СТИЛЬ ХУДОЖНИКА И МАНЕРА ХУДОЖНИКА.

Тема 2

Вопрос 1

Содержание и форма художественного произведения.

 

Категории содержания и формы, превосходно разработанные еще в системе Гегеля, стали важными категориями диалектики и неоднократно успешно применялись в анализе самых разных сложноорганизованных объектов. Давнюю и плодотворную традицию образует и применение этих категорий в эстетике и литературоведении. Ничто не мешает применить столь хорошо зарекомендовавшие себя философские понятия и к анализу художественного произведения.

Произведение искусства есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма.

Чтобы создать художественное произведение, недостаточно придумать героев и события, недостаточно определить, с какой целью писать. Не менее важен способ воплощения замысла - КАК написать, чтобы мысль была лучше выражена. Содержание можно сравнить с душой, а форму - с телом. Безусловно, душа и тело произведения едины, хотя иногда и вступают в противоречие, даже взаимоуничтожаются. Например, серьезное, трагическое содержание может быть заключено в легкую, ненавязчивую форму, оставляющую впечатление сиюминутного, преходящего.

Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, – это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Несколько упрощая, можно сказать, что содержание – это то, что сказал писатель своим произведением, а форма – как он это сделал.

Содержание – это внутреннее наполнение художественного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, характеры (герои, система образов).

Форма – внешнее выражение - композиция и язык произведения. Поэтика – система художественных принципов, на основе которых строится отдельное произведение или творчество автора в целом (понятие "поэтика" близко к понятию "форма")

Содержание и форма художественного произведения слиты в единое целое, неразрывно связаны, влияют друг на друга.

Форма художественного произведения имеет две основные функции.

Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что именно форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Содержание само по себе не может быть в строгом, эстетическом смысле прекрасным или безобразным – это свойства, возникающие исключительно на уровне формы.

Из сказанного о функциях формы понятно, что вопрос об условности, столь важный для художественного произведения, по-разному решается применительно к содержанию и форме. Если мы говорили, что художественное произведение вообще есть условность по сравнению с первичной реальностью, то мера этой условности у формы и содержания различна. В пределах художественного произведения содержание обладает безусловностью, в отношении него нельзя поставить вопрос «зачем оно существует?» Как и явления первичной реальности, в художественном мире содержание существует без всяких условий, как непреложная данность. Оно не может быть и условно-фантазийным, произвольным знаком, под которым ничто не подразумевается; в строгом смысле, содержание нельзя выдумать – оно непосредственно приходит в произведение из первичной реальности (из общественного бытия людей или из сознания автора). Напротив, форма может быть сколь угодно фантастична и условно-неправдоподобна, потому что под условностью формы подразумевается нечто; она существует «для чего-то» – для воплощения содержания.

Современная наука исходит из первичности содержания по отношению к форме. Применительно к художественному произведению это справедливо как для творческого процесса (писатель подыскивает соответствующую форму пусть еще для смутного, но уже существующего содержания, но ни в коем случае не наоборот – не создает сначала «готовую форму», а потом уже вливает в нее некоторое содержание), так и для произведения как такового (особенности содержания определяют и объясняют нам специфику формы, но не наоборот). Однако в известном смысле, а именно по отношению к воспринимающему сознанию, именно форма выступает первичной, а содержание вторичным. Поскольку чувственное восприятие всегда опережает эмоциональную реакцию и тем более рациональное осмысление предмета, более того – служит для них базой и основой, мы воспринимаем в произведении сначала его форму, а только потом и только через нее – соответствующее художественное содержание.

Из этого, между прочим, следует, что движение анализа произведения – от содержания к форме или наоборот – не имеет принципиального значения. Любой подход имеет свои оправдания: первый – в определяющем характере содержания по отношению к форме, второй – в закономерностях читательского восприятия.

Из всего сказанного напрашивается ясный вывод о том, что в художественном произведении равно важны и форма, и содержание. Выделяя в произведении форму и содержание, мы тем самым уподобляем его любому другому сложноорганизованному целому.

Формально-стилистический анализ произведения искусства

Формально-стилистический анализ

Формально-стилистический метод — направление в искусствознании, объединившее в себе различные варианты методологии, ориентированные на описание и анализ художественной формы и на выработку категориальных понятий стиля.

