Погребение графа Оргаса (1588)



Одно из самых значительных произведений Эль Греко. На похоронах графа Оргаса, который пожертвовал церкви большие деньги, по легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. На полотне как бы два мира - земной и небесный.

Внизу, на земле, собралась вся испанская знать, на их глазах двое святых спокойно несут тело графа в богатых доспехах. Вверху изображен рай, куда ангел несет душу покойника в виде спеленутого младенца. Над процессией испанской знати, над черными камзолами и накрахмаленными белыми воротниками раскрываются небеса. Из небесных глубин выплывают ангелы, святые, молящиеся праведники, готовые принять душу умершего.

Стираются грани между небом и землей; художник подчеркивает, что земная жизнь есть преддверие к переходу в вечность.

В картине художник представил целую галерею реальных портретных лиц идальго из Толедо. Этих реальных людей Эль Греко сделал свидетелями чуда - святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время в небесах душа Оргаса предстает перед престолом бога. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Таких тонких, одухотворенных лиц, такого целомудренного воплощения красоты чистой, строгой юности и красоты старости искусство, пожалуй, еще не знало.

 

 

Выдающимися представителями реалистической школы были Хусепе Рибера (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598 - около 1664).Вершины своего развития испанская живопись достигла в творчестве Веласкеса.

Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599- 1660)- один из величайших реалистов. Сила его творчества - в глубине психологического анализа, в колористическом мастерстве художественной манеры. Веласкес, будучи придворным живописцем Филиппа IV, создал множество портретов короля, членов его семьи, приближенных и шутов. Несмотря на сковывающие его рамки, Веласкес своей кистью говорил правду о людях. Знаменательно, что папа Иннокентий X, увидев свой портрет, воскликнул: "Чересчур правдиво!".

 

Веласкес писал на мифологические сюжеты ("Вакх", "Венера с зеркалом"), на батальные ("Сдача Бреды"). Первый среди художников Западной Европы, он воспел красоту повседневного труда ("Пряхи"). Открытия Веласкеса в области света и цвета, особенности его реализма оказали значительное влияние на живопись XVIII - XIX веков.

"Вакх"

Это масштабное полотно послужило ярким доказательством мастерства Веласкеса в создании многофигурных композиций, которого, на тот период, часто обвиняли в том, что он преуспевает только в одном жанре — портретной живописи.

Картина написана до отъезда мастера в Италию. На ней изображена группа мужчин во главе с богом виноделия Вакхом. Естественно, все персонажи отдали должное продукции виноделия, что дало повод назвать картину вторым именем - «Пьяницы».

"Венера с зеркалом"

Представленная работа - единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Однако в королевской коллекции было много подобных произведений на мифологические сюжеты, например Тициана и других художников эпохи Возрождения. По документам известно, что Веласкес написал еще несколько похожих полотен, но они не сохранились.

Венера, богиня любви, была самой прекрасной богиней античного мира и считалась персонификацией женской красоты. Живописец показал ее с сыном Купидоном. Он держит зеркало так, чтобы она могла видеть и себя, и того, кто ее созерцает. Этот прием за сто лет до Веласкеса изобрел Тициан специально для изображения богини («Венера с зеркалом», 1550-е, Национальная галерея искусства, Вашингтон), она тоже представлена с Купидоном.

 

Сыном Ренессанса был испанский драматург Лопе де Вега (1562 - 1635). Рамки классицизма были ему тесны, он считал необходимым "смешение трагического с забавным", "смесь возвышенного и смешного". Театр Лопе де Вега имеет жизнеутверждающий характер, его герои - люди энергичные, оптимистически настроенные, конфликт строится на темах чести и подвига. Его комедии - "зеркало жизни". Центральным произведением Лопе де Вега является героическая драма "Овечий источник". Тема пьесы - восстание в местечке Фуэнте Овехуна (в переводе "Овечий источник"). В центре находятся образы простых крестьян Лауренсии и Франдосо, их любовь преодолевает все препятствия.

 

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Славу этому методу принесли три ярких таланта: Корнель, Расин и Мольер.

 

Пьер Корнель (1606-1684) создал трагедию "Сид", посвященную герою испанского народного эпоса Родриго Диасу, прозванному Сидом. Обращаясь к теме любви Родриго и Химены, Корнель сосредоточивает сценическое действие па конфликте долга и чувства, что было свойственно проблематике классицизма.

 

Жан Расин (1639-1699) своей трагедией "Андромаха" открыл новое направление во французском театре. Если Корнель был певцом человеческой силы, то Расин - слабости. Картину нравственного разлада личности он раскрывает в трагедии "Федра". Конфликт между страстью и долгом достигает своего предела, приводя к нравственному кризису личности.

