ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
При обучении детей описанию предметов решаются следующие основные задачи:
— развитие умения выделять существенные признаки и
основные части (детали) предметов;
— формирование обобщенных представлений о правилах
построения рассказа-описания предмета;
— овладение языковыми средствами, необходимыми для
составления описательного рассказа.
Задача развития у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета решается прежде всего на занятиях тифлопедагога.
На занятиях логопеда рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, обучение развернутому описанию предмета с включением различных признаков-мик-ротем, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с амблиопией и косоглазием (прил, 6, 7).
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, необходима активная интеллектуальная работа ребенка но выделению признаков и свойств предмета или явления, Кроме того, внутренняя организация такого сообщения не имеет «жесткой» структуры.
|
|
Обучая детей умению составлять рассказ-описание, логопеду следует дать некоторую теорию построения высказывания: «Если перед нами один предмет, то рассказ надо строить следующим образом: вначале отражаем все признаки предмета, которые видим и можем почувствовать, а затем вспоминаем и рассказываем все то, что знаем об этом предмете».
При разработке плана, регулирующей деятельность детей в процессе создания описательных текстов, сделана опора на естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие. В связи с этим перечень первой части модели включал соответствующую символику: через символ «глаз» дети учились вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения; «рот» — вкусовые ощущения; «рука» — фактурные признаки предмета, «ухо» — способы обнаружения предмета. Для обозначения логических признаков (отнесенности предмета к определенной группе) применялся «знак вопроса».
При организации действий с предметом по вычленению признаков на занятиях тифлопедагога и воспитателя части плана располагались слева направо: Какой предмет по форме? — Круг лый. Как определить? — Посмотреть. Какой на ощупь? — Мягкий. Как определить? — Потрогать рукой. Подобный план обеспечивает аналитическую деятельность, когда ребенок осознает канал обнаружения того или иного признака.
|
|
На занятиях логопеда в процессе речевых упражнений с опорой на модель опорные пункты плана располагаются справа налево, обеспечивая синтез отдельных характеристик в единое, цельное описание: Посмотри, какой предмет по форме? Попробуй, какой предмет на вкус? Потрогай, какой предмет на ощупь?
Обучение детей описанию предметов проводится при помощи картинного плана, дающего возможность систематизировать полученные знания, спланировать высказывание. План устанавливает последовательность, определяет содержание рассказа и представляет собой 6—8 картинок из картона размером 20x13 см, каждая из которых изображает признак предмета или объекта, о котором надо рассказать.
На занятиях по составлению описаний прибегают к красочным игрушкам, животным, птицам, растениям. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Сначала они сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенок внимательно рассматривает предмет, выделяет детали, обращает внимание на цвет, форму, величину, материал. При рассматривании предмета внимание детей направляется на выбор более точных слов-определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Для обыгрывания предмета можно привлекать кукольные персонажи, которые «проявляют интерес» к рассказу ребенка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать более детализированно.
|
|
С интересом включаются дети в занятие, если оно начинается с вопроса-загадки: «Посмотрите и догадайтесь, для кого приготовлен корм?» Подтвердив правильность ответа, педагог выставляет картинку.
Поведение взрослого должно отличаться гибкостью, так как применение картинного плана на отдельных картинках позволяет каждому дошкольнику находить свой вариант высказывания-описания.
Речь логопеда сводится к минимуму при опоре на план. Педагог молча указывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.
При обучении детей составлению описательного рассказа используются следующие приемы:
— логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют его;
|
|
— логопед описывает предмет, ребенок раскладывает опор
ные картинки, затем повторяет рассказ;
— на полотне расположены все картинки кроме первой,
ведущий описывает предмет по плану, дети угадывают что
это, затем повторяют рассказ-описание;
— логопед начинает, ребенок продолжает описание по ос
тавшимся картинкам;
— дети самостоятельно придумывают рассказ по плану,
данному логопедом;
— ребенок сам раскладывает картинки и придумывает рас
сказ;
— «Картинки обиделись»: 1—2—3 картинки повернуты
изображением вниз. Ребенок составляет описание предмета,
включая в рассказ закрытые пункты плана;
— «Картинки разбежались»: логопед просит детей соста
вить рассказ без опоры на картинки; детям приходится со
ставлять описание, удерживая в памяти план рассказа.