Формально-стилистический метод – метод, ориентированный на описание и аналитику художественной формы, понятой, по крайней мере, в двух значениях: как внутренняя организация произведения и как его внешний облик (с выделением таких аспектов понятия «формы» как структурный принцип, правило-канон, тип и облик-вид).

Под формой с учетом связи художественной формы с зрительно-визуальным опытом, его организацией и воспроизведения через оформление художественного материала можно понимать и гештальт как целостно-динамическую характеристику произведения, как его визуально-ментальную структуру. Поэтому художественная форма – это и экспрессивные средства, используемые в творческом процессе, для анализа которого традиционно выделяют уровни формальной организации произведения: пространство, время, свет, цвет, композиция. Наконец, форма – это и средство воздействия произведения на пользователя (зрителя).

Стиль

В этом случае под стилем подразумевается уже система специфических и константных выразительных средств того или иного художественного языка, принадлежащего как отдельному художественному произведению, так и индивидуальному творчеству, а также и школе, эпохе и т.д. Обычно под стилем подразумевается порядок, структурное единство свойств (т.н. «пространственное» понятие стиля), а также характерные качества (стиль экспрессии, проявления чего-либо, т.е. «временной» стиль). Традиционное, еще античное различение «манеры» и «вкуса» (например, у Плиния Старшего и Витрувия, а также у Горация) подвергается синтезу уже у Винкельмана: стиль это и набор индивидуально-характерных признаков творчества отдельного мастера (его «рука»), и совокупность всеобще-условных норм-предписаний (стиль индивидуальный и стиль социальный). Но уже Вельфлин обнаруживает «два корня» стиля (стиль как зрительные установки, паттерны восприятия и как набор исполнительских навыков, формальных приемов). Так что стиль – это и разнообразные модальности отношения художника: с одной стороны, к используемым выразительным средствам (к художественной форме), с другой – к предмету изображения (теме, замыслу и т.п.).

Принято различать стили универсальные (например, классицизм и натурализм, ренессанс и барокко в понимании Вельфлина; преклассический, классический и постклассический у Франкля). Широко используется и понятие исторического стиля как способа описания исторической трансформации ( развития или эволюции) художественной формы. В этом случае выделяются стиль унитарный и состоящий из фаз развития (стиль ранний, зрелый, поздний; стиль созревания, фиксации, дифференциации, инновации). Труднейшая задача теории искусства – это вопрос единства стиля и способы его объяснения (единство состояния личности во времени и единство структуры личности; стиль как обнаружение экзистенциальной устойчивости человеческой ситуации; стиль как продукт чисто таксономического взгляда на художественный материал).

Анализ

Существует множество подходов, приемов, способов анализа, но все они укладываются в несколько сложных действий:

· раскодирование информации, заключенной в ткани самого произведения,

· аналитическое исследование процесса и обстоятельств создания произведения искусства, помогающее углубить и обогатить его понимание,

· изучение исторической динамики художественного образа произведения в индивидуальном и коллективном восприятии.

В первом случае идет работа с произведением как самоценностью — «текстом»; во втором мы рассматриваем текст в контексте, выявляя в художественном образе следы влияния внешних импульсов в третьем — изучаем изменения художественного образа в зависимости от того, как меняется его восприятие в различные эпохи.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

· Какое впечатление производит произведение?

· Какое настроение пытается передать автор?

· Какие ощущения может испытывать зритель?

· Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, , использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

· Что (или кто) изображено на картине?

· Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

· Кого вы видите в скульптуре?

· Выделите главное из того, что вы увидели.

· Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

· Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

· Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

· Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

· Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

· Попробуйте пересказать сюжет картины.

· Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

· Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

· Символический уровень:

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

 

 

Вопрос 2.

 

1. Язык искусства - совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств создания художественного образа. Ведущее значение в языке изобразительного искусства имеют выразительные средства композиции, отражающие индивидуальность художника, его эмоционально-чувственное и образное отражение мира.

Всякий язык искусства имеет свои критерии точности. Они более строги и сложны, чем в науке. Содержание художественных образов сложно объяснить. Объяснить - значит выразить содержание образа в другом языке, другими словами. Перевод художественного образа, его содержания на другой язык ведет к разрыву этой связи.

