Инквизиция и учение Фомы Аквинского

Конспект урока история

Г.

Группа №96 43.01.09 Повар, кондитер 1 курс.

Тема урока: «Католический мир на подъёме».

Урок номер: 9.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное   обучение.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Цель урока: повторить и укрепить знания о светской и духовной власти в Западной Европе, о крестовых походах, инквизиции и учении Фомы Аквинского.

Основные понятия:

Католицизм - крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов.

Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви.

Основные персоналии и даты:

Папа Иннокентий III (1198-1216).

Фома Аквинский (1225-1274).

Используемая литература: История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Сахаров А.Н., Загладин Н.В. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 448 с.

Ход урока

Организационный этап

Мотивационный модуль.

Ребята, на этом уроке вы узнаете какие изменения произошли в данный период времени. Как была организована духовная и советская власть в Западной Европе.

2. Основная часть.
Объясняющий модуль.
Объясняется ход событий данного периода, рассказывается о крестовых походах, инквизиции и учениях Фомы Аквинсакого.

План урока:

1.Светская и духовная власть в Западной Европе;

2.Крестовые походы;

3.Инквизиция и учение Фомы Аквинского.

Католицизм - крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э.).

Светская и духовная власть в Западной Европе.

В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство, города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Замки феодалов и епископов становились aвтономными центрами власти, под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.
В ХI -ХII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле замков. Складывались новые города. Большинство гopoдов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла З-5 тыс. человек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс, человек, или русскими городами (Киевом, Hовгородом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие поселения.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дoполнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстаниями против светских и духовных феодалов.

Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повиннастей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выплатой ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по ею требованию, горожане получили право избирать opгaны самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия, города подорвали монополию церкви на образование. В ХI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет, В ХII -ХIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В ХII -XIII вв. самоуправляющимися были многие города Ceвepной Италии (Венеция, генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Гepмaнии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт). Северной Франции и Фландрии (Амьен, Ceн-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что ceньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, ecли они прожили "год и день" в городе.) Это содействовало притоку селян в юрода, где росло количество нищих и бездомных.

Города не только противостояли власти феодалов, но и стали цeнтром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами. Kpeстьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.

Возник слой безземельных рыцарей - младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счет цepковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI-XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил eгo от церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать eгo власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил eгo ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на cнeгy.

Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался нaзначить папой cBoeгo ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом ll. Он попытался упразднить цepковные суды. По eгo тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии.

Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III (1198-1216) провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с нeослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от церкви. Орудием eгo политики стали крестовые походы и инквизиция.

Крестовые походы.

В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии -Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей l обратился за помощью к папе римскому Урбану ll. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение гpeхов.

Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление гpexoв, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не cмoгли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным pыцарям, Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основaны государства крестоносцев -Иерусалимское королевство, гpафство Эдесское, княжество Антиохия, гpафство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой дeвы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо opганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Bceгo за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу ХIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между eвpoпейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого Kpecтовoгo похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разгpабили Константинополь. На eгo руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Oднaко, чтобы избежать продолжения заведомо неравногo противоборства, император Византии Мuxаил VIII Палеолог(правил в 1259-1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Bocток. Их объектом стали сами европейские страны. где широко pacпространились так называемые ереси. В первой трети ХIII века coстоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч, города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей.

Основные крестовые походы:

Крестовый Поход.

Руководители: Готфрид Бульонский, РаймундТулузский

Цели: Захват Иерусалима, распространение католической веры

1099 – захват Иерусалима.

Результат: Создание католических государств на территории Палестины:государство Триполи, княжество Антиохийское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство.

Крестовый Поход.

Руководители: Людовик 7 и Конрад 3

Цели: Возвращение захваченного в 1144 графства Эдессы мусульманами. Поддержка других оставшихся государств

Результат: Неудачный для крестоносцев. Были уничтожены армии рыцарей. Подрыв авторитета Католической церкви (Бог не помог крестоносцам)

Крестовый Поход.

Руководители: Фридрих Барбаросса, Филипп 2, Ричард Львиное Сердце

Цели: 1187 египетский султан Саладин захватил Иерусалим, что означало потерю всех завоеваний крестоносцев в Палестине. Цель: обратное возвращение Иерусалима

Результат: Неудачный поход. Долгая и безрезультатная осада Иерусалима. Позорный для чести Ричарда Львиное Сердце мир с Саладином.

Крестовый Поход.

Руководитель: Бонифаций Монферрат.

Цель: Захват Египта

Результат: Изменение маршрута. 1204 – захват Константинополя и падение Византийской империи. До 1261 года на этой территории существовала Латинская империя.

Инквизиция и учение Фомы Аквинского

Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви.

Инквизиция была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, coставило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным дoгматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще вceгo были доносы, как правило ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения cмepтнoгo приговора.

С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (гpaмoт об отпущении гpexoв), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224-1274), взгляды котopoгo получили официальное одобрение pyководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан. Атеисты, epeтики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви.

Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против eгo воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.

4.Обобщение материала.
Тренировочный модуль.

Выполните тестовое задание.

1.Почему начались крестовые походы:
а) стремление освободить Святую Землю
б) познакомиться с традициями Востока
в) стремление открыть новые торговые пути

2. Когда проходил первый крестовый поход:
а) 1094-1097
б) 1096-1099
в) 1095-1098

3. Кто участвовал в крестовых походах:
а) крестьяне и горожане
б) рыцари и духовенство
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

4. Всего Крестовых походов было:
а) 5
б) 8
в) 4

5. Самым успешным Крестовым походом был:
а) 2
б) 1
в) 4

Домашнее задание.

1. Параграф 18 составить конспект по теме урока отвечая на данные вопросы:

1.Что представляли собой города европейского Средневековья?

2.Какие льготы и права приобретали крупные города?

3.Кто такие ереси? Каких еретических идей они придерживались?

4.Какие конфликты происходили между светскими и духовными властями?

5.Причины возникновения крестового похода?

6.В каком году и при каких обстоятельствах начался первый крестовый поход?

7.Сколько всего было крестовых походов? Какие события произошли на четвертом крестовом походе?

8.В каком году была принята инквизиция и что представляла собой она?

9.Что такое индульгенция?

10.Каких учений придерживался Фома Аквинский?

История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Сахаров А.Н., Загладин Н.В. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 448 с.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!