Москва – церковная столица Руси.



Задание на 19.11.2020 - четверг

Группа: 102

Предмет: ИСТОРИЯ

Преподаватель: Изюменко Е.К.

Форма обратной связи:

УВАЖАЕМЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ!

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ И ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ УРОКА (НАХОДЯТСЯ В КОНЦЕ ФАЙЛОВОГО ДОКУМЕНТА)

Выполненную работу оформить в рабочих тетрадях или в электронном виде (формат Word) и отправить отдельным файлом (фотография документ) с указанием в теме письма свою фамилию, номер группы, дату проведения занятия и предмет ,  в личное сообщение через социальные сети VK https://vk.com/id119856329 или на почту elena_my@mail.ru. Если такой возможности нет, выполненное задание можно предоставить в рукописном виде, в дни учебной практики.

 

ТЕМА 1 Русская культура и православная церковь второй половины XIII–XV веков.

1. Ознакомиться с лекционным материалом:

https://history.wikireading.ru/202799

https://mireahistory.wikia.org/ru/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C_XIII-XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Краткий конспект по теме

Основные даты:

1299 г. – перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир;

1325 г.- перенесение митрополичьей в Москву;

1439 Г. флорентийская уния;

Г.- РПЦ стала автокефальной.

План урока:

  1. Русская Церковь и Золотая Орда.
  2. Княжеская и светская власть в XIV веке.
  3. Москва – церковная столица Руси.
  4. Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха.
  5. Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской.

1. Русская Церковь и Золотая Орда. В ходе изложения нового материала, учащиеся заполняют таблицу “Важнейшие события церковной иерархии”

Тяжело было татарское иго для русского народа. Русские области были обложены данью. Отряды татар производили сбор дани с бесчеловечной жестокостью. Если кто не платил, ссылаясь на бедность, того беспощадно били палками. Забирали у крестьян почти все пожитки, лошадей, земледельческие орудия. Если нечего было взять у бедняков, забирали дочерей, сыновей или их самих уводили в рабство. До сих пор народ в песнях своих вспоминает, как татарин брал дань:

С князей брал по сту рублей,
С бояр по пятидесяти,
С крестьян по пяти рублей;
У кого денег нет,
У того дитя возьмет;
У кого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

Духовенство и благочестивые люди видели в этом Божью кару за грехи и беззакония, в которых утопал несчастный народ.

К счастью, татары не преследовали христианской веры, хотя во время первого нашествия грабили и разоряли церкви. По законам Чингисхана служители всех вероисповеданий освобождались от платежей дани. В то время, как татары брали дань со всех сел и городов, с монастырей и церквей ничего не брали. И хоть Русская церковь была освобождена от уплаты дани, она тоже испытала на себе ордынский гнет. Русские митрополиты, находясь в зависимости от ханской милости, подобно князьям, должны были ездить в Золотую Орду на поклон к хану. Но общность веры сплачивала людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее. Православная Церковь была силой, стабилизирующей русское общество.

Княжеская и светская власть в XIV веке.

Давайте вспомним причины возвышения Москвы. Учащиеся называют: географическое положение, относительная безопасность края, личные свойства и политика московских князей, содействие служилых людей, распадение и неурядицы в Золотой Орде и конечно поддержка церкви.

К этому времени наблюдается разгром и запустение Киева. Киев не становится русским Римом. Митрополиты покидают его и устремляются на север: в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Теперь духовным центром становится Владимир. В IV веке росло могущество Москвы и около нее собиралась мало-помалу Русская земля, в церковной жизни большую роль играл митрополит Петр, который в 1325 году переселяется в Москву, в стольный город одного их сильнейших князей – Ивана Калиты и всеми силами старается помочь этому князю одолеть противников, утвердить единовластие. Историк Соловьев писал: “Русское духовенство было всегда сторонником единой самодержавной власти. Вот почему, когда московские князья начинали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпадали со стремлением духовенства; можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно направлен меч духовный”. Таким образом, интересы церкви и русских князей совпадают. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

Москва – церковная столица Руси.

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. По его инициативе в Кремле был заложен каменный храм Успения Божией Матери. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых.

2-й ученик: Митрополит Иона (опережающее задание). (Слайд № 4)

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители. Святитель Фотий, митрополит Киевский посетил однажды Симонов монастырь… Увидев Иону, он благословил инока и пророчески предсказал присутствующим, что тот будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на свой путь спасения.

За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом "Киевской и всея Руси".

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память.

4. Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха (учащимся предлагается  найти и изучить материал самостоятельно).

по вопросам:

- Что провозглашала Флорентийская уния?

- Кто представлял на ней Русскую Церковь?

- Почему русский народ отвергнул союз с католиками и осудил митрополита Исидора?

- Когда русская Церковь стала автокефальной? Как вы это понимаете?

5. Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской.

Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым был основатель Троицкого монастыря под Москвой - Сергий Радонежский.

Удалившись от мира он снискал уважение безгрешной простотой своей жизни и обрел многих учеников и последователей.

До принятия монашества он звался Варфоломеем. Его отец и мать были Ростовскими боярами, владели имениями, но так случилось, что они разорились и были вынуждены доживать свой век городке Радонеже, что в 54 верстах от Москвы. После их смерти Варфоломей покинул родительский дом и решил посвятить себя Богу, поселившись в пустынном, уединенном месте. Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. И скоро рядом с домиком Сергия вырос монастырь – будущая знаменитая Свято-Троице-Сергиева лавра.

Не на словах, а на деле. (Слайд № 3, 4)

В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились.

Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.

Заступник Русской земли. С именем преподобного Сергия связан взлет русской культуры в конце XIV – начале XV века. Этот великий праведник осенил гений Андрея Рублева и вдохновил на написание икон множество других изографов. Житие и подвиги Сергия Радонежского воспевают Епифаний премудрый и Пахомий Логофет, Герман Тулупов и Дмитрий Ростовский… После канонизации в 1452 году появляется великое множество икон с изображением любимого русскими людьми святого.

Он обладал самым притягательным для русского сердца качеством – смиренной кротостью. В нем справедливо видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим и великий князь московский Дмитрий Иванович, и митрополит Киприан… А он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности, бесконечных трудах и не искал ни в чем “первого места” или какой награды.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!