Запишите тему урока,ознакомьтесь с целью урока.



Прочитайте вступительную часть урока.

 «Рукописи не горят,»—с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спу­стя одно за другим пришли к читателю. «Рукописи не горят.» — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной ра­боты времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа «Мастер и Маргарита». И заклятие подейство­вало, предсказание сбылось. Время стало союзником М. А. Булга­кова, и роман его не только смог явиться в свет, но и среди дру­гих, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядающим, от которого не пахнет архивной пылью. Прочитанная множеством читателей книга, вы­звавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже что-то вроде «моды на Булгакова». И всё-таки, почему «рукописи не горят.»? Почему эта книга привлекает внимание всё новых и новых читателей? Как в романе раскрывается проблема творчества и судьбы художника, тема совести? Ответы на все эти вопросы мы найдём в ходе урока.

IV. работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Слово «Мастер» не случайно вынесено М. А. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийся писателем. Ма­стер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший ро­ман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключени­ем одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и на­падки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.

Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоми­нает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «Ро­ковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира»,

«Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публико­вать и ставить на сценах театров всего СССР.

Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправ­ленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой.

2. Аналитическая беседа: тема творчества и судьбы художника в романе

1) Судьба Мастера и его романа

Почему трагична судьба романа? В чём принципиальная разни­ца позиций Мастера и редактора?

Каковы жизненные ценности писателей в романе?

В какой обстановке создавался роман Мастера? Сравните обста­новку комнаты Мастера и квартиры критика Латунского. Под­твердите свой ответ отрывками из текста романа.

Какой смысл вкладывает М. А. Булгаков в слово «мастер»?

Что роднит Мастера и М. А. Булгакова?

Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их пози­ций?

Что сломило мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные об­стоятельства его жизни?

Как Мастер попадает в клинику Стравинского?

Какой символический смысл вкладывает М. А. Булгаков в изоб­ражение клиники?

Какой приговор выносят Мастеру? Как его объяснить? Почему Мастер не оспаривает его?

Каковы требования М. А. Булгакова к человеку?

Как решается в романе проблема ответственности человека?

Как она разрешается в истории Фриды?

Почему при всей жесткости решения проблемы ответственно­сти человека автор не наказывает героя тьмой?

Каково предназначение Мастера? Как изображён покой, даро­ванный Мастеру?

Что такое творчество, по мнению М. А. Булгакова?

Как можно понять слова Воланда: «Рукописи не горят.»?

Как звучит в судьбе мастера тема бессмертия? Обобщение учителя

— Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его Мастером. Работая над сво­им произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всадни­ке Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества

пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дар Мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. Ма­стер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латунских-берлиозов, без­дарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считаю­щих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они при­способленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибав­ляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.

Мастер был единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божествен­ному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душев­нобольных.

Возникает вопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер мог продолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его по­ступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргари­ты. Он возненавидел и роман, и себя самого.

Роль Мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне ве­рен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей обще­ственной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к Масте­ру, делая его рукописи «негорящими». И это свидетельствует, по М. А. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!

2) Судьба Ивана Бездомного

О чём спорят Воланд и Берлиоз в гл. 1? Чем вызвано обращение

к подобной теме?

Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?

Каким было «седьмое доказательство»?

С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовав­шему Воланда?

Как описывает М. А. Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.

Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее оха­рактеризовал Рюхина?

Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Без­домного?

Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бе­гемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедо­ва из гл. 28. Почему М. А. Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?

Что осознаёт Иван Бездомный под влиянием Мастера?

Стал ли Иван Мастером?

Какое значение имеет обретение им реального имени, отказ от стихов и выбор профессии историка?

В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Ни­колаевича Понырёва?

Какой выбор делает в эту ночь Иван Бездомный (гл. 31)?

Почему свою историю Мастер изложил именно Ивану Бездом­ному?

Обобщение учителя

— Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в рома­не особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жиз­ни — о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о пу­тях развития общества, озабочены у М. А. Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыва­тели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них го­товые любого оболгать и очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической ле­чебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничто­жил собственное детище.

Мастер, написавший о величайшем событии в духовной жиз­ни человечества — истории Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога — он им не нужен, как не нужен и роман Мастера, и поэтому они так дружно набрасываются на него. Здесь мы наблюдаем явную параллель соб­ственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только две были положительными.

И вполне закономерно, что жизнь Дома литераторов сосредо­точивается не в дискуссионных залах и литературных студиях, а в ресторане, в котором подручные Воланда устраивают пожар в конце своих московских похождений, лишая ремесленников ли­тературы их самого приятного и удобного способа времяпрепро­вождения.

Единственным положительным персонажем, принадлежащим писательской среде, является Иван Бездомный, осознавший, что высокая поэзия не для него, и потому отбросивший псевдоним и ставший профессором Иваном Николаевичем Понырёвым. Но столкновение с могучими мистическими силами наложило отпеча­ток на всю его последующую жизнь, и время от времени он подвер­жен приступам необычной тоски, вырывающей его из плена пов­седневности.

3. Проблемный вопрос (в парах)

Случайна ли композиционная перебивка: между «Раздвоением Ивана» (гл. 11) и «Явлением мастера» (гл. 13) располагается «Чёрная магия и её разоблачение» (гл. 12)?

Критик и литературовед В. Лакшин писал о романе «Мастер и Маргарита»: «Одну из сильных сторон таланта Булгакова со­ставляла редкая сила изобразительности, та конкретность вос­приятия жизни, которую называли когда-то «тайновидением плоти», способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной чёткости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма — словом, так, как будто это происходит у нас на глазах и едва ли не с нами самими». Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загад­кам. Но многое в романе приоткроется, если хотя бы бегло просле­дить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных
переживаний, конфликтов, потрясений. На примере судьбы Масте­ра М. А. Булгаков в романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой лично­сти в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. М. А. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжёт, который не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Сделав Мастера своим двойником, подарив ему некоторые пе­рипетии своей судьбы и свою любовь, М. А. Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у Мастера уже не было сил, да и не мог­ло быть по его характеру. И Мастер получает вечный покой вме­сте с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «Рукописи не горят.»

VI. Домашнее задание

Подготовиться к обобщающему уроку-исследованию по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подумать над вопросами: «Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли? Кто же главный герой романа М. А. Булгакова?».

Конец формы


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!