Запишите в тетрадь анализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» Ахматовой



А. Ахматова принадлежала к числу тех людей, которые приняли очень мужественное решение в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Многие представители творческой интеллигенции предпочли покинуть страну, Поэтесса горячо любила свою Родину и считала бегство настоящим предательством. Советская власть неоднократно предлагала ей беспрепятственно уехать, но получала неизменный отказ. В 1922 г. из СССР был отправлен так называемый «философский пароход», который стал последней официальной возможностью для эмигрантов. В этом же году Ахматова написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…».

Поэтесса проводит резкую черту между собой и теми, кто проявил малодушие и трусость, оставив свою страну «на растерзание врагам». Она прекрасно понимает, что ее жизнь будет очень тяжелой. Ахматова не питает бесплодных надежд на свержение советского строя. Главное для нее – оставаться вместе со своей Родиной в годы величайших бед и испытаний. Она упрекает и тех, кто резко сменил свои убеждения в угоду новой власти. Несмотря на непрекращающуюся критику и гонения, поэтесса намерена твердо отстаивать свои взгляды («им песен я… не дам»).

Ахматова испытывает одновременно презрение и жалость к тем, кто покинул свою страну. Она уверена, что на чужбине русские люди будут всегда выглядеть несчастными изгоями и предателями. Ахматова с гордостью говорит о тех, кто не побоялся остаться в России. Ежеминутно находясь на грани жизни и смерти, эти люди испытывали невероятные страдания. . Поэтесса уверена, что в будущем ее поступок получит справедливую оценку потомков. Она понимает, что кровавые события навсегда оставили в ее душе неизгладимый след («нет людей бесслезней»). Это закалило ее характер и дало возможность выжить.

Дальнейшая трагическая судьба Ахматовой широко известна. Несмотря на тяжелые личные потери и преследования она до конца жизни последовательно отстаивала свои идеалы. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» можно считать пророческим манифестом поэтессы, которому она никогда не изменяла.

Становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она была убеждена, что жертвовать во имя великих целей революции собственными моральными принципами общечеловеческими ценностями - это не её стезя. Стихи Ахматовой явно не соответствовали требованиям времени: ее поэзия объявляется, враждебной и вскоре становится запретной. В этой круговерти Ахматовой довелось потерять и свободу творчества, и близких людей

.

В апреле 1921 года у Ахматовой вышел сборник "Подорожник". ,а в августе был арестован Николай Гумилев — об этом А.Ахматова узнала на похоронах Александра Блока. Явилось жуткое предвиденье: дни Гумилева сочтены.. Тогда родилось стихотворение "Не бывать тебе в живых".

 

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

 

В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике поэтессы. Начались ее военные стихи так, как начинается всякая солдатская служба, - с присяги:

«Клятва

И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

В июле 1941 года А.Ахматова опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что война все же закончится. Однако , Ахматова понимала, что бороться за победу  придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт. Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене , поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. От лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!». Поэтесса знает, что её чувства разделяют тысячи  женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
23 февраля 1942

 

1942 год. На фронтах идут жестокие бои. . Любимый Ленинград находится в жестокой блокаде. Именно в это время А.Ахматова пишет стихотворение «Мужество», главной темой которого становится мужество народа в борьбе за выживание, сохранение национальной независимости.. Автор призывает дорожить русским языком и культурой, а главное - русский язык обязательно нужно подарить будущим поколениям ("...И внукам дадим, и от плена спасём").Важно, что поэтесса пишет не только от своего имени, но от имени всего народа "мы знаем", "на наших часах", "нас не покинет", "пронесём". Она чувствует себя частью и народа, и его борьбы.

 

Стихотворение «Родная земля» - своеобразный итог нашего урока.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

 В этом стихотворении пересекаются два смысловых плана. Первое значение – обыденное: зашитая в ладанку щепотка земли, хруст пыли на зубах, грязь на калошах – все это земля под ногами. И отношение к ней соответствующее: ее «мелют, и месят, и крошат». Второе значение – возвышенное: земля – Отчизна. Отношение к ней построено на отрицании: «В заветных ладанках не носим на груди. О ней стихи навзрыд не сочиняем». Она «не кажется обетованным раем». Это относится к тем, кто покинул родную страну и эмигрировал. Те же, кто остался со своей страной, не делают ее «предметом купли и продажи».

Мысль о единстве человека и земли, возвышенное и земное предстает как целое

. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно - своею».

. Слово «прах» относится и к земле, и к человеку. Рожденный на земле, он уходит в нее, и оба эти акта – самое значительное из того, что совершается в жизни.

 Вывод.

Тема Родины в лирике Ахматовой многопланова. Раскрывается она в ее творчестве через тему собственной судьбы, через восприятие красоты родной природы, земли, через чувство ответственности перед прошлым, настоящим, будущим. А.Ахматова хотела быть вместе со страной в самых трагических обстоятельствах и считала это своим нравственным долгом.

Домашнее задание. Выучить конспект. Выразительно читать и анализировать указаные в лекции стихи. Стихотворение «Мужество» наизусть.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!