Практическое задание – анализ ситуации

Управление производственными процессами (проектный менеджмент) в арт-индустрии.

 

Способность к проектированию - один из факторов, определяющих успешность и эффективность деятельности арт-менеджера. Сам термин «проект» латинского происхождения, projectus в буквальном переводе означает «брошенный вперед». Объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем.

Исходя из определения проекта, данного институтом управления проектами США, "проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения", то есть проект должен включать в себя замысел, средства его реализации и по­лучаемые результаты.

Технология ― это совокупность знаний о методах, способах и средствах осуществления проекта. Технология социокультурного проектирования предполагает две возможные установки проектировщика: это либо сохранение объекта (в широком смысле, культуры региона), либо его изменение (развитие).

В зависимости от позиции проектировщика выделяют два типа проектных стратегий:

- первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации (например, сохранение исторического образа Санкт-Петербурга при строительстве новых объектов городской среды).

- во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется.

Также можно выделить два глобальных подхода к менеджменту проектов в культуре:

- англо-американский - результаты измеряются степенью реализации запланированных целей (например, цель - построить в Санкт-Петербурге башню-кукурузу);

- французский - подразумевает реализацию проектов с об­щественной и культурной целью (например, решение властей Санкт-Петербурга не строить башню-кукурузу в центре города на излучине Невы, а построить в Лахте).

Существует три разных, хотя и связанных между собой подхода к социокультурному проектированию: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный, субъектно-ориентированный (тезаурусный).

1. До недавнего времени наиболшее распространение имел объектно-ориентированный подход, закрепленный в теоретических разработках отечественного менеджмента 70–80-х годов прошлого столетия. Целью проекта, с позиций такого подхода, выступает создание нового или реконструкция имеющегося социального или культурного объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения.

2. С 1986 г. на базе Института социологии РАН был создан Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология», где была разработана концепция, получившая название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Специфика рассматриваемого подхода — это его проблемная или целевая ориентация.

3. Наиболее востребованным сегодня является субъектно-ори­ентированный подход, в основу которого положена концепция Ю.Хабермаса о необходимости истинной коммуникации между людьми, «интеракции». Такой подход эффективен в условиях рыночной экономики. Согласно этому подходу, социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом; и социальное проектирование (независимо от того, какого рода объекты проектируются) несет на себе черты субъекта проектной деятельности, его мировоззрения. Социальный проект субъектно-ориентирован. На такой же позиции стоит Дукельский В.А., утверждающий что «проект является способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора».

К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:

1. Принцип «критического порога модификации», где предполагается учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования, который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития (например, город Санкт-Петербург). Любая сложноорганизованная система потенциально содержит в себе некое множество путей развития, отвечающих ее природе. Следовательно, вмешательство в систему ограничивается возможным спектром ее развития. Сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, не вытекающие из внутренней логики самой системы. Главное – понять собственные тенденции и механизмы саморазвития системы и способствовать их раскрытию. Согласно этому принципу, очевиден отказ от идеи насильственного преобразования, ведущего к разрушению.

2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности. Теоретической основой данного принципа служит культурно-историческая концепция развития личности как процесса освоения и присвоения индивидом ценностей культуры через общение. Поэтому важным аспектом проекта является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание социальных условий, стимулирующих личностное развитие. Ядром этой концепции является идея Л.С.Выготского о развитии личности, о значимости искусства в развитии личности, о “культурном восхождении” и расширении личности посредством овладения собой через знак и текст культуры. Термин «зона ближайшего развития» подразумевает, что  социально-культурная среда - это ведущее пространство обитания человека, условие формирования и реализации его потенциалов. Культурная среда – это “дом” повседневного обитания человека. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение – духовный мир личности, образ жизни человека. Таким образом, актуальной задачей проектирования является оптимизация «зоны ближайшего развития».

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. Этот принцип предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью творца. На уровне регионального проектирования он может быть реализован через проекты, пропагандирующие деятелей культуры, живших в прошлом в данной местности, или популяризирующие ныне живущих людей, внесших вклад в развитие этой территории. Сегодня в культуре существуют “пустоты”, не заполненные нравственными ценностями. Именно в этих “пустых местах” культурного пространства и рождается идеология нигилизма и разрушения. Устранить эту причину – значит воссоздать (отыскать в истории и современности) персонифицированные идеи и ценности, которые могли бы стать духовным стержнем и опорой человека (объектом поклонения, восхищения, подражания), цементирующим и смыслообразующим основанием культуры. Персонифицированная история местной (региональной) культуры и очеловеченные историко-культурные символы могут наполнить живым содержанием сегодняшнюю ткань культуры, и стать источником “встречной” активности человека. Опыт показывает, что успешность реализации любого проекта определяется, как минимум, двумя факторами: наличием идеи, значимой для определенной части населения и ее персонифицированным выражением – то есть лидером, являющимся ее носителем.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение или изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики). Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства культурного наследия (т.е. востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций и т.д.) и процессами культурной инновации предполагает безусловное доминирование первой тенденции. К феномену культурное категория развитие мало применима или применима в очень узком диапазоне ситуаций. Следовательно, в рамках программ культурного развития преобладающей должна стать ориентация на сохранение (ценностей, традиций, форм жизнедеятельности и т.д.), т.е. на воспроизводство культуры как целостной и органичной системы, включающей на равных прошлое, настоящее и будущее. Поэтому ключевым понятием при разработке программ поддержки и развития культуры является не развитие или возрождение, а сохранение. И это вполне естественно, ибо культура – это не столько настоящее, сколько прошлое, в котором она обретает свою подлинность.

