Миф как коммуникативная система



 

Современный человек мнит себя рациональным существом, весьма далеким от мифа. Вместе с тем наши представления об окружающем мире независимо от нас, на уровне "бессознательного", носят мифологический характер.

Немецкий философ Э. Кассирер, объясняя это явление, писал, что человек "не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу..." И в то же время не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, "среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез". Другими словами, между реальностью и человеком должно быть еще нечто, необходим посредник, который помог бы индивидууму воспринять реальность, выработать отношение к ней. Одной из таких форм является медиакультура, другой - миф, в который можно "упаковать" реальность.

То есть миф, как и медиакультура, представляет коммуникативную систему. Именно эту функцию выделяет Р. Барт: "Поскольку "миф" - это слово, то мифом может стать все, что покрывается дискурсом. Определяющим для мифа является не предмет его сообщения, а способ, которым оно высказывается; у мифа имеются формальные границы, но нет субстанциональных. Наш мир бесконечно суггестивен". Слово-миф способно создавать реальность. О диалектике мифа и его предпосылках размышлял А. Лосев: "Даже всякая неодушевленная вещь или явление, если их брать как предметы не абстрактно-изолированные, но как предметы живого человеческого опыта, обязательно суть мифы. Все вещи нашего обыденного опыта - мифичны; и от того, что обычно называют мифом, они отличаются, может быть, только несколько меньшей яркостью и меньшим интересом".

Итак, медиакультура, средства массовых коммуникаций создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность. Но мифы создают и самого человека.

М. Мамардашвили, определяя миф как "машину культуры", считал, что "человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, такие как ритуалы, мифы, магия и т.д., которые не есть представления о мире, не являются теорией мира, а есть способ конструирования человека из природного, биологического материала". Но "конструирование человека" есть не что иное, как процесс его социализации, то есть формирование мировоззрения, нравственных качеств, ориентации, целостной "картины мира". А это - одна из основных функций медиакультуры в обществе.

Таким образом, миф - не просто посредник между человеком и реальностью, а своеобразный механизм управления человеком, проникающий в его внутренний мир, сферу сознания и подсознания, программируя его. В конечном итоге миф с помощью медиа создает особую мифологическую реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность. При этом конструировать новую, "мифологическую" реальность можно с помощью любых медиасредств (литературы, изобразительного искусства, телевидения, кино, прессы и др.). Дело в том, что " в мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается".

По мнению того же Мамардашвили, "миф есть рассказ, в котором умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы". То есть в восприятии мифа срабатывают те структуры сознания, которые позволяют "упорядочить картину мира", адаптируя индивида к условиям жизни, окружающей реальности. Роль средств массовых коммуникаций в этом процессе трудно переоценить.

Так, В. Ленин в канун событий октября 1917 г. говорил, что успех будет обеспечен только тогда, когда в руках большевиков окажутся почта, телеграф, телефон (средства связи), мосты и банки. А одним из первых декретов новой власти был Декрет о печати, изданный буквально через два дня после переворота.

Среди главных ленинских декретов в социально-культурной сфере был и Декрет о национализации кино - и фотопромышленности от 27 августа 1919 г. "Из всех искусств для нас важнейшим является кино" - знаменитая ленинская фраза определила на несколько десятилетий развитие советского кинематографа.

С помощью медиакультуры в советской России начали создаваться новая идеология и новая политическая мифология, ориентирующиеся на массовое сознание как на главную цитадель мифов.

 

 

Миф как инструмент власти

 

 

С одной стороны, с помощью мифов, которые Мамардашвили назвал "машинами культуры", мы прорываемся к отдельным "файлам", содержащим информацию о прошлом. С другой стороны, мифы - эффективный инструмент "конструирования реальности", что активно использовалось и используется в политических целях.

