Золотое сечение в изобразительном искусстве

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

 

Факультет гуманитарных наук

Кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу «Математические методы обработки данных»

На тему: «Золотое сечение в искусстве и архитектуре»

Выполнила: студентка 2 курса, очной

формы обучения, группы ИНО-19-1

Репина Анна Алексеевна

Научный руководитель: старший  

преподаватель кафедры МиМО

Елизарова Екатерина Юрьевна

 

Н. Новгород 2020

Содержание

 

 

Введение. 3

Основная часть. 4

Симметрия. 7

Золотое сечение в изобразительном искусстве. 10

Золотое сечение в скульптуре. 12

Список использованной литературы.. 15

 

 

Введение

Известно, что в жизни человека ведущую роль имеет зрительный аппарат. Благодаря ему мы ориентируемся в пространстве, различаем предметы по форме, цвету, а вещества еще и по агрегатному состоянию. Рассматривая абсолютно любой предмет, мы анализируем его, и чаще всего употребляем в речи такие слова сравнения как: красиво или не красиво, маленький или большой, подойдет или не подойдет. А вы задумывались когда-нибудь, почему этот предмет выглядит так, а не иначе? Вот мы и подошли к такому значимому феномену этого мира, как золотое сечение.

 

Иначе золотое сечение называют «золотой пропорцией», ведь в каждом предмете соблюдается своя пропорция размера, количества и качества. Золотое сечение - это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве - во всем, с чем можно соприкоснуться. Его рассматривают в строении скелетов животных и людей, в разветвлении их вен и нервов, а также замечают в пропорции химических соединений и геометрии кристаллов.

 

Актуальность: данная тема не только интересна, но и по-прежнему актуальна. Золотая пропорция не потерялась во времени, а скорее наполнилась современными обстоятельными примерами. Однако в обществе простой человек не замечает золотой пропорции, но человек, который интересуется ей, и изучает ее видит, и даже делает некоторые вещи по правилу золотого сечения. (написание картины, вычисления, чертежи и т.д.)

 

Цель: рассмотреть золотое сечение в архитектуре и искусстве, и доказать, что золотая пропорция и архитектура связаны между собой.

 

Задачи: изучить золотое сечение, провести необходимые вычисления и доказать, что золотое сечение, искусство и архитектура связаны между собой.

Основная часть

Что же такое золотое сечение? На этот вопрос легко ответить, если немного подумать. Для начала нам нужно сказать, что золотая пропорция - это древняя наука, которую изучали на протяжении долгих лет, и изучают по сей день. Золотая пропорция присутствует везде: в природе, науке, искусстве. Золотое сечение- это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.
Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом, отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.

Золотое сечение в архитектуре

Рассмотрим золотое сечение на примере зданий исторического центра Санкт-Петербурга:

Исаакиевский собор(см. рис. 1)

 

рис.1

 

Первый ряд определён шириной здания, которая принята за 400 ед. и представляет такие цифры 400, 247, 153, 94, 58…Если 400 разделим на число ≈1,618, то получим приблизительно 247; повторяем действие со следующим числом: 247: 1.618≈153. И так находим все числа. Теперь смотрим на рисунок. Основная часть с колоннами вписывается в прямоугольник со сторонами 400 и 247. Поскольку стороны находятся в соотношении Ф≈1.618, то они образуют Золотой прямоугольник. Следующий ряд представлен высотой здания: 370, 228, 140, 87, 53, 33, 20, 12. Эти размеры заложены в более мелкие детали. По вертикали Исаакиевский собор делится Золотым сечением у основания купола, что делает соотношение основной части и купола гармоничным. Третий ряд размеров начинается со 113, и являет ширину основания главного купола: 113, 69, 42, 26, 16. Числа этого ряда встречаются в размерах окон, в высотах колонн и других деталей собора. [3]

Далее рассмотрим рис.2

 

Рис.2

Прямоугольный и равнобедренный треугольники имеют место в здании Исаакиевского собора, как видно из рисунка.

Кунсткамера

На Университетской набережной Васильевского острова стоит здание Кунсткамеры, заложенное в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови: Петровское барокко, два 3-этажных корпуса и сложная многоярусная купольная башня. Исследование начинается с главных величин: высоты и длины здания, от которых строится золотой ряд. Длина — 450 ед., далее 277, 170, 105, 65, 40, 24. Такие размеры можно видеть в высоте и широте разных уровней башни, длине корпусов. Сама башенная часть вписана в золотой равнобедренный треугольник от основания до вершины. Золотое сечение просматривается в большей степени именно в этом главном элементе, что правильно с точки зрения архитектуры( см. рис. 3)

Рис.3

Вывод: основа Кунсткамеры подчиняется золотому правилу и сохраняет композиционную гармоничность. Новый золотой ряд начинает высота здания: 211, 130, 80, 49, 30. Глядя на размеры чертежа, становиться понятно, что выбор трёхэтажного вида корпусов обусловлен соразмерностью с башней.[3]

 

Симметрия

Симметрия – основополагающий принцип устройства мира.

Симметрия – в широком или узком смысле, в зависимости от того, как вы определяете значение этого понятия, - является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.[1]

Г. Вейль

Симметрия – распространенное явление, ее всеобщность служит эффективным методом познания природы. Симметрия в природе нужна, чтобы сохранять устойчивость. Внутри внешней симметрии лежит внутренняя симметрия построения, гарантирующая равновесие. Симметрия – проявление стремления материи к надежности и прочности.