 

Мольер (Жан Батист Поклей, 1622-1673) - создатель национальной французской комедии. Цель своего творчества он видел в том, чтобы "исправлять людей, забавляя их", "обличать в смешных изображениях пороки... века". Мольер не возражал против классицистических правил, но его комедии тяготели к реализму. Мольером создано более тридцати пьес. Наиболее значительные из них - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скапе́на " и другие. В них драматург обнажил общечеловеческие пороки, сделал их узнаваемыми в любой среде и во все времена.

 

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку "о созерцании лоб полетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы". В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство античности и Возрождения, что отразилось в работах - "Спящая Венера", "Смерть Германика", "Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи" и других. Одна из характерных черт его таланта - умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

 

В 1750-60-х годах Пуссен обращается к пейзажу, являющемуся ареной действия легендарных героев ("Пейзаж с Полифемом" и другие). Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию заключен в "Автопортрете" Пуссена.

 

Классический пейзаж получил свое развитие в творчестве Лоррена (Клода Желле, 1600-1682). Эти пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи свежими наблюдениями, он тонко чувствует световоздушную среду, малейшие изменения в природе. К лучшим пейзажам относятся "Полдень", "Вечер", "Утро", "Ночь". Художник достигал ощущения широты пространства, движения вглубь. Его картины отличают мягкая живописная манера и гармоничный колорит. Впервые во французской живописи Лоррен изобразил гавани Франции и жанровые сцены из жизни рыбаков. Романтичны и эмоциональны рисунки мастера, исполненные тушью. Пейзажи Лоррена оказали значительное влияние на развитие жанра пейзажа в европейской живописи. Тенденции классицизма развивались в живописи Калло (1592- 1635), Латура (1593-1652), Луи Ленена (1593-1648),

 

Во второй половине XVII века живопись и скульптура во Франции приобрели декоративный характер и подчинились архитектуре. В 1671 году была основана Академия Архитектуры. Формируется новый тип регулярного централизованного города. Применяется ордерная система античности; в построении объемов и композиций зданий утверждаются строгая закономерность, порядок и симметрия. Создаются парадные парковые ансамбли, дворцы нового типа, например, дворец Во ле Виконт.

 

Наиболее полное воплощение этих тенденций было достигнуто в грандиозном ансамбле Версаля (1668-1689), который был главной резиденцией короля и прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. По словам А. Бенуа, Версаль - это "поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой" (архитекторы Луи Лево, Андре Ленотру, Жюль Ардуэн-Монсар).

 

План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. Доминирующие прямые линии, гладкие плоскости и геометрические формы партера, водоемов, подстриженных деревьев, клумб объединяли парковый ансамбль. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле.

 

В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, фонтанные композиции. Стремление к пышности сочеталось с чувством меры, началом порядка. Перестраивались города, прежде всего Париж. Его украсили площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города, площадь Вогезов. Воздвигается так называемый Дом инвалидов с собором (в подражание собору св. Петра в Риме).

 

Стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (архиепископ Клод Перро), выстроенном в дополнение к основным частям здания, возведенного в XVI веке (архитекторы Леско и Лемерсье). Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 метра и рассчитан па восприятие с расстояния. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей Европы. В скульптуре превалировали декоративные формы, в которых классицизм сочетался с элементами барочного пафоса ("Купающиеся нимфы", конные монументы Людовика XIV - автор Франсуа Жирардон; портреты, аллегорические фигуры рек, надгробий - автор Антуан Куазевокс).

 

Самобытным дарованием отличалось творчество скульптора, архитектора, живописца Пьера Пюже (1620-1694), работавшего в Тулоне и Марселе ("Атланты", "Милом Кротонский" и другие).

 

XVIII век был назван эпохой Просвещения, проникнутой духом борьбы против всех порождений феодализма, завершившейся французской буржуазной революцией 1789-1794 годов. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев старого общества.

 

XVIII век - век Разума; развиваются связанные с техникой точные и естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Важным событием явилось издание "Энциклопедического, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), организатором которого был Д. Дидро, участниками Ж.-Л. Д'Аламбер, Вольтер, Ш.-Л. Монтескье и другие ученые, получившие имя "энциклопедистов". Выдающейся философской работой явилась "Система природы" П. Гольбаха (1723-1789). Д. Дидро (1713-1784) внес в материалистическое учение элементы диалектики.

 

Но в век разума не подавлялась свежесть и искренность чувства, способного возродить исконные добродетели "естественного человека". Руссо утверждал: "Человек велик только своими чувствами". Эти воззрения нашли выражение в углубленном психологическом анализе, воплотившемся в галерее портретной живописи, в исторических пейзажах (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер), в "лирическом романе", "поэмах в прозе" (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), в музыке (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений стали как "маленькие люди", так и цивилизованный интеллектуальный человек, порожденный просветительской культурой.

