Основные даты жизни и деятельности

Лекция 6

Система организации учебно-воспитательного процесса
в Симбирской чувашской учительской школе

       Иван Яковлевич Яковлев вошел в историю школы и педагогики России и мира как великий чувашский педагог-просветитель, основатель двуязычной национальной школы, писатель, переводчик и общественный деятель.

       Родился И.Я. Яковлев 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан) в чувашской крестьянской семье. На третий день от роду он остался круглым сиротой и воспитывался в чужой семье. Приемных родителей считал родными и узнал, что он сирота только тогда, когда ему исполнилось 17 лет, и увидел свою метрику о рождении и крещении, хотя по некоторым намекам односельчан догадывался и раньше.

       В 1856 году его отвезли в с. Старые Бурундуки учиться в удельное училище в 8 километрах от д. Кошек. Жил он в русской семье Мушкеевых, чтобы хорошо овладеть русской разговорной речью. Заведовал училищем священник А.И. Баратынский, который впоследствии стал духовным наставником И.Я. Яковлева.

       Преподавание велось по ланкастерской системе, только на русском языке, а в числе учащихся более половины были чувашские дети, не знавшие русского языка. За лень и шалости секли розгами. Однажды Баратынский высек и Яковлева за неприготовленный урок: дали 6-7 ударов розгою. «Было не больно, но неприятно», - вспоминает он об этом.

Как лучший ученик Яковлев после Бурундуковскго училища был направлен в Симбирское удельное землемерное училище. Об учебе в этом училище он пишет, что остается навсегда благодарным землемерному училищу за то, что оно приучило его работать.

 В 1864 году, будучи мерщиком удельного ведомства, Яковлев работал в деревне Винновка Симбирской губернии. Здесь он тяжело заболел лихорадкой, к нему заехал управляющий имениями поляк О.Л. Косинский, который предложил Яковлеву переехать в свою усадьбу. Живя у Косинских, И. Я. Яковлев поинтересовался, есть ли книги на польском языке. Узнал, что есть. Почему же, - думает он, - нет таких книг на чувашском языке! Ему было досадно и обидно. Он решает, для того чтобы чего-либо добиться, необходимо получить хорошее образование, то есть идти в гимназию и университет.

       По закону Яковлев был обязан отработать мерщиком 8 лет. Для того чтобы поступить в гимназию, он подал прошение управляющему удельным округом А.Ф. Белокрысенко об увольнении со службы по удельному ведомству. Но тот, подозревая его в том, что он собирается в частную практику, отказал в прошении. И.Я. Яковлев начал борьбу. Подал прошение в Петербург. Получил отказ. Он решил откупиться и подал прошение такого содержания. Ему снова отказали. В 1866 году об этом он рассказал А.И. Баратынскому, который попросил генерала Головинского обратиться к губернатору Симбирска. С этой просьбой Яковлев сам явился к губернатору, но безуспешно. Тогда Яковлев подал прошение прямо самому министру. Долго ждал ответа. В это время его перевели в Алатырь, но он продолжал готовиться в гимназию, брал уроки.

       В Алатырь приезжал с ревизией Белокрысенко. Он вызвал Яковлева к себе и накричал, что никогда не быть ему в гимназии. От обиды Яковлев даже заплакал. Но через день он получил ответ из Петербурга, что уволен без всякого выкупа. Из этой неравной борьбы Яковлев вышел победителем и сделал вывод, что борьба за право дальнейшего образования закалила его волю, следовательно, повело к лучшему.

       В августе 1867 года девятнадцатилетний И.Я. Яковлев сдал экзамены в 5 класс Симбирской мужской гимназии, но с трудом. По его словам, на экзаменах к нему отнеслись снисходительно. Особенно он был слаб по русскому языку и естественной истории.

       В гимназии он учился усердно, долго не давались ему русский и немецкий языки. Учитель русского языка и словесности Виноградов зло вышучивал сочинения Яковлева. Зная, какая судьба ожидает сочинения, он подтягивался, тщательно обрабатывал их.

Один из своего выпуска Яковлев получил золотую медаль, но еще до окончания гимназии с октября 1868 года он создал в своей квартире школу, пригласив из своей родины 4-х мальчиков: Алексея Рекеева, Егора Улюкова, Ивана Исаева (русского парня) и Василия Кашкарова. Эта школа стала впоследствии Симбирской чувашской учительской школой-семинарией.

       В 1870 году Яковлев окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Школа продолжала существовать, старшим учеником был назначен Рекеев. И. Н. Ульянов следил за деятельностью самодеятельной школу и в 1871 году назначил официального учителя В.А. Калашникова, который полгода занимался с учащимися даже бесплатно.

       В Казанском университете студент Яковлев познакомился с профессором Николаем Ивановичем Ильминским, создателем крещено-татарской школы в Казани. Здесь он занимается переводами с русского на чувашский язык, вырабатывая чувашский алфавит по законам фонетики. 