2. Важная особенность языков - их диалогичность, которая имеет место деловом и бытовом языке, но художественные слова становятся оптимальным способом общения. Они предполагают эмоциональный контакт автора - художника с собеседником - читателем, зрителем, слушателем. лексический общение искусство

Следовательно, специфика языка искусства заключается в создание многозначных текстов, у которого нет фиксированного значения.

3. Он образует художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание.

Пластические виды искусства – это искусства пространственные, т. е. изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративно – прикладное искусство, дизайн, и каждый из них имеет свою изобразительно - выразительную специфику.

4. Графика – это изображение, созданное с помощью штриха, линии, пятна.

Художественно – выразительные средства графических материалов связаны с особенностями красящих веществ Материалы эти могут быть сухие – мел, уголь, карандаш, пастель, сангина.

К печатной графике относятся гравюра, книжная графика, промышленная графика.

5. Особенностью живописи является создание образа с помощью цвета на плоскости. Основные техники живописи: акварель, гуашь, темпера, масляные краски, пастель.

6. Архитектура, целью которой является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям человека. В эпоху Возрождения была выдвинута формула «польза – прочность – красота» как основа архитектуры. Различают три вида архитектуры, архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, и градостроительство.

7. Скульптура – один из видов пространственных пластических искусств, произведения, которого характеризуются объемом. Техника выполнения и образ зависят от используемого материала. Скульптура делится на два вида: круглую и рельеф. По содержанию и функциям скульптура делится на станковую, монументально – декоративную, декоративную и мелкую пластику.

8. Декоративно – прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств. Особое место в декоративном искусстве занимает орнамент. Он тесно связан с поверхностью, на которой он находится. Орнамент может быть графическим, живописным, скульптурным, может выполняться в разных материалах.

Декоративно – прикладное искусство включает в себя народные художественные промыслы и современное выставочное искусство. Особой разновидностью является народное изобразительное и прикладное искусство, запечатляющее в украшении предметов материальной культуры духовную культуру народа.

Основа народного искусства – коллективное начало и народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей средой, сохраняющей духовные ценности народа в образно – художественном выражении.

 

Вопрос 3. Художественное направление как основная единица измерения истории искусства. Художественное течение. Художественная школа.

 

Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его — художественное направление. Эта коренная категория имеет инструментально-методологическое значение и применяется при анализе литературного развития и выявлении его исторических, национальных и региональных особенностей.

Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определенен.

Направление — коренная категория теории и истории художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование и целые школы провозглашают произведение единственной реальностью искусства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений.

Направление — система художественных произведений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения.

Школа — художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы).

Течения — варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.

Категория «художественное направление» позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художественный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много не устоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.

При рассмотрении каждого направления автор делает акценты на следующих вопросах:

происхождение названия данного художественного направления;

когда и где оно возникло и какое время существовало;

родоначальник направления;

какова его художественная концепция;

каковы его философско-эстетические основы;

предшественники направления;

связь с традицией;

особенности;

место в текущем художественном процессе; особенности восприятие направления современниками и в последующие периоды; последователи;

главный для данного направления вид искусства; основные произведения данного направления; художественная критика о данном художественном направлении; теоретические идеи направления; отношение к науке; особенности метода

эпицентр и распространение данного художественного направления;

что направление внесло в мировую культуру (художественные итоги).

В процессе развития искусства сменяется приоритет изобразительности и выразительности. Отметивший эту закономерность академик Н.И. Балашов подчеркивает, что XX в. — эпоха приоритета выразительности. Еще одно глубинное изменение художественного видения мира произошло также в XX в.: начиная с античности действительность представлялась гармоничной (лишь на периферии реальности ютилась дисгармония), со второй половины XX в. мир воспринимается художником как хаос, на периферии которого могут быть оазисы гармонии. Эту идею в теоретической форме прокламирует современная наука хаология.

Основной единицей измерения истории искусств является художественное направление, т.е. совокупностъ произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Отсюда становится понятным, что понятия «классицизм» и «барокко», «романтизм» и «критический реализм», «натурализм» и «импрессионизм» и т.д. и т.п. обозначают и методы творчества более или менее широких групп художников, и вырастающие на этой основе направления историко-художественного процесса. В обществе, раздираемом противоречиями и потому лишенном единства миропонимания, психологии и идеалов, неизбежна кристаллизация различных методов художественного творчества; столкновение этих методов, их противоборство становится непосредственной движущей силой художественного развития, общества и запечатлевается во взаимодействии художественных направлений, которые складываются на основе каждого творческого метода или исторического сцепления нескольких методов.

