Идеалистическое и материалистическое понимание сознания.



Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

ОГСЭ. 01 основы Философии

Курс: 2 Группа 4 Специальность: 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Дата.9.11. 2020

Урок № 32

Тема урока:    Тема 4.2. Общественная природа сознания

Общество – главное условие возникновения сознания.

Форма работы : дистанционное обучение.

Тип урока: комбинированный

Цель урока : изучить  вопрос происхождения и сущности сознания,

соотношение сознания и языка.

Основные понятия: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, СОЗНАНИЕ, ПРИРОДА.

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

ПРИРОДА – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам.

Используемая литература:
Учебник  Матяш Т.П. Основы философии: учебник.-Ростов н\Д.: Феникс, 2018

Интернет-источники:

https://www.youtube.com/watch?v=YNzWtk0-s2M - видеоурок 15 мин

 

1. Центральная электронная библиотека: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/

2. Публичная Электронная Библиотека: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.walla.ru/

3. Электронная библиотека IQlib: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iqlib.ru/

4. philosophy.ru – портал "Философия в России". Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы курсов; Госстандарты; Философские организации и центры.

5. intencia.ru – сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Книги.

6. http://www.twirpx.com/files/phylosofy/ - книги, первоисточники, монографии по различным разделам философии

Весь конспект необходимо прочитать!!! Выделенное – записать. Конспект и ответы на задания - сфотографировать и выслать мне.

Ход урока

1. Организационный этап
Над тайной сознания учёные и философы бьются с незапамятных времён, весьма актуальна эта проблема и сегодня.

2.Основная часть.

План изучения:
1. Происхождение и сущность сознания.

Сознание и язык.

Идеалистическое и материалистическое понимание сознания.

 

Характерной чертой, отличающей человека от животных, ученые считают наличие сознания.

Сознание – один из самых сложных терминов в философии. Сложность заключается в том, что данный термин используют многие науки, и каждая из них предпринимает попытки дать свое определение сознания. Так, философское понимание сознания будет отличаться от психологического, а психологическое – от медицинского, которое можно проиллюстрировать фразой «потерять сознание».

Сознание делает человека способным выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему как субъекта объекту. Непосредственной основой сознания является трудовая деятельность. Оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности.  Деятельность же – свойство только человеческое, а значит, и сознанием в философском смысле этого слова обладает только человек.

Так или иначе, сознание человека отличается от психики высших животных. Среди основных отличий принято называть способность к абстракции и наличие языка. Способность к абстракции проявляется в первую очередь в творческом характере мышления человека. Если животное только приспосабливается к окружающему миру, то человек его активно преобразует. Насколько мы можем утверждать сейчас, в животном мире изобретений не бывает.

Существуют две точки зрения на сущность сознания в философии.

Первая основана на том, что сознание первично и самодостаточно: оно, вместе с Вселенной и Человеком, создано Творцом – Богом. Это точка зрения религии.

На этих же позициях стоя и объективные идеалисты. Они утверждают, что существует некий абсолютный разум, который является источником существования мира. Вечно существует космос, вечно сознание, вопрос о его происхождении снимается. Основные положения объективного идеализма:

а) сознание исторически предшествует материи, любым её предметам, состояниям и отношениям;

б) духовное составляет сущность бытия, всех его атрибутов;

в) сознание вечно, абсолютно, существует независимо от материи.

 

Сознание и язык.

Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начала возникновения философии. Сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышление понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве).

В современной философии также большое значение имеют проблемы, связанные с анализом языка и его связью с мышлением и познанием действительности. Эти проблемы нашли свое наиболее полное выражение в возникшем еще в 19 веке и продолжающем существовать в 20 веке философском направлении, получившем название «философия языка» (берет своё начала от языковеда и философа Вильгельма Гумбольдта).

В общем, язык обычно определяют, как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Наконец, язык – это специфически человеческая форма сознания. У животных есть определенные способы передачи информации, но они, во-первых, не развиваются, а во-вторых, предназначены только для распространения информации определенного типа. Одна собака может передать другой свою эмоцию, а одна пчела может своеобразным танцем показать другим пчелам, где растут те или иные цветы, но объяснить таким языком второй закон термодинамики или философию Гегеля невозможно. Универсальным характером обладает только человеческий язык. Кроме того, язык социально обусловлен – он появляется и может развиваться только в обществе. Не случайно люди, попадавшие в условия социальной изоляции (например, на необитаемый остров), теряли речевые навыки.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

 

Идеалистическое и материалистическое понимание сознания.

Весь философский материализм объяснял и объясняет природу сознания естественными факторами, отталкиваясь от центральной идеи о первичности материи.

Сознание – это продукт эволюции материи, оно представляет из себя функцию мозга..

Своеобразной была попытка решить проблему сознания у немецких философов вульгарных материалистов (К. Фогт, Л. Бюхтер, Я. Молешотт). Эти философы, во-первых, считали, что данная проблема может решаться только естественными науками; во-вторых, сознание они рассматривали как простое следствие физиологических причин, оно для них так же вещественно и материально, как и эти причины. При оценке этой концепции чаще всего пользуются такими понятиями как «грубый», «примитивный», «упрощённый» взгляд на сознание.

Диалектический материализм продолжил традиции материалистической трактовки сознания, но при этом попытался выйти за рамки его механистического толкования. Опираясь на науку XIX, а затем и ХХ столетий, диалектический материализм выдвинул следующее решение проблемы сознания, его происхождения и сущности:

1. Существует органическое единство сознания и материи, но в этом единстве материя первична, а сознание вторично:

а) как продукт закономерного исторического развития материи;

б) как её свойство, функция мозга;

в) как форма отражения, субъективный образ объективного мира.

2. Истоки сознания связаны со свойством отражения, которым обладает вся материя. Отражение, как всеобщее свойство материи, определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Развитие форм отражения, усложнение их при переходе от неживой природы к живой и от неё к социально организованной рассматривается как генетическая предпосылка сознания.

3. Качественный скачок от психики животных к сознанию человека осуществляется под воздействием трёх главных факторов: труда, языка и общества (общения). В результате возникает мышление как сознательная форма отражения, как обобщённое отражение действительности в форме понятий, суждений, умозаключений и т.п.

4. Сознание неразрывно связано с языком. Благодаря языку (речи) мышление (сознание) существует и развивается как общественное явление.

5. Сознание – это функция высшим образом организованной материи – человеческого мозга, а мозг – это орган сознания. Мыслит, творит не мозг сам по себе, а человек, наделённый нормальным мозгом и выступающий как субъект общественно-исторической практики.

Даже явные противники философии диалектического материализма признают последовательность, обоснованность и логичность выше приведённых положений о сознании, его происхождении и сущности. Вместе с тем критический подход к этой концепции позволяет заметить, что она исходит из абсолютизации интеллектуальных форм деятельности духовного, в результате чего огромные пласты духовного, не связанные с деятельностью разума, долгие годы оказывались исключёнными (частично или полностью) из философского анализа.

Обобщение материала

Таким образом общественная природа сознания оказывает огромное влияние на психическое состояние индивида, на его профессиональную деятельность и не только.

Домашнее задание.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 1199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!