       Н. И. Ильминский убедил Яковлева в том, что в основу образования чувашей должен быть положен родной язык, письменность на основе русской графики, что это правило должно применяться вообще ко всем инородцам. Таким образом, Яковлев при помощи Белилина и Тимрясова (ученика Казанской крещено-татарской школы) составил первый вариант алфавита чувашского языка и в 1872 году выпустил чувашский букварь, а в 1873 году вышло второе издание букваря. Это были первыми учебниками для чувашских детей, составленные по алфавиту И. Я. Яковлева.

       В 1875 году И. Я. Яковлев закончил филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, а также и руководителем Симбирской чувашской школы. Будучи инспектором, он разъезжал по губерниям Казанского учебного округа, куда входили Вятская, Казанская, Симбирская, Самарская, Саратовская и Астраханская, а также выезжал в Уфимскую и Оренбургскую губернии, где были чувашские школы.

       Глубокое знание народной жизни, народного опыта воспитания детей, глубокое знакомство с передовой педагогической мыслью положительно сказались не только на практических делах школы и учителей, но и оказывали благотворное влияние на формирование педагогических идей и положительного опыта чувашского просветителя. В своей школе он учил логике, педагогике и математике, обращал внимание на самостоятельность и последовательность мышления воспитанников.

       В 1876 году он пишет А.В. Рекееву: «Я школой живу и дышу, всякий раз почти, как бываю в школе, кроме хорошего и отрадного ничего не выношу и считаю это высшей наградой за преданность и любовь к школе»[5 29]. К осени 1875 года, когда Яковлев официально принял Симбирскую чувашскую школу, здесь был 50 человек, в том числе 5 русских и 5 мордовских ребят. Школа помещалась в деревянном доме на втором этаже. Было 4 комнаты (1 класс, 2 спальни, 1 сапожная мастерская). Она была еще начальной одноклассной школой, готовила для поступления в учительскую семинарию, поэтому преподавание предметов было расширено по сравнению с другими начальными школами. Был один учитель и один мастер сапожного дела. Но уже через год в школе стало 5 преподавателей, а с апреля 1877 года она стала Симбирской центральной чувашской школой с правом выпуска учителей, число преподавателей выросло до 7, куплен был новый дом.

       Иван Яковлевич был душой и сердцем своего детища. Бывший учитель этой школы А.В. Годнев (русский по национальности, директор женской гимназии) дал такую характеристику его:

       «Я видел немало людей различных типов и характеров, но никогда не встречал никого с такой железной волей и с такой огромной энергией, какую я постоянно наблюдал у Ивана Яковлевича. Это настоящий фанатик идеи, это человек не какого-либо скоропреходящего порыва, а работник, который преследовал одну и ту же цель десятки лет, не разбрасываясь по сторонам, и который, в конце концов, добился результатов крупного размера, прямо бросающегося в глаза».

       Ученик Яковлева Г.И. Комиссаров (родом из Аликова) обращает внимание на то, как Иван Яковлевич задумал сделать свою школу фабрикой достаточно развитых и квалифицированных народных учителей, что по продолжительности курса обучения школа равнялась классической гимназии.

       Учебный план школы, кроме обычных предметов, содержавшихся в плане учительской семинарии, включал в себе курс средней сельскохозяйственной школы (полеводство, садоводство, огородничество и пчеловодство). Яковлеву удалось включить изучение сельского хозяйства, которое вооружало учащихся познаниями в области агрономии и агротехники и сделать их способными помочь крестьянам поднять свое хозяйство, тем самым поднять их материальное благосостояние и культурный уровень.

       При преподавании трудных предметов и учебных материалов Яковлев прибегал к конспектированию этих разделов. Каждой тройке учеников давал по одной главе, чтобы конспектировали. Лучшие конспекты использовались на уроках. Ученик должен был объяснять материал по конспекту, а затем по учебнику. В отличие от других учебных заведений в школе не было отметок за поведение, не был карцеров, оставление без обеда. Дисциплина поддерживалась серьезным и деловым отношением к учебе и школьной жизни. Единственная мера наказания – исключение из школы. Воспитанники школы не знали обслуживающего персонала – уборщиц, техничек и др. Все делали сами.

Симбирская чувашская учительская школа-семинария, основанная И.Я. Яковлевым в 1868 году как частная школа, стала центром просвещения чувашского народа и явилась прообразом учебного заведения будущего. Оценивая деятельность этой школы, он писал, что только народно-трудовая школа может вывести родной ему народ из того духовно-нравственного тупика, в который он безнадежно был загнан ходом истории и особенностями бытовой обстановки. При этом он особо подчеркивал, что в основу задуманной им школы он убежденно решил заложить труд физический и умственный, обратив это заведение, главным образом в демократически- трудовое. Он отмечал, что жизнь в школе, основанной на труде и по возможности, в отношении быта, приближена к той чувашско-деревенской, простой, трудовой среде, куда выпускники должны были возвратиться в положение учителей.