Будучи основной единицей измерения истории искусства, художественное направление обнаруживает, однако, и некие внутренние членения. В реальном историко-художественном процессе формирование и развитие едва ли не каждого направления протекает в различных условиях — национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторически локальных, наконец, преломляющихся особенным образом в той пли иной культурной среде. Все эти факторы дробят единое художественное направление и одновременно его конкретизируют, позволяя ему выявить богатство своих художественных возможностей. Подобные конкретные проявления и преломления художественного направления обычно называют художественными течениями или художественными школами.

Понятие «школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления — так говорят, например, об «итальянской школе» в истории живописи Нового времени или о «новгородской школе» в художественной культуре русского средневековья. Течениями же, как правило, называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных и исторических условиях и объединяют известные группы художников, близких друг другу не только по общим идейноэстетическим установкам творческого метода, но и по конкретному пониманию решаемых ими художественных задач в пределах того или иного вида искусства. Эта близость выражается подчас в схожести художественного языка, а иногда и в организационном объединении данной группы художников с целью совместной публикации, экспонирования или постановки их произведений. Подобными течениями были, например, передвижничество, движение «новой волны» во французской кинематографии, деятельность разнообразных творческих объединений советских писателей, живописцев, композиторов в 20-е годы.

Теоретический смысл таких терминологических разграничений состоит в том, что явления, находящиеся на уровне художественного течения или художественной школы, нельзя рассматривать как самодовлеющие художественные образования, на которых вправе остановиться обобщение конкретного материала в изучении истории искусства. Развитие искусствознания отчетливо показало, что подобная остановка, явно позитивистского происхождения, ведет к поверхностному, эмпирическому описательству и не позволяет вскрыть закономерности, лежащие на более глубоком уровне — на уровне формирования, развития, смены и борьбы художественных направлений. Один из ярких примеров такой позитивистской методологии — распространенная на Западе и имевшая, к сожалению, приверженцев среди наших ученых точка зрения на реализм как на течение, возникшее во Франции в 50-е годы XIX в., тогда же получившее из уст Шанфлери и Г. Курбе свое имя и вскоре вытесненное натурализмом в литературе и импрессионизмом в живописи. Точно так же и Романтизм, и Модернизм часто ограничивают узкими рамками течений, которые так себя называли, тогда как течения эти были лишь частными проявлениями гораздо более широких художественных направлений. Однако другой крайностью является расширение понятий «реализм» и «романтизм» до масштабов всей мировой истории искусства.

Понять сущность каждого художественного течения, осмыслить его появление, развитие и исчезновение, определить его истинную роль в истории искусства можно лишь в том случае, если художественные течения соотносятся с художественными направлениями, если связь течений и направлений рассматривается с точки зрения диалектики особенного и общего. Когда же в эту цепь подключается третье необходимое звено — индивидуально-своеобразное творчество художника, — наука раскрывает диалектику общего, особенного и единичного.

 

Вопрос 4

(4.1) Художественный стиль

Стиль (лат. stilus, от греч. stylos - остроконечная палочка для письма) - устойчивая общность изобразительных приемов, выразительных средств, образной системы, определяющая художественное своеобразие конкретного явления искусства: художественной эпохи, направления, школы, творчества отдельного мастера, даже одного произведения. Традиционно выделяют так называемые исторические стили. Под ними подразумевают определенные этапы в истории искусства, когда складывалась единая художественная система, охватывавшая различные виды искусства и художественного творчества и стремившаяся к их синтезу.

Самым общим образом художественный стиль можно охарактеризовать как определяемый культурой сквозной принцип связи содержания и формы произведения искусства, способ построения художественной формы, сообщающий произведению внутреннюю цельность, единую тональность и колорит.

Стиль – это прежде всего единство образной системы, опирающееся па выразительные средства, характерные для своей эпохи, своеобразный способ художественного переживания времени. Причем, что важно подчеркнуть, переживания его не только художником, но и зрителем.