 

Искусство XVIII века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740-1760 годов и характеризовался видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. В этот период наблюдалось сочетание остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности: производился утонченный анализ чувств и настроений, в то же время ощущалось тяготение к "философии наслаждения", к сказочным образам Востока.

 

Второй этап (вторая половина XVIII в.) связан с углублением идеологических и художественных противоречий. Королевская Академия во Франции предприняла попытку возродить парадный стиль академического искусства конца XVII века, которое должно было укреплять авторитет "просвещенного абсолютизма". Представители передовой мысли обратились к античному наследию; вновь утвердился классицизм, противопоставивший декоративному барокко чувство меры, благородство мыслей и поступков. Новым в классицизме XVIII века явилась антифеодальная направленность, во Франции - революционный характер, вызванный к жизни идеями борьбы с абсолютизмом.

 

В то же время в XVIII веке продолжает развиваться реализм. Используя материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX веке.

 

В последней трети XVIII века широкого распространения достигает новое художественное направление - сентиментализм, родиной которого была Англия. Название ему дал Лоренс Стерн своим романом "Сентиментальное путешествие", но истинным его основателем был английский писатель Ричардсон, затем принципы сентиментализма нашли воплощение в творчестве Шиллера, Гете, Руссо, Дидро, в живописи - в полотнах Шардена и Греза. Почетное место в их произведениях заняла природа, созерцание ее красоты. В противовес возвышенному и величественному (классицизм) сентиментализм принес в искусство трогательное; чувство было возведено в культ, а чувствительность - в нравственный принцип.

 

С сентиментализмом связано формирование предромантического направления.

 

Порождением своего времени - эпохи буржуазной революции в Англии - явилось творчество Даниеля Дефо (1660-1731), который в романе "Робинзон Крузо" утверждал идею волевой активной личности.

 

Насмешливым и печальным размышлением о судьбе рода человеческого явился роман Дж. Свифта (1667-745) "Путешествия Гулливера".

 

Английская школа живописи в XVIII веке выдвигает плеяду талантливых мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. Это реалист Уильям Хогарт (1697-1764) - цикл картин "Карьера мота", "Модный брак", "Продавщица креветок", "Автопортрет" и других. Среди портретистов особое место принадлежало Джошуа Рейнольдсу (1723-1792).

 

Крупнейшим английским живописцем явился Томас Гейнсборо (1727- 1788), мастер портрета и пейзажа. Его колорит, построенный на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией ("Голубой мальчик", "Портрет герцогини де Бофор"). В сельских пейзажах художник передавал различные состояния природы, предвосхищая искусство XIX века ("Водопад"). Обращается он и к жанровым сценам ("Собиратели хвороста").

 

Вслед за Гейнсборо выступает плеяда английских портретистов: Дж. Ромни (1754-1802), Т. Лоуренс (1769-1830), Г. Ребери (1756-1832) и другие.

 

Английская архитектура XVIII века продолжает стоять па позициях рационализма и классицизма: Г. Вуд (1705-1754), У. Кент (1684-1748), Дж. Джиббс (1682-1754).

 

Просветительское движение нашло яркое выражение в науке и искусстве Франции.

 

Духом Просвещения исполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье ("Дух законов"), Руссо ("Исповедь", "Об основах и причинах неравенства среди людей"), Дидро, Д'Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.

 

Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Литературное наследие его жанрово разнообразно: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи: ("Генриада", "Орлеанская девственница", "Брут", "Смерть Цезаря" и другие). Особое значение имеют философские повести и среди них - 4Кандид, или Оптимизм".

 

В просветительской литературе Франции одно из главных мест принадлежит П. О. Бомарше (1732-1799), автору комедий "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро", "Преступная мать". Известно, что Людовик XVI, прослушав "Женитьбу Фигаро", воскликнул: "Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это па сцену!".

 

В архитектуре Франции XVIII века утверждается повое направление - красочно-нарядное, изысканное рококо (фр. rococo от rocaille - раковина). Утрачивается тенденция к грандиозным ансамблям. Городской дом, небольшой особняк, залитые светом аристократические салоны и будуары становятся фоном для частной жизни.

 

Типичный образец рококо - интерьер отеля Субиз, архитектор Жермен Боффран (1667-1754). Овальный зал отеля отличается грацией форм, непринужденным изяществом. Мебель - резные нарядные столики-консоли, уютные мягкие кресла, диваны с гибкими причудливыми очертаниями спинок и ножек.