5. Принцип проблемно-целевой и субъектно-целевой ориентации. Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом; их направленность на самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека в социокультурной сфере. Адресатами (целевой аудиторией, к которой обращена программа) могут являться все субъекты – от органов власти и управления любого уровня до простого населения, от меценатов и фондов различной направленности до политических партий и СМИ. В силу этого социально-культурная программа – это в определенном смысле избыточная совокупность социальных проектов и идей, стимулирующих рост числа разработчиков, пользователей и участников. Разработка программы – это только начало процесса, в который в дальнейшем вовлекаются все новые субъекты, активизирующего механизмы саморазвития культурной жизни.

Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном, технологического характера) являются:

- принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта;

- принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;

-принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением;

-принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.

Независимо от концепций, все социально-культурные проекты имеют следующие характеристики:

1. Ориентация на достижение определенной цели. Структурное определение целей с вычленением главной и второстепенных целей требует применения метода, известного как МВО (целевой менеджмент -management by objectives). Основной задачей менеджера проекта является классификация целей — от высшей, через второстепенные, до уровня конкретных задач. Именно поэтому такие проекты часто определяют как проекты реализации тщательно продуманных целей.

2. Проект - это система, подразумевающая ряд взаимосвязанных дей­ствий.

3. Проекты имеют временные рамки – точно определенное начало и свершение, здесь применяются методы сетевого планирования (табели Барта или диаграмма Гантта), в которые по горизонтальной оси вписывается время, необходимое для реализации каждой позиции проекта, а по вертикали – последовательность, порядок реализации этих позиций.

4. Каждый проект в определенной степени является уникальным и спе­цифическим.

5. Любой проект подразумевает в равной мере процесс и результат, причем часто процесс является сам по себе результатом.

6. Проект подразумевает придание равного значения результативности и экономичности как основным его итогам.

7. Оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;

8. Организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;

9. Обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта.

Как правило, выделяют четыре фазы полного проектного цикла:

- замысел или концепция;

- планирование и оформление;

- реализация;

- завершение.

Обязательными составляющими на протяжении жизненного цикла проекта выступают контроль, оценка, подведение текущих и окончательных итогов проектной деятельности.

Общую логику формирования проекта можно представить в виде двух взаимосвязанных блоков.

1. Содержательное оснащение проектного решения:

- Проблематизация или определение проблемы;

- Целеполагание или постановка целей и задачи;

- Инструментализация: определение методов (мероприятия и содержание деятельности), форм организации исполнителей и аудитории проекта, ресурсов (средств).

2. Развертывающаяся система действий, отражающая общую логику реализации проектного решения.

Важно отметить, что сама технология проектирования и практическая реализация проекта представляют собой как бы два встречных вектора мыследеятельности. В процессе окончательного оформления проектного решения субъекту проектирования необходимо мысленно воспроизвести не только “прямой” алгоритм проектной деятельности, но и логику его реализации. То есть “обратную” последовательность развертывающейся системы действий, которая позволит смоделировать конечный результат проекта, просчитать возможности и эффективность решения проблем с помощью планируемых методов и с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов. Здесь могут быть использованы 3 подхода: SMART, SWOT, и PEST- анализ на всех этапах проектного сопровождения.

Задачи проектной деятельности:

- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера;

- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

- выбор оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

На всех уровнях проектирования в сфере развития культурной инфраструктуры основной целью является создание условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения, приведение культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают сегодня в связи с наиболее острыми социальными и личностными проблемами.

Таким образом, культура как объект проектирования представляет собой сложное и многоуровневое явление. В технологическом плане объектом проектирования является не отрасль с соответствующими учреждениями, а культура и искусство – как универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача проектирования заключается в поддержке самоорганизующейся социально-культурной среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни.

 

Практическое задание – анализ ситуации

Что вам известно о трех упомянутых в тексте методах анализа проектов – SMART, SWOT и PEST – анализе? Опишите эти методы. Насколько они эффективны в социокультурном проектировании? Могут ли они найти применение в вашей профессиональной деятельности?


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!