По определению А. Цуладзе, "политический миф - это миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизация власти, осуществления политического господства". Используемые в качестве инструмента политической борьбы мифы оказывают колоссальное влияние на общество. Политическую мифологию можно назвать "прикладной", поскольку за любым политическим мифом скрыты конкретные интересы определенных лиц и групп. Особенность политического мифа в том, что он всегда стремится стать реальностью. В этом крайне заинтересованы те лица и группы, которые данный миф эксплуатируют. Однако попытки подменить реальность часто кончались трагически, хотя в то же время без таких попыток не было бы истории. Г. Лебон писал: "Все наши художественные, политические или социальные понятия непременно носят на себе могущественный отпечаток иллюзий. Человек иногда повергает в прах эти иллюзии ценой ужасных переворотов, но он всегда бывает вынужден снова извлечь их из-под развалин... Все это пустые тени, дочери наших мечтаний, но они вынудили народы создать все то, что составляет теперь славу искусства и величие нашей цивилизации.

Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение". Иллюзии, о которых пишет Лебон, и есть политические мифы - истинные "локомотивы" прогресса.

Украинский исследователь Г. Почепцов считает, что миф - универсальная конструкция, которую всегда можно наполнить конкретным содержанием. "Миф предстает перед нами как сценарий развертывания имиджа, в котором сразу заполняются до этого пустые роли друзей и врагов главного героя. Миф является целой конструкцией, в этом его принципиальная выгодность, поскольку большое число нужных характеристик теперь будут всплывать автоматически. В случае подключения мифа уже нет необходимости порождать целые тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому или иному мифу". Однако дело не только в конструкции мифа. Миф опирается на архетипы, являющиеся его энергетической подпиткой. У каждого народа свои архетипические особенности, так как архетипы формировались в начале его истории. Сформировавшись, они сопровождают народ на протяжении всего исторического пути. Поэтому политику, чтобы стать мифологическим персонажем, надо не просто создать некую конструкцию, но вписаться в какой-то национальный, "вечный" миф. Среди таковых особое место занимают мифы национальные. Именно они составляют "душу народа", если следовать терминологии Лебона. Национальное самосознание формируется на основе мифов и неотделимо от них. Точнее было бы сказать, что исторические события становятся значимыми для потомков, когда вписаны в структуру национального мифа. В этом смысле история нации - миф, созданный ею о самой себе.

Одним из первых, кто предложил использовать миф в качестве политического инструмента, был теоретик синдикализма Ж. Сорель. Он считал, что мифы должны создаваться искусственно, чтобы воодушевлять массы. Эти идеи, видимо, были навеяны сочинениями Лебона. Но если Лебон осуждал революции и относился пренебрежительно к толпе, то Сорель, наоборот, был певцом революционного насилия. Во всеобщей забастовке он видел мифологическую концепцию, олицетворяющую социализм.

В России выдающимся теоретиком и практиком использования мифов как политического инструмента стал Ленин. Он как никто другой в большевистском руководстве чувствовал великую преобразующую силу мифов, но и сам находился в их плену. Главный миф, который владел Лениным, состоял в неотвратимости победы социализма над капитализмом, в объективном характере выведенных К. Марксом законов исторического развития. Ленин выразил это в формуле: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно".

Своеобразным политическим мифом и одновременно новой религией стала идея коммунизма, которая формировалась постепенно, заимствуя многие атрибуты религии. "Священные писания" классиков марксизма-ленинизма не могли подвергаться сомнению. Их "учение" было объявлено единственно верным, вершиной человеческой мысли. Революционные теории "классиков" стали догматами новой веры.

При И. Сталине удалось создать достаточно цельный квазирелигиозный культ со своей системой мифов. Как в свое время православие, коммунизм насаждался в России "огнем и мечом". "Новый человек" должен был безоговорочно расстаться с прошлым, преодолеть его "пережитки" и перейти в новую веру. Те, кто не подчинялся этим требованиям, объявлялись "врагами" и подлежали уничтожению.

Таким образом, еще одним ресурсом формирования мифов является антитеза "свой-чужой" (срабатывающая прямо противоположно бахтинской теории "диалога культур"). Знаменитая ленинская формула "кто не с нами - тот против нас" становится здесь основным критерием. Герой мифа всегда "свой", те, кто против него, - "чужие", то есть враги, злодеи. В политическом мифе центральной фигурой является сверхчеловек, носитель верховной власти. Архетип сверхчеловека может проявляться в самых различных формах - от монарха-самодержца до диктатора, какой нибудь "банановой республики". Даже в развитых обществах в кризисные моменты истории возникает потребность в сильном лидере.

