Используя текст «Шедевры из уральского Златоуста», составьте вопросы к кроссворду.

Мы продолжаем освоение учебного материала дистанционно. Всю необходимую информацию я размещаю в «Сетевом городе», а также дублирую в вашей группе в ВК.

Ваша задача – внимательно ознакомиться с картой урока и выполнить предложенные задания. Задания выполняем в тетради по ОДНКНР письменно.

Если возникли вопросы, пишите сообщение в Сетевом городе или в ВК

Желаю успеха!

 

1. Здравствуйте, если вы еще не сдали работу прошлого урока, то сделаете это сейчас. Фотографии выполненных заданий отправьте личным сообщением в ВК https://vk.com/id207492825

(Ссылка на учебник https://s.11klasov.ru/13989-osnovy-duhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-5-klass-vinogradova-.html )

Запишите в тетради число и тему урока.

 

Тема урока: Творчество и мастерство наших земляков

 

I. Изучение нового материала.

Прочитайте текст.

Богата земля русская народными художественными промыслами. Есть чем гордиться и нашей Челябинской области.

Шедевры из уральского Златоуста

Город Златоуст снискал всемирную славу своим самобытным искусством художественной гравировки по металлу. И хотя изначально у истоков этого промысла стояли немецкие гравёры, основная заслуга в его становлении все же принадлежит талантливым уральским мастерам. Зародилась Златоустовская гравюра в начале XIX века, при правлении Александра I. Именно по его высочайшему указу в Златоусте был создан оружейный центр в дополнение к знаменитому тульскому.

В 1815 году в Златоусте была основана Оружейная фабрика, на которой предполагалось выпускать лишь один вид оружия – клинковое. Для украшения клинков, которые по обычаю вручали военнослужащим в качестве почетной награды, стали применять гравировку. И первоначально она применялась в Златоусте исключительно для этих целей.

 Из города Золинген, знаменитого оружейного центра Германии, в Златоуст для работы был приглашен гравер по холодному оружию Вильгельм Шаф. Делиться секретами своего мастерства с уральскими мастерами он не спешил. Тем не менее, обучались русские быстро и успешно.

Немцы в своей работе неукоснительно придерживались старых традиций. Рисунок наносился с помощью твердой тонкой иглы, после чего вытравливался – именно так работают все граверы. Рисунок состоял из тонких изящных линий, все детали были тщательно проработаны. Сюжеты не отличались особой оригинальностью.

А поскольку уральским граверам многому пришлось учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, это привело к разработке самобытного златоустовского стиля декорирования оружия. Ученики не боялись проявлять фантазию, как при выборе техники гравировки, так и сюжетов. Вместо орнаментов и символов, обычно используемых немецкими мастерами, они стали изображать на клинках целые композиции. Это могли быть античные мифологические мотивы, сцены сражений или охоты, пейзажи.

 

Конечно, такие рисунки требовали огромного художественного мастерства. Научившись получать различные цвета и оттенки с помощью травления, русские мастера изменили и саму технику нанесения рисунка, превзойдя тем самым своих немецких учителей. Из-под их рук выходили не просто клинки, а настоящие произведения искусства.

Первым, кто привнес в технику гравировки нечто совершенно новое и необычное, был один из лучших учеников Шафа Иван Бушуев. Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.

Иван Бушуев любил изображать на клинках военные баталии и сцены из мифов, на его рисунках персонажи не такие застывшие, как у немцев, они полны движения, жизни. Бегство Наполеона из Москвы, переход русских войск через Березину, сражения Отечественной войны 1812 года – вот лишь некоторые темы его рисунков. Очень любил Бушуев изображать бегущих коней. Один из любимых им образов – стремительно летящий крылатый конь Пегас.

 

 

Одной из самых известных работ этого мастера стали рыцарские доспехи, изготовленные в качестве подарка для цесаревича Александра, будущего императора. Над ними в течение четырех лет трудились более 30 мастеров.

 

На протяжении многих лет уральские умельцы работали лишь над украшением оружия, однако позднее, начиная с 1830- 1840-х годов, когда спрос на оружие значительно снизился, стали осваивать и другие сферы. Гравюру стали использовать для украшения предметов быта: шкатулок, подсвечников, самоваров, подстаканников, подносов.

На протяжении 200-летней истории промысла Златоустовские художники-гравёры создали немало настоящих произведений искусства, ныне хранящихся в знаменитых музеях России - в Оружейной палате, Эрмитаже и многих европейских музеях.

 

Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков

Используя текст «Шедевры из уральского Златоуста», составьте вопросы к кроссворду.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!