Требования к выразительному чтению



1. Воспроизведение эмоциональной насыщенности произведения (внутреннее «видение», работа творческого воображения чтеца – особенно поэтического текста).

2. Понимание идейно-художественного смысла, а не только фактического содержания текста.

3. Умение выразить свое личное отношение, передать содержание и настроение слушателям.

Процесс подготовка к выразительному чтению может включать составление партитуры, представляющая собой совокупность условных знаков, с помощью которых делают разметки текста, чтобы предотвратить возможные ошибки в процессе его чтения.

Партитура художественного текста – это графическое воспроизведение звучания художественного произведения. Составляя партитуру, обозначают паузы, ударения, повышение и понижение тона, интонационные переломы и т.п.. Партитурные пометки помогут учителю в процессе обучения учащихся, особенно когда надо показать, как осуществить интонационную фигуру, не определенную знаками препинания. Составить партитуру – значит разметить текст условными обозначениями, которые помогают избежать логических ошибок в процессе повторных чтений.

10 этап. Итоговые занятия, которые проводятся после изучения лирических произведений, имеют свою специфику. Во время проведения итоговых занятий учитель имеет возможность проверить, удалось ли ему вместе с учениками реализовать учебно-воспитательную цель, которая была поставлена к программной теме и охватывала ряд вопросов, что касались всех этапов изучения лирических произведений, а именно:

o Удалось ли учителю найти интересный, эмоциональный материал для этапа подготовки к восприятию лирического произведения?

o Заинтересовались ли ученики лирическим произведением и в какой степени? Какую роль в этом сыграли чтение произведения учителем и учебная пауза?

o Удалось ли учителю качественно и всесторонне использовать элементы анализа во время исследовательской работы учеников над стихом?

o Оказали  ли этому содействие словарная работа и беседа по содержанию прочитанного?

o Повысилось ли качество умений учеников выразительно читать лирическое произведение, проявили  ли они желание выучить его наизусть?

Эти вопросы учитель задает самому себе, и таким образом проводит самоанализ своей работы.

   

 3 . Изучение лирических произведений в старших классах основывается на опыте, который приобрели ученики во время усвоения курса «Литература» в средних классах. Под руководством учителя духовно-этический, эмоционально-эстетический, познавательно-научный аспекты этого курса в старших классах будут оказывать содействие преобразованию общечеловеческих ценностей, присущих русской и мировой литературе, в индивидуальный духовный опыт ученика. А это возможно благодаря прежде всего лирическим произведениям.

Предложенные программой лирические произведения, разные по тематике, ведущим мотивам, структуре, принадлежат к разным жанрам, творческим методам, направлениям и т.п.. Чтобы четко определить рамки учебного материала, который нужно дать ученикам средних и старших классов, учителю прежде всего нужно обратиться к действующей школьной программе и внимательно прочитать аннотацию к теме, рубрикам "Теория литературы", "Для изучения наизусть", а также требования к знаниям и умениям. Когда будет определен объем учебного материала, важно избрать путь изучения лирического произведения, а именно:

 отдельно на уроке изучения биографии поэт;, отдельно после изучения биографии художника слова; параллельно с изучением биографии поэта; обзорное изучение лирических произведений одного поэта; обзорное изучение лирических произведений нескольких поэтов; изучение лирических произведений по темам, мотивам, жанрам.

Эффективность уроков, на которых изучаются лирические произведения, зависит и от таких факторов:

*знание учителем материала о жизненном и творческом пути поэта;

*количество произведений поэта, которые читал учитель, хорошо знает и готов читать наизусть;

*умение читать выразительно;

*отношение учителя к творчеству именно этого поэта, к изучаемому стиху; *объем знаний по теории литературы и владение методикой изучения лирического произведения.

Когда учитель овладеет нужной ему информацией, появятся вопросы методического характера

1. Как определить тот объем информации, что необходимо передать ученикам?

2. Как передать его ученикам легко, доступно, интересно?

На первый вопрос учитель найдет ответ в рубрике программы «Теория литературы», где непосредственно указывается, какие теоретические понятия нужно ввести в учебный материал урока.

