Культура и духовная жизнь ФРГ в 1949-1989 гг.



Образование ФРГ не означало появления в тот же самый момент новой немецкой культуры. В первые десятилетия в ней развивались тенденции, которые обнаружились после краха Третьего рейха. И только в 1960-е гг. появились основания говорить об окончании переходного периода и становлении западногерманской культуры. В процессе перехода «консервативные» тенденции уходили на второй план под натиском сил культурного обновления. Центрами духовной жизни постепенно вновь становились университеты. Они медленно открывались миру, боясь повторить опыт своей политизации в годы Третьего рейха. В них крупные немецкие мыслители XX столетия создали школы, которые действуют до сегодняшнего дня.

Философское осмысление эпохи определяли, прежде всего, представители экзистенциализма Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Ясперс решился даже на философский анализ политических вопросов современности, например значения атомной бомбы для будущего человечества. Он заявил, что оккупационные державы принесли свободу немцам в виде Федеративной Республики. Он считал, что свобода является более важным завоеванием, чем воссоединение Германии. Поэтому можно отказаться от воссоединения, если в ГДР будет установлена свободная система. По существу, приоритет свободы над единством в ФРГ не вызывал расхождений во мнениях.

В первые годы республики развитие литературы определяли известные писатели-эмигранты Генрих и Томас Манны, Эрих Мария Ремарк и другие.

Очень важным было открытие доступа немцев к мировой литературе, что помогло выйти из 12-летней духовной изоляции общества. Открытость в духовной сфере определяла упрочение связей ФРГ с Западом, что стало естественным основанием западногерманского культурного и политического самосознания. В 1950-е гг. доминирующими тенденциями в творчестве многих авторов (Ханс Эрих Носсак (1901-1977), Герман Кестен (1900-1996) и др.) стали апология индивидуализма и экзистенциализм.

Большой популярностью у западных немцев пользовались драматический и музыкальный театры. Большое значение для успешного развития театра имело строительство многочисленных театральных зданий. Театр был наиболее динамичной и живой частью культуры послевоенного времени. В театральном репертуаре преобладала классическая немецкая и зарубежная драматургия. Режиссура была представлена такими крупными постановщиками, как Фриц Кортнер (1892-1970), Гарри Буквиц (1904-1987) и Густав Грюндгенс (1899-1963).

Значительного общественного влияния постепенно добивались радио и телевидение. Просмотр телепередач постепенно стал самым любимым способом проведения свободного времени. Если в 1955 г. было всего около 300 тыс. телевизионных зрителей, то в 1965 г. — 11,4 млн. Началась эпоха телепостановок и сериалов. Интерес зрителей вызывали также политические программы. В 1954 г. телевидение впервые вело трансляции с чемпионата мира по футболу из Швейцарии, на котором команда ФРГ первый раз завоевала первое место, одержав победу над фаворитом — командой Венгрии. Этот успех был одной из самых ярких страниц в истории западногерманского спорта.

Движения протеста второй половины 1960-х гг. изначально приняли характер «культурной революции», противопоставляющей себя «буржуазной» культуре. Это нашло свое отражение в формировании альтернативных субкультур и философских течений, например хиппи. С 1965 г. в изобразительном искусстве утвердилось течение конструктивизма (эксперименты с линиями, формами, цветами), к которому принадлежали Вильгельм Вессель (1904-1971), Хорст Лерхе (род. 1938), Вальтер Дрексель (1890-1973) и др. Левые художники, в частности Вазон Брок (род. 1936), способствовали развитию такого направления в искусстве, как неодадаизм, характерной чертой которого был эпатаж широкой публики. Эти течения, находившиеся в противостоянии не только с массовой поп-культурой, но и с неореализмом, представляемым Вольфгангом Петриком (род. 1939) и Клаусом Фогельзангом (род. 1945), носили элитарный характер и потеряли свое значение со снижением студенческих волнений.

В 1970-1980-е гг. общую политизацию литературы и искусства сменило доминирование «нового субъективизма», обращение к проблемам личности в самых разных их проявлениях. Характерным для культурной жизни стало постмодернистское разнообразие направлений и течений, стремление деятелей искусства освободиться от ограничений определенных стилей.

Развитие театрального искусства происходило в том же ракурсе обращения к социальным темам. «Эмансипированный театр» был создан благодаря работе таких театральных режиссеров, как Курт Хюбнер (род. 1916) в Бремене и Петер Штайн (род. 1937) в Берлине.

Новые подходы обозначились в архитектуре. Тенденция к полному обновлению застройки исторического центра городов, характерная для 1950-1960-х гг., уступила место стремлению к реставрации в подлинном виде, бережному сохранению исторических памятников и зданий. Постмодернизм в архитектуре проявился в отказе от сугубого функционализма и использовании в строительстве зданий элементов разных стилей.

Проекты «экологического строительства» ориентированы на создание гармонии между человеком и окружающим миром. Постмодернизм в музыке развивался автономно от других видов искусства. «Новая музыка» ФРГ сводилась в основном к экспериментам с классической музыкой и попыткам передачи человеческих эмоций новыми инструментальными способами. Поп- и рок-музыка в значительной степени приобрели интернациональный характер и тенденцию к коммерциализации. Электронная музыка и появление видеоклипов отражали широкий спектр стилей и направлений от диско и панк-групп до психоделического рока. В ФРГ были популярны те же музыкальные группы и исполнители, что и в других странах Запада, в основном англоязычные. Из отечественных исполнителей известность получил Удо Линденберг (род. 1946), его песни на немецком языке были как политического, так и лирического характера. В целом развитие литературы и искусства ФРГ в 1960-1980-е гг. характеризовалось большим разнообразием стилей и жанров.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!