Понятие «С.» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии иск-ва, различных худож. Направлений и индивидуальной манеры художника. С. Служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм). Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, С.может при известных условиях существовать дольше, чемсоциально-культурнаяситуация его породившая, сталкиваясь с др. С. В формировании С. участвуют мн. социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о природе иск-ва, его функциях, выражаемые в творческом методе и мировоззрении художников. Первые значительные С. складываются в древн. цивилизациях (Египет, Вавилон) в соответствии с господствующими религиозно-идеологическими нормами. В разные исторические периоды С. специфично осуществляется в отдельных видах искусства, в большей или меньшей степени проявляя свои типичные признаки во взаимоотношении содержания и формы в искусстве. Стилевому развитию иск-в с каждой новой эпохой соответствует все нарастающее усложнение, проявляющееся во взаимодействии местных, региональных школ, худож. традиций. С эпохи Возрождения все большее значение приобретает индивидуальность художника (Индивидуальность в искусстве), уже не укладывающаяся в рамки стилевых явлений (Микеланд-жело, Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ватто, Ф. Гойя). Развитие станкового иск-ва способствует укреплению подобных тенденций, давая живописи, графике, скульптуре все большую свободу выражения. Начиная с романтизма, в иск-ве XIX—XX вв. проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, определяемые общностью мировосприятия художников. Попытки создать «новый стиль» (модерн) из-за социально-худож. противоречивости развития иск-ва на рубеже XIX—XX вв. оказались несостоятельными. Однако именно в это время ряд ученых (Вёльфлин, А. Ригль и др.) предприняли попытку рассматривать историю иск-в как «историю С.». Но в XX в- развитие иск-ва уже не может полностью укладываться в рамки смены С. Возникновение и быстрое исчезновение всевозможных «измов» в авангардизме, их идеологическая неустойчивость препятствуют созданию цельных стилевых образований. В социалистическом об-ве поиски С. в иск-ве связываются со стремлением создавать эстетически совершенную среду, окружающую человека.

(4.2) Романский и готический стиль

1.Романика (от romanum - римский) - общеевроп. стиль средневекового искусства X—XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов),Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем.

2.Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки— базиликальноготипа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, сузкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый.

3.Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. «порта» — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.

4.Особенности стиля

— В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

— Увеличение хора или восточной алтарной части храма

— Увеличение высоты храма

— Замена кессонного потолка каменными сводами

— Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

— Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

— Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

5. Все богатство декора сосредоточено в романском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность. Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.

6. Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов. Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны н слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.

Готика(Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.

Общая характеристика стиля Готика

Готика –это огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Характерными элементами в дизайне интерьеров храмов становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер.

8.Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери ( Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

9.Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Особенности стиля Готика

10.Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

11.В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика.

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.

 

12.Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внуши­тельный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, он служит ее символом, воспринимается как одно из высочайших воплощений французского художественного гения. западный фасад Нотр-Дама- горизонталь соперничает с вертикалью. это соперничество создает несравненную четкость и уравновешенность. Главный фасад пятинефной базилики легок, причем высота башен находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно-роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. Готическая скульптура имела огромную роль в готическом храме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм— статуй или рельефов.

13.Шартрский собор является вершиной французской зрелой готики и всей французской готической архитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад— в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Но здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, ярусы почти стушевываются, и стена безоговорочно капитулирует перед грандиозным остовом тончайшей архитектуры, которая устремляется ввысь без всякого напряжения. все тут не только величаво, но и нарядно, изящно, с полным выявлением исконной для галльского разума внутренней логики и чувства меры. Легкая ажурная громада— синтез зодчества и ваяния, праздничная сим­ония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства.

14.Сен Шапель в Париже-самая восхитительная из королевских дворцовых капелл4. интерьер: вместо стены— ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. музыка цвета радужно сочетается тут с музы­кой изящнейших архитектурных форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода, доводя их динамику до самого пола. Стреми­тельность взлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.

