Образ маленького человека в русской литературе
Устное народное творчество
Временной период: до внедрения письменности в общество
Цели: передача опыта поколений «из уст в уста», сохранение традиций, коммуникация, воспитание
Особенности: отсутствие авторов
Жанры: сказка, песня, легенда, пословица, песня, загадка и т.д.
Примеры: «Садко», «Микула Селянович»
Древнерусская литература
Временной период: XI – XVII вв
Цели: закрепление в обществе аскетизма и христианского мировосприятия
Особенности: литература носит религиозный характер, все книги пишутся церковно-славянским языком
Жанры: летописи, поучения, притчи, сказание
Примеры: «Повесть временных лет»
Классицизм
Временной период: XVII – XIX вв
Цели: продвижение идей просвещения, создание рамок изложения
Особенности: ориентация на и идеи общественности
Жанры: комедия, басня, сатира, ода, эпиграмма, трагедия
Примеры: «Недоросль» - Д. И. Фонвизин, «Памятник» - Г. Р. Державин.
Романтизм
Временной период: XVIII – XIX вв
Цели: формирование новых мотивов и образов мышления
Особенности: выраженные чувства м конфликт с устоявшимся порядком. Тема освобождения.
Жанры: баллада, поэма, роман
Примеры: «Герой нашего времени», «Мцыри» - М. Ю. Лермонтов, «Кавказский пленник» - А. С. Пушкин.
Сентиментализм
Временной период: конец XVIII – начало XIX вв
Цели: протест классицизму, привлечение внимания к чувствам человека
Особенности: излишняя чувствительность, идиллистический пейзаж
|
|
Жанры: поэма, элегия, повесть
Примеры: «Бедная Лиза» - Н. М. Карамзин
Тема поэта и поэзии в творчестве Державина и Пушкина
В своем стихотворении «Памятник» оба поэта восхваляют поэзию и обозначают ее роль в общественной жизни.
Сравнительная характеристика двух стихотворений (пример сочинения):
1) Вступление (Сравним стихотворение «Памятник» Державина с одноименным стихотворением Пушкина).
2) Доказательство того, что их можно сравнивать (Оба произведения восходят к стихотворению древнеримского поэта Горация и имеют общую проблематику: говорят о роли поэзии в обществе и предназначении поэта).
3) Сходства (Оба поэта утверждают, что их творчество и слава бессмертны и увековечат своих создателей. И Пушкин и Державин считают, что роль поэта в обществе велика, потому как он является пророком).
4) Отличия (Но, в отличие от Державина, который утверждал, что поэт должен прославлять добродетели царей и «Истину царям с улыбкой говорить», Пушкин считал, что поэзия выше власти и не зависит от нее. Еще одно различие заключается в отношении авторов к музе: в то время, как Державин просит ее презрительно относиться к тем, кто сам ее презирает, тогда как Пушкин считает, что она должна возвышаться над этим и проявлять снисходительность).
|
|
5) Заключение
Важно! В сочинении сначала необходимо искать общие черты, чтобы на их основе найти различия
Примечание: стихотворение Державина относится к Классицизму, Пушкина – к Романтизму.
Тема любви в творчестве Пушкина и Лермонтова
Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Что такое любовь? Что она несет людям? На эти вопросы каждый поэт отвечает по-своему.
План размышлений:
1) Что такое любовь?
2) Каков лирический герой? (Кто он? Какой он? Что он делает?
3) Какова лирическая героиня? (Кто она?)
4) Каково настроение произведения?
Если для Пушкина любовь – вдохновение и источник счастья, то для Лермонтова она – причина страданий и источник печали. Поэт Лермонтова «осужден» на любовь.
Петербургский миф
Образ Петербурга в русской литературе
Санкт-Петербург – город особенный. Он вызов самой природе , он живет собственной таинственной жизнью, он оторван от истоков национального бытия.
Лица города не представить без образа Петра Великого. Он великий реформатор, создатель северной Пальмиры или порождение антихриста, несущий разрушение и гибель?
В творчестве поэтов эпохи Классицизма Петербург – город священный. Он отражает величие всей империи, ему посвящаются оды.
|
|
Но А. С. Пушкин создает противоположный миф – о городе, полном двойственности в поэме «Медный всадник».
С одной стороны, Петербург - чудо-творение, «парадный город», охраняемый Медным Всадником, которому должна покориться покоренная бушующая стихия.
С другой стороны, Петербург разрушает жизни простых людей.
С каждым годом образ Петербурга становится все мрачнее. В произведениях Гоголя парадного Петербурга нет вообще (цикл «Петербургские повести»). Петербург превращается в холодный скучный казарменный город чиновников.
В повести «Невский проспект» Петербург – это заколдованное место, город двойного бытия, а сам Невский – улица мечты и обмана.
Темная ночь Петербурга губит маленького человека.
Образ маленького человека в русской литературе
1) «Бедная Лиза» - Н. М. Карамзин
Карамзин сочувствует маленькому человеку, видит в нем живую трепетную душу.
2) «Станционный смотритель» «Медный всадник» - А. С. Пушкин
Причины появления образа маленького человека:
· Царский произвол
· Тяжелые времена
Черты образа:
· Замкнутость в себе
· Осознание собственного бессилия
· Отсутствие высокого чина
· Маленькие мечты
· Бедность
· Судьба терпеть оскорбления
3) «Шинель» - Н. В. Гоголь
У Пушкина и Гоголя маленькие люди вызывают сочувствие жалость и сострадание.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!