В коррекционной работе предполагается многократное составление рассказов-описаний: по заданию логопеда, тифлопедагога, воспитателя; составление загадки-описания; описание предмета с последующим рисованием.
Мотивационная деятельность детей обеспечивается созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Загадай-ка», «Ты увидел котенка, уговори маму купить его, расскажи, какой он», «Ты видел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу, чтобы он представил ее себе». Речевую деятельность детей активизирует ситуация письменной речи («Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу», «Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу»), а также мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то). В большой мере интерес детей к теме, их желание говорить зависят от учителя-логопеда: они поддерживаются манерой ведения урока, эмоциональностью педагога, умением позволять свободно высказываться детям, не подавлять их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность. Успехи детей мы поощряем различными знаками: фишками, жетонами, флажками.
29
Использование моделирования при составлении рассказов
по личному опыту детей
Составление рассказов по личному опыту предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Детям предлагаются такие игры: «Как я собираюсь утром в детский сад», «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку». Цель заданий — составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища.
При работе над текстом важна четкая установка педагога: прежде чем рассказывать что-либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения. Таким образом ребенок обозначает необходимые для высказывания границы сюжета. «Мысленный рисунок» (определенный набор предметов, их расстановка) дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в их жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в рассказах, задания усложняются за счет введения рисунков, схем. При этом дошкольники не только рассказывают, но и рисуют события, предметы, явления.
В заданиях типа «нарисованные истории» дети должны в рисунках точно и логично передать содержание, и только в этом случае рисунки «заговорят», будут понятны окружающим.
В коррекционной работе можно предложить и такой прием: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на листе бумаги места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Разложив или нарисовав картинки, дети получают сюжетную основу для рассказа с использованием алгоритма: что сначала — что далъ-
Особое внимание следует уделить разработке специальных приемов обучения рассказам по личному опыту. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам.
Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром дети вместе с воспитателем планируют предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои занятия.
Составление рассказов включаются в занятия после проводимых в дошкольном учреждении утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел. Целесообразно опираться на образец педагога и предваряющий вопросный план. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребенка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться при помощи рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в детском дошкольном учреждении.
Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях согласно плану логопеда.
Важным моментом является обучение детей умению соединить в рассказе наблюдения за собой и за действиями других. При этом собственный сенсорный и практический опыт уточняется, обогащается представлениями о действиях других, что положительно сказывается на опыте пересказа событий.
Использование моделирования при составлении рассказа по /сар/тшн/се
Большие возможности для развития инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием дает сюжетная картинка.
Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей яп-итлпъ...
ного восприятия, психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
В целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом.
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным
картинкам с изображением нескольких групп действующих
лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо зна
комого детям сюжета («Семья», «Игры на детской площад
ке», «Зимние развлечения»). Такие картинки позволяют со
ставить короткие рассказы первоначально по отдельным фраг
ментам, что облегчает детям последующую работу над связным
рассказом-сообщением.
2. Составление небольших по объему рассказов-описаний
по сюжетным картинкам, в которых на первый план высту
пает изображение места действия, предметов, событий, опре
деляющих общую тематику.
3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной кар
тинке с придумыванием детьми предшествующих и последу
ющих событий (по опорным вопросам).
4. Описание пейзажной картинки.
При разборе картинки дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображенные объекты по вопросам («Как выглядит лес, река, берег, луг?»). При этом применяются направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках. Какие они?» и вводятся опорные картинки.
Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное в картинке, в качестве образца вначале предлагается готовый повествовательный текст. Основные приемы работы:
— формулирование вопросов к сюжету прослушанного рас
сказа;
— упорядочение вопросов в форму плана для пересказа;
— составление на фланелеграфе картинки, отражающей
В процессе такой деятельности детей подводят к выводу, какое событие главное. А для передачи его «сути необходимо это событие проследить во времени: что произошло сначала, как оно развивалось, чем закончилось.