 

В середине 1750-х годов внимание архитекторов привлекли строгость и спокойствие античной ордерной архитектуры. Это направление возглавила Академия. Классицизм становился модным при дворе. Ж.-А. Габриэль (1699-1782) проектирует в Париже площадь Людовика XVI (ныне - площадь Согласия), по-новому решает тему загородного дворца (Малый Трианон). Общественные здания сооружает Ж.-Ж. Суфло (1713-1780).

 

В живописи распространяются тенденции рококо (плафоны, панно, гобелены на мифологические сюжеты, галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет). Одновременно усиливается реалистическая направленность.

 

Создателем галантного жанра, интимной живописи, певцом тонких душевных движении и чувств явился Антуан Ватто (1684-1721). Он утвердил роль современной темы в искусстве. Его искусство часто принимало романтическую окрашенность. Ватто обратился к образам из народа ("Точильщик", "Баскский крестьянин", "Савояр"), в то же время изображал светских дам и кавалеров, мир театра ("Любовь на итальянской сцене", "Любовь на французской сцепе"), праздники вельмож ("Галантные празднества", "Общество в парке"). Известные картины Ватто: "Жиль", "Капризница" и другие.

 

Представителем стиля зрелого рококо был Франсуа Буше (1703-1770), первый художник Людовика XV, любимец аристократии, автор декоративных панно, декорации, костюмов, картин на мифологические темы ("Туалет Венеры"), пасторалей и т. и.

 

Реалистическое направление представлял Жан Батист Шapден (1699-1779). Его центральная тема - натюрморт, в котором он добился значительности и содержательности, отразив мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Это "Атрибуты искусства", "Медный бак и другие. Обращается Шарлей и к жанру ("Карточный домик", "Молитва перед обедом"), к портрету ("Автопортрет"), обнаруживая всюду поэтическую прелесть обычного.

 

К образу чувствительного человека, навеянному идеями Руссо, обратился Жан Батист Грез (1725-1805) - "Деревенская невеста", "Портрет молодого человека" и другие.

 

Блестящим мастером рисунка и тонким колористом был Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). Декоративное изящество исполнения сочетается у него с поэтическим восприятием мира ("Качели", "Поцелуй украдкой", " Портрет Дидро" и другие).

 

XVIII век во Франции ознаменован развитием скульптуры. Это и убранство интерьеров рококо, и монументальность, и стремление к реализму. Значительно творчество Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), приглашенного Петром I в Петербург и прославившегося "Медным всадником" (1766-1782 гг.).

 

Революционные идеи XVIII века во Франции связаны с творчеством Жана Антуана Гудона (1741-1828), создателя гражданского портрета (Руссо, Мирабо, Вашингтона, шедевр - портрет Вольтера).

 

XVIII век в Германии нашел свое воплощение в философской мысли, по преимуществу, идеалистической. Ее выдающиеся представители: Кант (1724-1804), Фихте (1762-1814), вершина немецкой классической философии Гегель (1770-1831).

 

Немецкое Просвещение дало миру замечательные образцы художественной прозы - "Страдания юного Вертера", "Вильгельм Мейстер" Гете; философской лирики - "К радости" Шиллера, "Гаиимед" Гете, драматургии - трагедия "Эмилия Галотти" Лессинга, "Разбойники", "Коварство и любовь" Шиллера, поэзия "Бури и натиска" и другие.

 

Но все лучшее, значительное, что было в немецком Просвещении XVIII века, воплотилось в бессмертном произведении "Фауст", созданном Иоганом Вольфгангом Гете (1749-1832), эпической трагедии, над которой он работал более 60 лет. В основе произведения - спор между ученым Фаустом, искателем истины, и Мефистофелем, символизирующим дух отрицания и разрушения. Фауст считает, что человеку всегда будет свойственна вечная неудовлетворенность достигнутым. Мефистофель утверждает обратное: человек предпочтет вечное движение минутным радостям, низменным наслаждениям.

 

В итоге Фауст приходит к пониманию, что цель жизни - в борьбе за лучшие идеалы человечества, за благо народа. В этом истина, которую он так долго искал, и она прекрасна.

... Жизни годы

Прошли недаром: ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них па бой!

 

С этой мыслью Фауст умирает, он уверен в бессмертии человеческой деятельности во имя "свободного края", "свободного парода".

 

Ответ на вопрос, в чем смысл жизни (ведь она кончается смертью), автор дает в словах Хоруса Мистикуса (хора непостижимых истин): цель счастья - в стремлении к цели ("Цель бесконечная здесь - в достижении"). Человек живет, чтобы творить, созидать.

 

В этом и была суть великой эпохи Просвещения, исполненной веры в силы и мощь Человека, его разум, его волю.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!