Стиль художественной литературы (художественный стиль)

Подготовка к контрольной работе.

Повторите правописание существительных в родительном падеже множественного числа.

Прямое переносное значение.

Осложненные предложения.

Способы образования слов.

Функциональные стили.

Прямая речь.

Повторите материал.

Прямая речь

 

Теория:

Прямая речь — это чьи-либо слова, передаваемые без изменений.

Прямая речь (П или п) сопровождается словами автора (А или а), которые указывают, кому принадлежит прямая речь.

 

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово всегда пишется с заглавной буквы.

 

Прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак (перед кавычками), либо запятая (после кавычек). Слова автора начинаются со строчной буквы, перед ними ставится тире.

Пример:

«П», — а. «Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец.

«П!» — а. «Иди за мной!» — крикнул Саша.

«П?» — а. «Сходим в кино?» — предложил он.

Прямая речь может стоять после слов автора. В этом случае после слов автора ставится двоеточие. После прямой речи может стоять вопросительный или восклицательный знак (перед кавычками), либо точка (после кавычек).

Пример:

А: «П». Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание».

А: «П?» Он поинтересовался: «Сколько это стоит?»

А: «П!» Она воскликнула: «Красота!»

Прямая речь может прерываться словами автора. В этом случае перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов — запятая и тире либо точка и тире.

Пример:

«П, — а, — п». «Понятно, — грустно сказала она, — буду ждать звонка».

«П, — а. — П». «Завтра состоится собрание, — сказал он. — Прошу не опаздывать».

«П? — а. — П?» «Придёшь завтра на концерт? — спросил он. — Или неохота?»

«П! — а, — п». «Поезжайте! — крикнул он, — я вас догоню».

Словообразование

 

Словообразование (от лат. derivatio — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема (от греч. morphe — форма) — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грамматическим значением

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Аффикс — это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и приложении. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.

Значимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.

Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный, подводный, водяной — водник — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло).

В слове может быть один корень (земляной) или два корня (землекоп, землемер).

Морфема, стоящая перед корнем, называется префикс (от лат. praefixus — приставленный впереди) или приставка.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).

В слове могут быть не одна, а две и более приставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-), Но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значений, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (от лат. suffixus — подставленный). Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл).

Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: резчик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат. flexio — сгибание).

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.

В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение;

2) лексико-семантический у который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или более омонима' «боксер» — порода собаки и «боксер» — спортсмен по боксу;

3) морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

4) лексико-синтаксический у который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час — вечнозеленый, сейчас.

Приставочный способ

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда — навсегда, сквозь — насквозь, вчера — позавчера.

Суффиксальный способ

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать — отливка, ткач — ткацкий.

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Бессуфиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.

Сложение

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

Фразеологизмы

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы — устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает нескольких десятков тысяч. Эти выражения называются фразеологизмы.

Изучением устойчивых сочетаний слов занимается раздел науки фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис — «выражение» и логос — «учение».

Фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут соотноситься по значению со словами: спустя рукава — плохо, скрепя сердце — неохотно.

По грамматической структуре фразеологизмы являются либо словосочетаниями, либо предложениями: зарубитъ на носу, выйти из себя; я ему про Фому, а он мне про Ерему; куда Макар телят не гоняя

Фразеологизмы в предложении являются одним членом предложения, чаще обстоятельством или сказуемым.

Фразеологизм со структурой словосочетания различаются по тому, какие части речи они в себя включают и какое слово в них является грамматически главным. В связи с этим различают два тина фразеологизмов: именные и глагольные.

У именных фразеологизмов грамматически главным словом бывает чаще всего имя существительное: дело в шляпе, как рыба в воде; медвежья услуга. Однако есть фразеологизмы, грамматически главным словом которых является имя прилагательное: легкий на подъем, тугой на ухо.

Глагольные фразеологизмы включают в свой состав глагол как грамматически главное слово плюс имя существительное или наречие, например: поставитъ в тупик, намылитъ шею, кормитъ завтраками, водитъ за нос, видеть насквозь.

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы. Например, синонимы: поминай как звали — и след простыл; куры не клюют — пруд пруди; водитъ за нос — морочитъ голову; антонимы: жить душа в душу — как кошка с собакой; чуть свет — на ночь глядя.

Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры. Первая особенность фразеологии — точность у иногда бывает достаточно одного фразеологизма, чтобы дать характеристику человеку, явлению, предмету: без царя в голове; Фома неверующий.