 

(4.3) ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ»

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трех единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.
Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило "... как всеобщий разум..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), "... как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких- либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки К. зарождаются уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении 17 в. К., развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в 18-начале 19 вв. Архитектуре К. в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. Основой архитектурного языка К. становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру К. свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов: широко используя перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи, К. принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура. Градостроительство К. генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города"; в конце 18 - 1-й трети 19 вв. складываются новые приемы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры К. соответствует строгая разграниченность пространственных планов в скульптуре и живописи. Пластика К., в которой преобладают замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи К. преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем К., когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (например, коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), свето- воздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластическими объёмами, действие разворачивается, как на сценической площадке. Величайшим художником и теоретиком французского К. 17 в. был Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге) воплощающий мечту о золотом веке. В архитектуре принципы К. складываются в отмеченных ясностью в отмеченных ясностью ордерных членений и композиции постройках Ф. Мансара, в восточном фасаде Лувра, созданном К. Перро (), - наиболее чистом по стилю образце К. 17 в., в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й половины 17 в. французский К. вбирает в себя всё больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка - А. Ленотр). Закреплению доктрин К. способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре. В 17- начале 18 вв. К. распространяется также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса еще сохраняются отголоски Ренессанса, а в произведениях К. Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант К.

Классицистический стиль выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Художественный стиль Классицизма представляет собой наивысшее выражение Идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности. В архитектуре Классицизма существует определенный набор формальных признаков. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, отсюда обычное трехчастное деление фасада с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. Все формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане особенно популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения. В скульптуре формирование классицистического художественного мышления сопровождалось переходом от натуралистической раскраски статуй и рельефов, наивной попытки их «оживления» в греческой архаике или пестрой декоративности в восточном искусстве, к лаконичной выразительности самого объема, очищения его от всего лишнего, случайного. Функции цвета брала на себя отделившаяся от архитектуры и скульптуры живопись. В классической живописи изображение также всегда строится по «принципу рельефа», т. е. чередованием пространственных планов, параллельных плоскости картины. При восприятии здания, картины, фрески, скульптуры классицистического стиля возникает ощущение душевного покоя, ясности, просветленности. Даже несмотря на знание того, что это вернее всего искусная декорация, по сути стилизация, художественный обман, и несмотря на то, что классицизм проигрывает в декоративности деталей, сложности, другим стилям в искусстве, он более притягателен и всегда желаем.
В целом тенденции классицистического стиля в различные эпохи и в разных видах искусства показывают одно: стремление художника к идеалу за счет отказа от случайного, временного, изменчивого.

(4.4.) Барокко

Барокко — причудливая жемчужина европейской культуры: суть, история развития, особенности стиля

Барокко (barocco) — стиль в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и важная культурно-историческая эпоха, охватившая XVII — XVIII столетия. Название «барокко», согласно основной версии, происходит от португальского barroco — это слово означает жемчужину необычной, неправильной формы. Такие украшения как раз вошли в моду в XVII веке. Но есть и другие гипотезы, касающиеся происхождения термина.

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

 Барокко действительно бросается в глаза вычурно-пафосными чертами, декоративной затейливостью, нередко — пышностью и роскошью. Но было бы неверно сводить эстетику барокко только к внешней форме. После напряжённого XVI столетия с его экзистенциальными кризисом, сломившем возрожденческие идеалы, мировоззрение человека изменилось. Он уже не ощущал себя центром Вселенной, а чувствовал себя, по словам Паскаля, «между всем и ничем», пытался осознать суть вещей и законов мироздания — но не мог понять «ни начала, ни конца». Реформация поколебала религиозные устои, Контрреформация устрашила, а учение Коперника разрушило старый понятный космос и открыло новый, где Земля из центра мировой системы стала песчинкой. Вселенная — огромной и непонятной, мир — местом, где властвуют могучие стихии.

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев? Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

 

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto). Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко. Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени. Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

 

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты

Некоторые направления барокко были очень своеобразны: о караваджизме с его реалистичностью скорее следует говорить как о самостоятельном стиле, относящемся к эпохе барокко, пропитанном её настроениями, но обладающем художественной оригинальностью; во Франции в период абсолютизма получил распространение барочный классицизм, в наибольшей степени проявивший себя в парадных портретах знати; в Испании XVII столетие стало «Золотым веком» для живописи. Испанских мастеров отличал строгий, даже подчас жёсткий, суровый и трагичный художественный язык. Их работы узнать нетрудно; а на севере Европы расцвело так называемое фламандское барокко, давшее миру Рубенса и Рембрандта.

(4.5) Модерн

1. Модерн (фр. moderne — современный) – особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.
Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.

 

2. Характерные особенности стиля модерн

• Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.
• Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.
• Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.
• Синтез элементов самых разнообразных стилей.
• Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.
• Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

 

3. Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

4. Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

 

5. Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

6. Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи СЛАВЯНСКИЙ ЭПОС (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея САЛОМЕЯ (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

ВОПРОС 5.