Симметричные формы обеспечивают повторяемость удачных форм, поэтому более устойчивы к различным воздействиям. Симметрия многообразна.

Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Существует три главных вида симметрии изучаемых в школе: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости(см. рис. 4,5,6)

 

Центральная симметрия цветка (рис.4)

 

Симметрия относительно прямой на примере здания МГУ (рис.5)

Симметрия относительно плоскости в шаре (рис.6)

Симметрия многолика. Она обладает свойствами, которые одновременны и просты и сложны, способны проявляться и единожды и бесконечно много раз.

Если человеку мало знакомому предложить несколько фигур, он интуитивно выберет наиболее симметричные. Скорее всего, оказавшись в такой ситуации, мы выберем равносторонний треугольник или квадрат.

Человек инстинктивно стремится к устойчивости, удобству и красоте. Мир настолько хаотичен и непредсказуем, что человеку наиболее приятны для восприятия фигуры и вещи, содержащие в себе порядок, гармонию, симметрию. Работать с фигурами, у которых больше симметрий легче.

По тому, сколько симметрий имеют фигуры, можно проводить их классификацию. Самой совершенной фигурой считается шар, обладающий всеми видами симметрии.

Симметрия трудолюбива. Каждому своему виду она дает могущество порождать все новые и новые фигуры.

Симметрию можно наблюдать во всех сферах нашей жизни: симметрия построения зданий, музыки и симметрия образов в литературе, симметрия танца.

Симметрия является одним из принципов построения мира.

Симметрия – страж покоя,

Асимметрия – двигатель жизни.[1]

Гармоничным может быть и ассиметричное. Симметрия вызывает чувство покоя, неподвижности, то асимметрия вызывает ощущение движения и свободы.

Исследователи, получившие Нобелевскую премию, показали, что наш мир несимметричен, законы симметрии во Вселенной не наблюдаются. Мир асимметричен на всех уровнях: от элементарных частиц до биологических видов.

Золотое сечение в изобразительном искусстве

 

 

На картине И.И. Шишкина "Сосновая роща"( см. рис. 7)

 

Рис.7

просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины приблизительно в золотом сечении. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит в золотом сечении правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины в пропорциях золотого сечения.

Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда художник создает картину с бурно развивающимся действием, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.

Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Посмотрим внимательно на картину "Джоконда". Композиция портрета построена на "золотых треугольниках"( см рис.8,9) [5]

 


Рис.8                                                          рис. 9

Портрет Моны Лизы (Джоконда) привлекает тем, что композиция рисунка построена на "золотых треугольниках", точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника. Зрачок левого глаза, через который проходит вертикальная ось полотна, находится на пересечении двух биссектрис верхнего золотого треугольника, которые с одной стороны, делят пополам углы при основании золотого треугольника, а с другой стороны, в точках пересечения с бедрами золотого треугольника делят их в пропорции Золотого сечения. [2]

Таким образом, Леонардо Да Винчи использовал в своей картине не только принцип симметрии, но и Золотое сечение

Золотое сечение в скульптуре

Эти пропорции человеческого тела использовались еще античными скульпторами при создании скульптур. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.

 

 

Рис.10

Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена-победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры.

Иногда эту статую так и называли - «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца.[4]

 

Венера Милосская, статуя богини Афродиты и эталон женской красоты, является одним из лучших памятников греческого скульптурного искусства - также построена на пропорциях золотого сечения(см.рис. 11)[5]

Рис.11

 

Заключение

В 13 веке от Рождества Христова известный итальянский математик известный по имени Фиббоначи, наблюдая за различными явлениями живой природы, открыл золотую пропорцию – бесконечную последовательность чисел, где каждое последующее число является сумой двух предыдущих; разделив каждое предыдущее на последующее мы всегда будем получать приблизительно 0,618 (например, 987/1597=0,618034).

Изучив золотое сечение, можно с уверенностью сказать, что золотое сечение, искусство и архитектура связаны между собой. По правилам золотой пропорции строятся многие сооружения мира, некоторые из них мы рассмотрели подробно, а также провели расчеты, которые помогли доказать нам связь золотой пропорции и архитектуры. Даже если архитектор не предусматривает и не включает правила золотого сечения в работу, оно все равно присутствует в проекте, поскольку золотое сечение окружает нас везде. В ходе работы были раскрыты понятия симметрии и ассиметрии, золотого сечения. Были описаны произведения изобразительного искусства, скульптурного мастерства, созданные с использованием золотой пропорции.

Золотая пропорция не потерялась во времени, а скорее наполнилась современными обстоятельными примерами. Таким образом, золотое сечение окружает нас во многих сферах жизни, поэтому эта тема является актуальной. Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

 

Список использованной литературы

1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии - Москва, изд-во «Школа-Пресс», 1998 год.

2.Искусство[электронный ресурс: http://www.abc-people.com/idea/zolotsech/golden-section-pic002.htm] дата обращения 30.11.2020

3. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.3. Классическое искусствознание и «русский мир». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.156-192.

4. Скульптура [электронный ресурс: https://studopedia.su/20_20496_podlinnik.html ] дата обращения: 30.11.2020

5.  Скульптура [ электронный ресурс:https://smekni.com/a/284842-4/zolotoe-sechenie-4/ ] дата обращения: 30.11.2020

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!