В обучении рассказыванию по картинке прибегают к следующим методическим приемам:
— образец рассказа педагога по картинке, или ее части;
— наводящие вопросы, предваряющие план рассказа;
— составление рассказа по фрагментам картинки;
— коллективное сочинение рассказа детьми.
Вначале дети упражняются в составлении ^краткого, а затем более развернутого рассказа по наводящим Допросам; в дальнейшем следуют подробному плану, предлагаемому педагогом.
Основные этапы работы с картинкой.
1.Определение состава картинки, называние живых и не
живых объектов, схематическое обозначение. Отвечая на воп
росы логопеда: «Кто больше назовет живых предметов?», «Кто
больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?»,
ребенок называет изображенные на картинке предметы ука
занного цвета, назначения, сделанные из того или иного ма
териала. При выполнении задания «Кто са.мый вниматель
ный?» дети поочередно заканчивают предложение, начатое
педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.
2. Нахождение связей между объектами 1щ картинке. Ло
гопед соединяет линией два предмета: «Расскажи, как связа
ны между собой объекты?», «Кто лучше запомнил?», ребенок
должен вспомнить, какие действия выполняют различные пер
сонажи.
Используется прием обыгрывания детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим их оречевлением.
3. Исследование картинки на полисенсорной основе. На
этом этапе предлагаются следующие задания: «Закрой глаза
и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышала?»,
«Пройди по картинке. Дотронься до предмет-ов, которые тебе
попадаются на пути. Что ты почувствовал?», «Вдохни запах.
Какие запахи ты почувствовал?», «Попробуй на вкус. Какие
у тебя возникли вкусовые ощущения? ».
4. Копилка образных сравнений. Дети отвечают на вопро
сы: «Скажи, какой предмет? Что такое же?*.
5. Выстраивание временной последовательности событий
на картинке. На данном этапе дети выполняет задания: «Вы-
бери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше — до появления на картинке, что будет делать потом».
6. Разные точки зрения.
Сначала выбирается какой-нибудь герой, затем дети входят в его состояние и описывают окружающие его предметы или события с позиции этого персонажа. Далее описывается он же, но в другом состоянии, или другой герой в ином состоянии.
Работа по картинке проводится на индивидуальных и под-групповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображенное на картинке, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картинке, могут логично, связно передать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.
Обучение рассказыванию с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
При обучении рассказыванию с элементами творчества решаются следующие задачи:
— развитие словесно-логического мышления;
— формирование навыка осознанного отражения в речи раз
нообразных (пространственных и временных) связей и отно
шений между предметами и явлениями;
— активизация знаний и представлений об окружающем;
— развитие у детей умений ориентироваться в предложен
ном текстовом и наглядном материале при составлении соб
ственного рассказа;
— развитие воссоздающего и творческого воображения.
Самостоятельные рассказы с элементами творчества составляются в основном на втором году обучения. Однако, начиная с первого года, в занятия по пересказу, рассказыванию по картинкам рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера: игры-инсценировки, составление пересказов с изменением действующих лиц и времени действия.
В целях формирования у детей с амблиопией и косоглазием навыка составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий:
— составление рассказа по аналогии;
— придумывание продолжения (окончания) незавершен
ного рассказа;
— составление сюжетного рассказа по набору игрушек, со
чинение на заданную тему по нескольким опорным словам —
предметным картинкам.
Обучение детей составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале сочетать с демонстрацией педагогом наглядных опор — соответствующих картинок (например: «мальчик — удочка — река»; «ребята — лес — ежик»; «мальчики — озеро — плот»). Помимо предметных, можно привлекать и отдельные картинки с изображением пейзажа, выполняющие функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи (например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок «мальчик — удочка — река»). Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере». Для облегчения выполнения задания применяется план-схема «Что было раньше — что случилось потом — чем закончилась история?» и краткий план из 3—4 вопросов, в составлении которого участвуют дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что произошло во время рыбалки?», «Что мальчик принес домой?»).
В структуру занятий включаются обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой); коллективное составление плана и графической схемы; «направляющие» указания к составлению (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ); обсуждение и анализ детских рассказов; «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие на ту же тему.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!