Консерваторы государственники второй половины XIX века.



 

Позиции консерваторов второй половины XIX века, по сравнению с ранними русскими консерваторами, были более развернуты и отличались яркостью формулировок. Следует выделить, что консерваторы-государственники, имея аналогичные со своими предшественниками мнения на наличие самобытного пути развития России, более остро ставили вопрос о необходимости жесткой государственной власти для противодействия политической, экономической и духовной экспансии Запада.

В эпоху Великих реформ консерваторы видели свою цель в защите прав дворянства. Под их влиянием Александр II удалил из правительства разработчиков буржуазных реформ (Ланского, Милютина). Положение консерваторов окрепло после польского восстания 1863–1864 гг. и покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II. Они выступали против дальнейших реформ, за ограничение действовавшего буржуазного законодательства.

Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенный период являлись член Государственного совета, шеф жандармов П. А. Шувалов, член Государственного совета, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, публицист и издатель М. Н. Катков, министр народного просвещения Д. А. Толстой, писатель и публицист В. П. Мещерский, культуролог и публицист Н. Я. Данилевский, писатель и философ К. Н. Леонтьев [1,с. 75].

Большим влиянием на Александра III пользовался консерватор К. П. Победоносцев, обер-прокурор Синода, преподававший ему законоведение. Он имел значительную роль в формировании правительственной политики в области народного просвещения, в национальном и религиозном вопросе. Победоносцев был противником либеральных реформ 1860–1870 гг., сторонником неограниченного самодержавия, опирающегося на православную церковь. Он организовал полицейские гонения на Л. Н. Толстого, содействовал отстранению от власти М. Т. Лорис-Меликова.

Глубокие социальные изменения, которые происходили в России в середине и второй половине ХIХ в., нашли выражение в творчестве и мировоззрении писателя и публициста К. Н. Леонтьева. Его консерватизм имел ярко выраженную религиозную окраску. Идеи, провозглашенные Леонтьевым получили свое формирование в консервативной теории «русского византизма» (церковность, сословная иерархия, монархизм). Он выступал за союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений.

Одним из фундаментальных направлений философской мысли приверженцев консерватизма в 1880–1890-е гг. являлась борьба с революционно-демократическим и пролетарским движением.

Изучение общественно-политических взглядов русских консерваторов-государственников отражает, что их идеологические построения были  взаимосвязаны с российской действительностью второй половины XIX в. Идеологи отечественного консерватизма были убеждены в том, что на этапе сложных модернизационных изменений необходимо поддержать монархическую власть, являвшаяся в их глазах гарантом самобытного пути развития России[4].

Исходя из потребности единого руководства и сильной власти, они стремились, во что бы то ни стало сохранить унитарное государственное устройство Российской империи, были решительными противниками любых попыток (откуда бы они ни исходили) развалить единство тысячелетнего государства, неизменно подчеркивали основополагающее значение русской народности, русского государственного языка. При этом консерваторы вовсе не были слепыми апологетами государства. Стремление к сохранению традиционных ценностей, имело сочетание с попытками построения перспективных концепций.

 

Заключение.

Русская консервативная мысль появилась как реакция, на либеральную идеологию (идеи европейского Просвещения, Французской революции), на все больше возрастающая направленность русского культурного развития на Европу. Отсюда сформировались два базовых компонента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).

Консервативная идеология и практика представляли достояние отдельных лиц и кружков, были преимущественно дисперсны, неотчетливы, аморфны, иногда – трудноотличимы от других направлений общественной мысли, что было естественно в период становления нового идейного направления в условиях авторитарного государства. Тем не менее, консервативное направление в целом оформилось и смогло воздействовать на политику самодержавной власти начиная с 20-х гг. XIX в.

 К спаду общественного движения, не приводили поражение декабристов и развитие полицейско-репрессивной политики правительства. Напротив, оно еще более активизировалось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. Еще более оживилась деятельность консерваторов, которые защищали существовавший в России строй.

Во второй половине XIX века русский консерватизм претерпел коренные изменения, которые были вызваны несколькими обусловленными факторами. Самым главным из них было унизительное поражение России в Крымской войне. С этого момента мыслящие русские люди начали понимать, что причина поражения скрывалась не в военной неполноценности, а во внутренней слабости, в отказе вовлечь общество в социальную и политическую деятельность.

Российский консерватизм рубежа XIX – XX веков оставался в основе своей анти-модернизационной, антикапиталистической теорией и практикой. В российском варианте консерватизма сильнее была развита реакционная составляющая.

Консерватизм в России основывался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она совершенствовалась и развивалась в течение XVIII-XIX вв., адаптируясь к новым общественно-политическим условиям.

Список использованной литературы

 

1. Журавлёв В.В. Общественная мысль России XVIII – начала XX века. / отв. ред. В. В. Журавлев ; [отв. секретарь А. В. Репников]. – М. : РОССПЭН, 2005. – 64-79 c.

2. Карцов А. С. Русский консерватизм как интеллектуальная традиция // Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. Изд-во: СПб., 2017. -41-56 с.

3. Карцов А. С. Русский консерватизм как интеллектуальная традиция / А. С. Карцов // Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. – СПб., 2013. – 41–56 с.

4. Китаев В. А. Николай Михайлович Карамзин // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия / [Под. ред. А. Ю. Минакова]. Воронеж, 2016 -171-195 с.

 5. Китаев В. А. У истоков русского консерватизма. Материалы XI науч. конф. профессорско-преподавательского состава Волгогр. ун-та. – Волгоград, 2013. – 131–137 с.

6. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -126-129 с.

7. Ларионова И. Л. Политические идеологии XIX-XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Изд-во: Моск. Гос. инст-т. Электроники и математики. 2015. -27 с.

8. Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века : монография / А. Ю. Минаков. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2015 – 25-40 с.

9. Родионова И. В. Консерватизм в России XIX столетия: Метод. рекомендации по курсам «Отечественная история», «Политология» / Моск. гос. ин-т электроники и математики.- М., 2012 -32 с.

10. Федорова М. М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм / М. М. Федорова // От абсолюта свободы к романтике равенства – М., 1994. –57–83 с.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 1297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!