Орфоэпические нормы произношения
Тема занятия: Орфоэпические нормы.
План работы.
1. Выполнить тест «Функциональные стили речи» (по вариантам).
2. Изучить конспект лекции
3. Просмотреть видеоурок и презентацию.
4. Выполнить задания (в лекции – практическую часть и задания в презентации – слайды №№ 9-18)
Тест на тему: “Функциональные стили речи”
Вариант 1.
1. Выберите жанр, который не является жанром художественного стиля:
а) стихотворение
б) рассказ
в) монография
2. В каком ряду выделены основные функциональные стили?
а) книжный, разговорный, литературный, канцелярский, научный;
б) высокий, низкий, полный, нейтральный, разговорный;
в) литературный, нелитературный, просторечный, канцелярский, газетный;
г) разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
3. Выберите черты публицистического стиля речи:
а) логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность;
б) эмоциональность, конкретность, простота речи;
в) оценочность, образность, эмоциональность, призывность;
г) образность, эмоциональность, конкретность;
д) смысловая точность.
4. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
а) создание картин и образов;
б) непосредственное повседневное общение;
в) убеждение, воздействие на слушателя;
г) точная передача информации;
д) передача научных сообщений.
5. Этот фрагмент текста относится к:
Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. (Л.Щерба)
а) официально-деловому стилю
б) публицистическому стилю
в) разговорному стилю
г) художественному стилю
д) научному стилю.
|
|
6. Этот фрагмент текста относится к:
Стихи не подвластны преградам,
Стихи не имеют границ.
Фиксирую в памяти взгляда
Метафоры этих страниц.
а) научному стилю
б) официально-деловому стилю
в) разговорному стилю
г) художественному стилю
д) публицистическому стилю
7. Отметьте лексический материал, который может быть использован в художественном тексте:
а) Диалектизмы
б) афоризмы
в) жаргонизмы
8. Отметьте лексический материал, который может быть использован в художественном тексте:
а) пути
б) тропы
в) афоризмы
9. Определите стили, элементы которых могут использоваться в художественном тексте:
а) любого
б) публицистического
в) научного
10. Определите стиль речи:
Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов в своих критических статьях
а) публицистический
б) разговорный
в) официально-деловой
г) научный
д) художественный
|
|
11. Для какого стиля характерны эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы?
а) научного
б) художественного
в) публицистического
г) разговорного
д) официально-делового
12. Жанры, которые не относятся к художественному стилю:
а) ода
б) рассказ
в) роман
г) элегия
д) репортаж
Вариант 2.
1. Выберите, входит ли разговорный стиль в пределы литературного языка?
а) входит, поскольку он отвечает литературной норме;
б) нет. Разговорный язык – это язык нелитературный;
в) разговорный стиль – это один из функциональных стилей литературного языка;
г) нет. Это – просторечие.
2. Стиль речи, который не относится к книжному стилю:
а) официально-деловой
б) разговорный
в) художественный
3. Фрагмент текста относится к:
Вчера в Алматы завершился семнадцатый Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов. В течение нескольких дней работы космонавты и астронавты из многих стран мира обсуждали проблемы экологии нашей планеты.
а) публицистическому стилю
б) официально-деловому стилю
в) разговорному стилю
г) научному стилю
д) художественному стилю
|
|
4. Отметьте словосочетание, которое не соответствует словам художественной речи:
а) под сенью дружных муз
б) взять на баланс
в) в лазоревой воде
5. Определите тип речи, к которому относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание
6. Выберите верное определение:
а) стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка
б) стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения
в) стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
7. Отметьте верное определение:
а) публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение
б) публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества
в) публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию
|
|
8. Определите, что характерно для художественного стиля речи:
а) использование всех пластов стилей речи
б) объективность в изображении
в) использование в сфере науки и техники
9. Определите количество функциональных стилей, которые обычно выделяют в русском языке:
а) 5
б) 3
в) 4
10. Выберите верное утверждение:
а) в тексте художественного стиля важно передать точные факты
б) в художественном тексте создается образ
в) текст художественного стиля призван убедить в чем-то адресата
11. Определите стиль по его особенностям:
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
а) научный
б) публицистический
в) художественный
г) официально-деловой
д) разговорный
12. К каким стилям речи относятся приведенный отрывок?
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохлад но-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!
а) научному
б) художественному
в) официально-деловому
г) разговорному
д) публицистическому
Лекция «Орфоэпические нормы».
Введение
В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной. Помните?
–Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее, как крестьянская девушка?
–Но по речи богатыри смогли догадаться, что перед ними царская дочь. Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. /
Орфоэпические (греч. оrthos – правильный + греч. еpos – речь) нормы – нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией (лат. accentus – ударение).
Нормы образцового произношения складывались на Руси в процессе становления и развития национального языка. В XVIII веке единой произносительной нормы еще не было. В послепушкинскую эпоху с утверждением норм русского литературного языка возросла и роль единообразного, нормативного произношения. Московские произносительные нормы были признаны не только общерусскими, но и образцовыми.
Встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль – мукА- мУка, пИли – пилИ.
Кроме того, ударение может меняться с течением времени. Например, сейчас прилагательное «дневное» мы произносим с ударением на окончании (лампа дневного света), а в ХIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дневное светило», – писал А.С.Пушкин).
– Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из телепередач демонстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья которой просматривалось голубое небо и зелень различных растений. Под деревом сидел монах. Ведущий передачи сказал: «Эта картина называется «Отшельник в пустыне». Каждый, кто смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустыня? Все дело в том, что на картине изображена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник, которое называется пУстынь или пУстыня. Неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.
Орфоэпические нормы произношения
Орфоэпия – система произносительных норм языка.
1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий - лё[х]кий, легче - ле[х]че).
2. Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший - ни[шш]ий, высший - вы[шш]ий, расшуметься - ра[шш]уметься)
3. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ - [ж¯] (разжать - ра[жж]ать, с жизнью - [жж]изнью, сжарить - [жж]арить).
4. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт), (приказчик - прика[щ]ик, образчик - обра[щ]ик).
5. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]к).
6. Сочетания Тц и Дц - как [ц] (двадцать - два[ц]ать, золотце - золо[ц]е).
7. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]ик).
8. Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный - преле[сн]ый, поздний - по[зн]ий, честный - че[сн]ый, участливый - уча[сл]ивый).
9. В современном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма – [Ч`Н].
Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием (анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый).
Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками.
Исключение: В некоторых словах [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др.
Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый.
10. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и)
Но: в союзе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт].
11. В возвратных глаголах на конце пишетс –ться или –тся, а произносится одинаково [цца]
12. Особенности перехода [Е] в [О] в современном языке.
1. Общая тенденция – переход Е в О под ударением после мягких согласных (обрусение). Белесый – белёсый, клест – клёст, головешка – головёшка, поблекший – поблёкший.
2. Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [Е] (Истекший, валежник, опека, леска).
13. Слова иноязычного происхождения:
1. Смягчение согласных перед Е.
· В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э].
· Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], асептика [сэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Декарт [дэ], Шопен [пэ], Лафонтен [тэ], бифштекс [тэ], кашне [нэ], тембр [тэ], термос [тэ]).
· Во многих иноязычных словах после согласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], парте [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [шэ]).
· Но в ряде слов согласные произносятся мягко (декада [д´э], академия [д´э], демагог [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э])
2. Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно - а[к]уратно, аккомпанемент - а[к]омпанемент, аккорд - а[к]орд, ассигновать - а[с]игновать, грамм - гра[м]).
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!