Наука, медицина, право, музыка



Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной Европе школы были церковными, то в Византии – светскими. Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией. Византийская наука на протяжении всего периода существования государства находилась в тесной связи с античной философией. Основная деятельность учёных находилась в прикладной плоскости, где был достигнут ряд замеча-тельных успехов, таких как строительство Софийского собора в Константинополе и изобретение греческого огня. В то же время, чистая наука практически не развивалась ни в плане создания новых теорий, ни с точки зрения развития идей античных мыслителей.

Архитектура

Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубо-кую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византий-ский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византий-ской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.

Медицина

Медицина была одной из немногих отраслей знания, в которой был достигнут прогресс по сравнению с античностью. Влияние византийской медицины сказывалось как в арабских странах, так и в Европе в эпоху Возрождения.  В последнее столетие существования империи, Византия сыграла важную роль в распространении древнегреческой литературы в Италии эпохи раннего Ренессанса. Основным центром изучения астрономии и математики к тому времени стала академия Трапезунда.

Право

Реформы Юстиниана I в области права оказали большое влияние на развитие юриспруденции. С принятием христианства византийское уголовное право было в значительной степени заимствовано на Руси.

Химия

Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII веке в Византии был изобретен «греческий огонь зажигательная... К достижениям византийских химиков можно отнести "Греческий огонь" архитектора Калинника  (конец VII века) - зажигательная смесь из смолы, серы, селитры, горючих масел. Выбрасывался огонь из специальных медных труб. Потушить его было невозможно

· Огромных высот достигло декоративно-прикладное искусство. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.                                                                                     

· Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.                                                         

· Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.

· Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Значение Византийской империи

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, заслуженное место.

     «Греческий проект»

Во второй половине XVIII века в Российской империи времён Екатерины II существовал проект возрождения Византии, так называемый «Греческий проект». Российская империя тогда вела войны с Османской империей, и план предусматривал, в случае безоговорочной победы над турками и взятия Константинополя, создание новой «Византийской империи». Императором этой возрождённой Византии должен был стать Константин Павлович, великий князь, сын наследника Павла Петровича (будущего Павла I) и внук Екатерины. Вольтер призывал Екатерину дойти в войне с турками до Стамбула, вновь превратить его в Константинополь, разрушить Турцию, спасти балканских христиан. И даже дал практический совет: для большего сходства с подвигами древности использовать в степных боях против турок колесницы. Однако взятия Константинополя не произошло, и о плане впоследствии забыли.

    

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!