Над вторым вопросом учитель сначала должен задуматься сам, проанализировав объем собственных знаний и подготовленность класса, определить наиболее эффективные приемы работы на уроке с теоретическими понятиями. И в этом ему поможет прежде всего логическое мышление. Так, поэтапное изучение лирики в старших классах  может обеспечить такая последовательность: род — вид — жанр. Идейно-тематическому изучению лирических произведений поможет схема:                                           

Лирика

     Философская                              

Гражданская (политическая, социальная)

     Интимная (любовная, эротическая)

     Пейзажная

Определять жанры лирики учителю старших классов  поможет схема, которая содержится в учебнике «Теория литературы» (под редакцией А.Галича). Эта схема может быть представлена в кабинете литературы как наглядность, но не для подробного изучения, а для общего представления о жанрах лирики и объяснения тех жанров, что определены школьной программой.

Важно указать, что в этой схеме отсутствует термины стихотворение и поэзия, которые чаще всего используются в школьной практике. Это заметил и литературовед А.Ткаченко, который подчеркнул, что в художественной практике сосуществуют оба эти термина, а в теории их или совсем не признают, или не предоставляют им жанро-разделяющего статуса. В учебнике «Искусство слова» в разделе «Версификация» он объясняет: "Стих – термин, заимствованный через польское посредничество из латыни; отсюда – и первичное значение стиха – строка к повороту. Сегодня этот термин употребляется в нескольких основных значениях: 1) строка ритмизированного текста, основная версификационная единица; 2) метрическая композиция или структура; 3) отдельное поэтическое произведение; 4) форма бытия поэзии; 5) ритмически организованный художественный язык.

Каждое из этих значений тоже трактуют по-разному. «Возникает проблема структурного приведения в порядок нашей версификационной терминологии, начиная от исходного термина. Пятое из приведенных значений, наиболее общее, легко сводится к другому, синонимическому термину – поэзия. Это и будет названием всей структуры, оппозиционной к прозе. Третью и четвертую позиции мы еще раньше объединили в другую, аксиоматическую дефиницию – стих как жанр (произведение). Другие значения, кое-что упрощая, сводим к третьей аксиоме – стих как строка» (А.Ткаченко).

В своем учебнике А.Ткаченко отдает предпочтение определению термина «стих как один из основных, а собственно – центральный жанр современной лирики», признавая таким теоретическим корректированием термина его фактический статус-кво в украиноязычной общекультурной среде. Подобные сведения, как и теоретические знания о лирике как литературном роде, учитель должен, безусловно, вводить в старшей школе.

Важную роль в изучении лирического произведения в школе играет глубокое понимание учителем таких литературоведческих тем, как «Язык художественного произведения», «Системы стихосложения», «Строфика», «Виды рифм», «Способы рифмовки», «Виды стоп» и др. Основные знания по названным темам подаются в старших классах..

Только при условии владения самим учителем теоретическим материалом, который содержится в школьных программах в рубрике «Теория литературы», он сможет научить школьников анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, усложняя эту работу от 5 класса – от введения отдельных элементов анализа до старших классов, когда выбирается тот или иной путь анализа лирического произведения.

Каждый ученик по-своему воспринимает лирические произведения. В отличие от эпических и драматических, лирическое произведение вызовет у учеников субъективные ощущения и ассоциации, и это зависит прежде всего от их личного опыта. Чтобы не разрушить первые ощущения, которые возникли у учеников во время восприятия лирического произведения и предоставить им целенаправленное развитие и поэтическую окрашенность, важно определить такую систему методических приемов, которая

*обеспечит заинтересованность произведением;

* передаст расположение духа, каким пронизанный стих;

*откроет чувства и переживания поэта, особенности его мировосприятия;

* поможет определить особенности композиции;

* поможет постичь поэтическую идею, главные мотивы;

*поможет осознать, что такое лирический герой, образы лирики, увидеть поэта и понять его неповторимое художественное слово;

* научит выразительному чтению поэзий.

  Заинтересованность учеников лирическими произведениями, их умения выразительно читать важно поддерживать и во внеклассной работе. Это могут быть такие мероприятия: вечера поэзии, чтение стихов возле памятника поэту или его «последнего приюта», во время встречи с поэтом или прослушивания стихов в его исполнении, проведение конкурсов на лучшее чтение поэзий, экскурсии на природу, посещение литературных музеев, музеев-усадеб и т.п. виды и формы внеклассной работы также целесообразно выбирать с учетом возраста учащихся.

     

Итак,  лишь осведомленность самого учителя, его влюбленность в поэзию, умение читать ее выразительно не только на уроках, а и во внеклассной работе, найдет отклик в сердцах  учеников. На протяжении всей жизни, в счастливые и тяжелые минуты, будут обращаться они к любимым поэтическим строкам, которые поддержат, наполнят надеждой, пробудят чувства радости, восторга, любви.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!