"Тяга к сильному лидеру, - отмечает Кассирер, - возникает тогда, когда коллективное желание достигает небывалой силы и когда, с другой стороны, все надежды на удовлетворение этого желания привычными, нормальными средствами не дают результата. В такие моменты чаяния не только остро переживаются, но персонифицируются. Они предстают перед глазами человека в конкретном, индивидуальном обличье. Напряжение коллективной надежды воплощается в лидере". К. Юнг в своем интервью в 1938 г. произвел психологический анализ современных ему вождей, и в частности Гитлера: "Не возникает сомнений в том, что Гитлер принадлежит к категории действительно мистических шаманов. Гитлер, который неоднократно показал, что осознает свое мистическое призвание, предстает для фанатиков Третьего Рейха чем-то большим, чем простой человек". Стержнем магического восприятия власти и ее верховного носителя является убеждение подданных, что все в стране зависит от первого лица государства. Дальше простая логика подсказывает, что все проблемы страны может решить только сверхчеловек, наделенный неограниченной властью. Так миф готовит почву для диктатуры.

Еще одним грандиозным политическим мифом является миф о государстве. Само слово "государство" окружено легендами, предрассудками, всевозможными теориями и мифами, что вполне объяснимо. Зарождение и развитие цивилизации было неотделимо от зарождения и развития государства. История человечества - это история государств. Без государства нет истории, нет нации, нет национальной мифологии.

Поэтому понятие "государство", отношение к нему общества играют важнейшую роль в истории народа. Сразу оговорюсь, что реальное государство (то есть государственная машина, бюрократия) не имеет ничего общего с субъектом мифа о государстве. Государства, о котором идет речь в мифах, никогда не было и не будет. Хотя бы по той простой причине, что мифологическое государство - существо одушевленное и обожествленное.

Вспомним распространенные тезисы советской пропаганды: советское государство заботилось о людях, боролось за мир во всем мире, открывало дорогу талантам, защищало рядовых граждан от преступности, карало изменников и предателей, славило героев и т.д. Сверхъестественная природа советского государства подкреплялась культом Ленина, носящим вполне религиозный мифологический характер.

Государство - миф, являющийся краеугольным камнем национальной мифологии. Бюрократическая же машина отнюдь не миф. Это именно машина, которая живет по своим собственным законам. Но это уже не законы мифа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миф — своеобразный механизм управления: он управляет человеком, проникая в его внутренний мир, сферу сознания и подсознания, программирует его. В конечном итоге миф с помощью медиа создает особую мифологическую реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность.

При этом конструировать новую, «мифологическую» реальность можно с помощью любых медиасредств (литературы, изобразительного искусства, прессы и др.). Дело в том, что «в мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается».

По мнению М. Мамардашвили, «миф есть рассказ, в котором умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы».

Таким образом, с помощью медиакультуры в советской России начали создаваться новая идеология и новая политическая мифология, ориентирующаяся на массовое сознание как главную цитадель мифов. Аналогичные процессы шли в системе государственного менеджмента во многих странах, особенно находящихся во власти тоталитарных систем. А основой мифотворчества являлись средства массовой коммуникации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Наталья Кириллова. - Москва.: Акад. Проект, 2005. - 445 с.

2. Мамардашвили М. К. Мой опыт нетипичен [Текст] / Мераб Мамардашвили. - Москва: Азбука, 2000. – 396 с.

3. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины, как способ легитимизации политические власти в России / Л. А. Андреева; [Сост. и науч. ред. А. В. Ващенко]. - Москва.: Ладомир, 2001. – 251 с.

4. Социальная философия: Словарь / [Сост. и ред. изд.: В. Е. Кемеров, Т.Х. Керимов]; Под ред. В. Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. - М.: Акад. Проект, 2003 (Екатеринбург: ГИПП Урал. рабочий). – 556 с.

5. Цуладзе А. Политическая мифология [Текст]: Автандил Цуладзе. - Москва: ЭКСМО: Алгоритм, 2003 (АООТ Твер. полигр. комб.). – 382 с.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 509; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!