явления окружающего мира, болезни людей, пороки современного общества. Искусство молодой человек считает бесполезной тратой времени, не видит в нём «никакого практического смысла», для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Он отрицает отжившие формы общественной жизни, аристократические принципы, Бога, обычаи народа, любовь, дружбу.
Тургенев поясняет: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, … сухостью и резкостью, …я (как писатель) не достиг своей цели». То есть, герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.
Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой». Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».
Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе. Таким образом, автор подчёркивает ценность связи между поколениями, которую необходимо беречь.

Писатель не обходит стороной и тему любви. Молодой нигилист презирает людей, теряющих голову от чувств: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...».
Богатая молодая вдова Анна Одинцова симпатична Евгению, но он старается этого не показывать. Отрицая любовь, смеясь над Павлом Петровичем, Базаров попадает в подобную ситуацию: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» ... «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь.
Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.
Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

Тургенев мастерски передаёт через выразительную речь героев их мысли, характеры, привычки и индивидуальность. Яркие портреты помогают понять духовную сущность персонажей и их нравственные принципы.

Роман «Отцы и дети» (1861) был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1862 году и вызвал огромный общественный резонанс. Критики обсуждали сложный образ главного героя и описание переломного для России исторического момента. Больше всего литераторов занимал вопрос отношения самого Тургенева к своему герою Базарову. Так, Д. И. Писарев в своей статье «Базаров» писал: «Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишённое значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми лёгкими проблесками цинизма...».

 

I Основные выводы

В основе сюжета романа «Отцы и дети» — конфликт либералов и демократов, столкновение людей с различными взглядами на жизнь. Новое прогрессивное поколение, жаждущее перемен и желающее развиваться, противостоит представителям старого дворянства, которые не хотят смены порядков.

Противопоставление героев — основной приём в композиции романа.

Разбор заданий Тренировочного модуля:


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!