«Сидит как в рот воды набрал, земля из-под ног ушла, пятая спица в колеснице — все эти и подобные им присловья, — писал поэт Н. Асеев, — картинно воспроизводят некоторые положения, характеризующие действие или состояние, хотя и не соответствуют логике в прямом смысле. Картинность, образность речи действуют здесь поэтическими средствами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической*.

 

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: его отношение к труду, например, засучив рукава, спустя рукава; отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга; личные достоинства и недостатки, например, держатъ язык за зубами, не теряет головы.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, публицистике.

Функциональные стили речи

Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.

Функциональный стиль речи — это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным, потому что выполняет определенную функцию (роль) в речи.^

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется обычно в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим получить информацию. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах. Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль.

Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке. Цель разговорного стиля — общение, обмен мыслями, впечатлениями. Высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, т. е. отсутствует предварительный отбор языкового материала; в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: разговорно-бытовые слова, фразеологизмы: вымахал, мешкать, брякнуться, ледяшка, с жиру беситься, ни бе ни ме просторечные слова: давеча, завсегда; эмоционально окрашенные слова: тётенька, мальчонка, духотища, родненький; слова с переносным значением, частицы, междометия, обращение, вводные слова, повторы слов и т.д.

Научный стиль

Сфера общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Эта разновидность - литературного языка употребляется в научных трупах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля — сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля — диалог.

Типичными для научной речи являются смысловая точность, безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.

В научном стиле хорошо используются следующие языковые средства: специальные слова, в том числе термины; специальная фразеология: сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Для данного стиля характерны значимость, точность, доказательность, аргументированность и строг© системное изложение научных проблем.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация,

учебник,'лекция. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

Одной из особенностей научной речи является оперирование понятиями, которые отражают существенные свойства целых групп предметов и явлений. Каждое понятие имеет свое название или термин. Понятия раскрываются в определении, которое строится обычно так: сначала указывается более широкое, родовое понятие, в которое входит определяемое, затем сообщается его отличительный, видовой признак, один или несколько.

Например: «Приставка (термин, называющий определяемое понятие) — это значимая часть слова (родовое понятие), которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (видовые признаки).

Официально-деловой стиль

Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере — в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом; в различных деловых бу магах, инструкциях, законодательных документах.

Задача этого стиля речи — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Высказывание делового стиля обычно бывает официальным, точным, безэмоциональным, в нем имеет место предварительный отбор языковых средств.

В официально-деловом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, слова-термины, стандартные выражения (принимая во внимание, во исполнение решения, считать недействительным). В официальном стиле не допускается употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных речевых средств.

Официально-деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование. При написании деловых бумаг предусматривается стандартное расположение материала. Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, протокол, инструкция, заявление, отчет. Обычная форма реализации этого стиля — монолог.

Публицистический стиль

Этот стиль используется в общественно-политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в агитационных выступлениях.

Цель публицистического стиля — сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам.

Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным, поэтому в публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

К характерным языковым приметам относятся:

— совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств;

— сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

— использование, наряду с нейтральными, высоких, торжественных слов и фразеологизмов (держава, воспрянуть, преодоление, работать засучив рукава, стоять насмерть и т.д.);

— использование слов в переносном значении (так называемой «газетной образности»: голубые дороги — водные пути, черное золото — уголь и др.);

— вопросительные и побудительные предложения, несложные синтаксические Конструкции, риторические вопросы;

— повторы, обратный порядок слов, обращения, параллельный способ связи предложений;

— слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, иронии, негодования, общественно- политическая лексика.

Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.

 

Стиль художественной литературы (художественный стиль)

Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Его цель — нарисовать живую картину, изобразитъ предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию (сообщает о чем-то), но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы природы и народной жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.

В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп; действие может развиваться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателя более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые, диалектные и просторечные.

Так, умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М.А. Шолохова. Рисуя в романах жизнь донского казачества, автор вместо литературных слов изба, дом употребляет слово курень; место во дворе, огороженное для скота, называется базом и т.д.

Широко используют писатели и языковые средства разных стилей русского литературного языка, в том числе и разговорного, например: * Наконец под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот».

Кроме вышеуказанных языковых средств можно отметить следующие: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака предмета или действия, со значением сравнения, сопоставления; предложения вопросительные, восклицательные, е однородными членами.

В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц раз ных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности.

Характерно также и то, что изложение идет обычно не в каком-либо одном видо-временном плане, а в разных. Этим создается большая выразительность, динамизм повествования.\

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!