СТИЛЬ ХУДОЖНИКА И МАНЕРА ХУДОЖНИКА.

СТИЛЬ (от греческого и латинского stylos - способ и образ изложения, изображения, выражения) - совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества художника, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов.

стиль включает в себя:

+ Философию автора (личные убеждения, гражданская позиция, выбор точки зрения на явления или события, способ осмысления реальности, особенности трактовки, религиозные убеждения, отношение к действительности, деление на бытовое и возвышенное, и многое другое).

+ Жанр (описывает художник современные события или исторические эпохи, его интересует предметный мир или природный, человек и его психология или то, как он взаимодействует с социумом, животные или растения, море или лес, цветы или архитектура?)

+Технику (живопись или графика? Масло или акварель? Пастель или гравюра? А может быть собственная уникальная или смешанная техника?)

+ Тему (о чём интереснее всего повествовать или рассуждать: о прекрасном и безобразном; что хорошо, а что плохо; маленький персонаж в большом мире или влияние личности на масштабные события; отношения между людьми или между человеком и природой?)

Если все картины художника разные, в них нет общих, объединяющих черт, - авторский стиль в живописи ещё не сформировался. Или мысли художника и форма их выражения существуют отдельно. Вывод: больше рисовать, раскрывать тему и идею неоднократно, стремиться к большей выразительности и точности интерпретации.

Творческой манерой называют в эстетике последовательно и определенно выраженные индивидуальные черты художественного творчества, отличающие творения одного художника от творений другого.

В художественной манере отражаются наиболее явные, содержательно-формальные черты мастера, отличающие его творческую индивидуальность.

Слово манера переводится с французского как образ, способ действия.

Манеру письма/рисования (как художник кладёт мазки, штрихи; как соблюдает технологию материалов, как преобразует и модернизирует классическую технику живописи и рисунка; как тщательно прорисовывает детали и другое).

Творческую манеру автора предопределяют природный дар и индивидуальность. Постепенно она становится узнаваемой, все более и более постоянной. В этом случае принято говорить о творческом почерке художника. Подобно тому, как в правописании формируются характер начертания букв, манера письма, в искусстве складывается индивидуальный характер творчества мастера, манера на уровне творческого почерка. Каждый талантливый художник формирует свою собственную манеру и почерк.

Таким образом, если творческая манера, почерк маркируют отличие художника от всех других, то стиль - это эстетическая категория, указывающая на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников.

Нередко стиль выступает основанием исторической классификации искусства, поскольку через него представлена историческая общность художников. Стилевое единство служит важной чертой связи, сопоставления и единства в мире искусства.

Например, в картинах Айвазовского – море во всех его состояниях. Они объединены одним стилем.

Если на картине во всей красе раскинулись русские леса, много сосен и дубов, а кое-где мелькают бурые мишки, это полотна Ивана Шишкина. А мишки — не его. Это Савицкий.

Если на каждой картине художника изображены сказочные герои, овеянные ореолом эпичности и легкой тленоты, значит, их писал Виктор Васнецов.

Много березок, воздуха, воды, и все деревья настолько тоненькие, что кажутся похожими на полупрозрачные стебельки цветов — именно так видел мир Исаак Левитан.

Стилистическая манера будет определяться тем, что работы могут быть более живописными, многоцветными или, наоборот, монохромными, темных тонов; может быть большее стремление к декоративности, упрощению или, наоборот, к предельному реализму и т.д.

Если художника интересуют только две крайности — восток со всеми его красотами или война со всеми ее ужасами и горами черепов, то это Василий Верещагин.

Огромное количество хаотично разбросанных пятен внезапно сливается в образ сидящего демона, Царевны-лебеди или еще чего-то, столь же сказочного, воздушного и эпичного? Перед вами работы Михаила Врубеля, не сомневайтесь.
Если на картинах все мило, уютно, по-домашнему, немного не прибрано, все в халатах, что-то едят и к кому-то сватаются, а еще мелькают котики и собачки, то можно биться об заклад, что это картины Павла Федотова.

Если пейзаж крайне минималистичен, но от него все равно захватывает дух и мурашки начинают маршировать толпами по всему телу, это Архип Куинджи.

 

 


 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 1303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!