       Весь внутренний распорядок в школе был подчинен всемерному развитию духовных и физических потребностей учащихся. Каждый час распределялся по различным видам занятий: с 8 до 14 часов велись классные занятия, с 16 до 21 часа, с перерывом на ужин, учащиеся выполняли домашние задания: решали задачи по математике, писали сочинения, готовились к занятиям по истории, литературе, русскому языку, естествознанию, географии и пр. В эти же часы шли занятия в столярной мастерской, проводились спевки, репетиции драмкружка, музыкальные занятия духового и струнного оркестров. Девушки занимались рукоделием, кройкой и шитьем. В этой трудовой атмосфере не было места праздношатающимся. Вся жизнедеятельность школы, преподавание всех предметов, внеклассная и внешкольная воспитательная работа были приближены к жизни чувашского крестьянства.

 

Основные даты жизни и деятельности

И. Я. Яковлева

13 (25). 04. 1848 – день рождения.

1856-1860 – годы учебы в Бурундоковском училище.

1860-1863 – годы учебы в землемерно-таксаторских классах.

1864-1866 – работа сельским мерщиком.

1 (13). 09. 1867 – поступление в 5 класс Симбирской гимназии.

28 (9). 10. 1868 – день основания Симбирской школы.

12 (24). 08. 1870 – поступление в Казанский университет.

14 (26). 10. 1871 – день открытия училища на его родине в Кошки-Новотимбаеве.

1872 – издания чувашского букваря.

1875 – окончание университета, назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа и руководителем Симбирской чувашской школы.

1876 – участие в работе съезда ориенталистов в Петербурге.

1877 – преобразование Симбирской школы в Центральную чувашскую школу.

1878 – открытие женского училища.

1890 – преобразование Центральной школы в Симбирскую чувашскую учительскую школу.

1892 – издание «Первоначального учебника русского языка для чуваш"»

1901 – открытие женских педагогических курсов.

1903 – ликвидация должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа.

1905 – участие в работе Особого совещания по образованию восточных инородцев в Петербурге.

1906 – поездка по странам Европы для изучения учебного дела.

1908 – празднование 40-летия Симбирской чувашской учительской школы и издание «Сказки и предания чуваш», где впервые увидела свет знаменитая поэма «Нарспи» Константина Иванова.

1909 – издание «Первой книги для чтения после букваря».

1911-1912 – организация помощи голодающим Поволжья.

1913 – издание отчета о сельскохозяйственной ферме.

1917 – образование Симбирской чувашской учительской семинарии.

1919 – выход на пенсию.

1922 – выезд в Москву.

1928 – празднование 80-летия со дня рождения, доклад А. В. Луначарского о жизни и деятельности чувашского просветителя.

3.10. 1930 – открытие Чувашского государственного педагогического института.

23. 10. 1930 – кончина И. Я. Яковлева.

1958 – Чувашский госпединститут получает имя И. Я. Яковлева.

1968 – в пединституте открывается музей И. Я. Яковлева.

1980 – награждение Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева орденом Трудового Красного Знамени.

1998 – институт получает статус Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.

 

 

       И.Я. Яковлев разрабатывал теоретические и практические вопросы национальной педагогики. В его педагогической системе важное место отводилось роли родного языка в обучении и воспитании учащихся. Наряду с обоснованием необходимости родного языка как средства обучения и воспитания он практически внедрял его в практику деятельности чувашских школ учебного округа. Он настойчиво внушал мысль о необходимости в том, что владеть сердцем народным возможно, только если учителя не будут чуждаться языка народного. «Служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших», - подчеркивает он в своем «Завещании чувашскому народу».

       В яковлевской педагогической системе особое место занимает проблема обучения русскому языку чувашских детей. «Русский язык делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух… Русский язык – открытое окно в большой мир, широкая дорога к культурному прогрессу чувашского народа» – подчеркивал педагог-просветитель. Он доказывал, что русский язык должен стать вторым родным языком для чувашей, поэтому особое внимание уделял методике преподавания русского языка. По его мнению, русский язык не должен занимать место родного языка, а быть вместе с родным языком учащихся.

       В своей педагогической деятельности он творчески использовал лучшие достижения педагогической науки и чувашского народного опыта воспитания и обучения детей и молодежи. Ему принадлежит изречение, что из крестьянской избы выросла чувашская школа, а из устного народного творчества – чувашская педагогика. В педагогическом творчестве великого просветителя подробно раскрыто образовательное и воспитательное значение математики, истории, естествознания, музыки, рисования и трудового обучения. Он является прямым продолжателем дела и идей Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого. На практике Симбирской школы внедрял и развивал их гениальные идеи, вносил свою лепту в педагогическую науку.

       Созданная им национальная педагогическая система была признана основной педагогической системой национальных школ России. С 1907 года официальна была внедрена в систему национальных школ всей России. Таким образом, дело жизни Яковлева стало достоянием всей России.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!