Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»



Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литература

Дата

89 90
13.11.20 14.11.20 12.10.20

Урок 34-35

Тема урока: Поэзия А. Фета как отражение красоты и идеала.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: проанализировать, почему лирика А. А. Фета считается выражением красоты и идеала.

 

Основные понятия:

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Суггестивность — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством «пленительной неясности» — логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.

Используемая литература: Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2019. 367 с. https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%2010%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202/index.html

 

Презентация к уроку:

 Интернет – ресурсы : https://www.youtube.com/watch?v=oK7vbK1XGGU Афанасий Фет – поэт

(Дата обращения 11.11.20)

 

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

Афанасий Фет был современником А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и А. П. Чехова. Его творчество связало Золотой и Серебряный века поэзии. Всю жизнь поэт оставался верен красоте. Это позволило судить о нём как о литераторе, который «пишет пустяки». Но справедливо ли это?

 

2. Основная часть. Объясняющий модуль.

 

План изучения.

1. Влияние личной жизни Фета на тематику и образы стихотворений;

2. Понятие «чистое искусство», его противопоставление гражданской поэзии;

3. Импрессионизм в поэзии Фета.

 

Теоретический материал

Вглядитесь в портрет Афанасий Фет считал, что поэзия и действительность не совместимы. «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует», — утверждал он.

В поэзии 60–80-х годов XIX века в России выделяются два направления — школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Одну называют «поэзией сердца», а другую — «поэзией мысли».

«Чистое искусство» — (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждает, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для наслаждения прекрасным. Никто последовательнее Фета не придерживался этого принципа. Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки, находит своё отражение в произведениях Некрасова.

По мнению Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». И главная трудность — выразить мысли так, чтобы они отозвались в сердцах читателей. Об этом Фет пишет в стихотворении «Как беден наш язык…».

Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Поэт обозначает условия возникновения поэтического произведения: первое — описание красоты реально существующего мироздания, второе — прозорливость изображающего её, «ум сердца». «Поэт — тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

Фету удаётся тонко передать все оттенки состояния души, раскрыть великолепие мира чувств. Но поиск художественных средств приводит поэта к мысли, что даже слово не способно выразить то, чем живёт душа: «Людские так грубы слова». А задача поэта состоит в том, чтобы выразить неописуемое, иррациональное. Стихи Фета воздушны: они — «божественный вздор», «бред неясный» и пишутся «наперекор уму».

Тема природы — одна из любимых у поэта, ведь именно в окружающей красоте очарование бытия. К тому же пейзаж — это источник радости, вдохновения, оптимизма и неожиданных открытий. Об этом стихотворение «Ещё майская ночь».

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь…

Фет не пытается нарисовать чёткую картину словами, он лишь фиксирует отдельными штрихами мгновения, подмечает детали. Поэтому его стиль считается поэтическим импрессионизмом. Написанное в одно предложение стихотворение «Это утро, радость эта…» передаёт лишь торжество момента. Без возвышенных эпитетов поэт перечисляет то, что увидел, то, что составляет вдохновляющий образ весны.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна.

Фет — зоркий наблюдатель, который описывает явления природы естественно и романтично. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звёзд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на стекле. Заря и туман, река и чёрный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях поэта в дивные поэтические образы, отображающие смену настроений природы. Именно такое состояние передано в стихотворении «Вечер». Оно наполнено неторопливым музыкальным звучанием и игрой света.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём…

Живописные картины природы в поэзии Фета передают любовь к родным краям, его любование мгновенно наполняет сердце читателя благодатью. В стихотворении «Ещё весны душистой нега» описано приближение весны, предвкушение обновления природы.

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути…

В своих стихотворениях Фет создаёт идеальный мир, наполненный яркими красками и залитый солнечным светом, как в знаменитом стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом».

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Природа всегда помогает чувствовать его лирическому герою, он всегда ощущает связь с тем, что его окружает. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — таким было творческое кредо Фета.

Фет - поэт-романтик. Его не интересовали социальные проблемы: в своём творчестве он воспевал любовь и красоту. Величие природы стало для него мерилом прекрасного, противопоставлением несовершенной действительности.

 

 Выводы

В своём творчестве Афанасий Фет создал совершенный мир красоты, наполненный радостью любви, проникновенными пейзажами, светлыми мечтами и мимолётными впечатлениями. Его поэзия невесома и прозрачна. Точно подобранные эпитеты и яркие ассоциативные образы складываются в цельную поэтическую картину, будто написанную лёгкими штрихами. Поэта называют одним из лучших импрессионистов русской литературы.

Тончайшим поэтическим языком Фету удалось передать разнообразные оттенки чувств и описать «невыразимое».

Фет был приверженцем «чистого искусства» и никогда не касался политических и социальных тем: он считал искусство «убежищем от житейских скорбей» и воспевал гармонию окружающего мира

 

Лирика Фета неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков и красок. В ней переданы смутные образы и мимолётные ощущения. Стихотворения построены так, что в них улавливается лишь эмоциональная окраска. Это позволяет назвать поэзию Фета «поэзией намёков», то есть построенной на ассоциативном сочетании смысловых и интонационных оттенков. При этом её основное эстетическое свойство — завораживать, пленять, вызывать в воображении читателя яркие эмоциональные переживания. К такой лирике, например, относятся стихотворения А. Фета «Певице» и «Шёпот, робкое дыханье»

 

Обобщение изученного.

Тренировочный модуль

Задание 1. Отметьте принципы «чистого искусства» и гражданской поэзии. К какому направлению относится творчество А. Фета и Н. Некрасова?

 

«Чистое искусство» Гражданская поэзия
   

 

Слова для справок: поэзия сердца, поэзия мысли, А. Фет, Н. Некрасов, развитие романтической действительности, развитие реалистической традиции, эстетизация действительности, действительность в противоречиях, созерцательность, активная жизненная позиция, приподнятая лексика, элементы разговорного языка, сниженная лексика, вечные темы и проблемы, социальная тематика и проблематика, интерес к вопросам художественной формы, приоритет содержания над формой.

Задание 2. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»

1.Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

 

Для справки. Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

"Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской...".

 

 

Домашнее задание.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!