Существует и целый ряд иных отдельных направлений в иудаизме. Например, мессианский (иудео-христианский) и реконструктивистский иудаизм.

Лекционное задание и Лекция по дисциплине

«Мировые религии: история и современность»

на период с 06.11.2020 г. по 13.11.2020 г.:

 

Тема 8. 2 . Иудаизм: история, вероучительные направления, секты, современность.

Вопросы лекции:

 

1. Действующие направления иудаизма.

2. Современная география иудаизма.

Литература:

 

1. ТЕКСТ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЛЕКЦИИ !

2. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. Религиоведение (С. 339-360, С. 370-374 , источник у всех давно имеется).

3. Самостоятельно найденный материал.

СУТЬ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. Законспектировать предоставленную лекцию в пределах не менее 3-х страниц! Данная лекция может быть дополнена/расширена строго по желанию на основе предоставленного источника, а также самостоятельно найденного материала.

ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО В ТЕТРАДИ РУЧКОЙ, СФОТОГРАФИРОВАНО И ПРИСЛАНО!

2. Выполненные задания присылаются студентами старостам курса Дудникову Д. и Рыбаловой М. соответственно, которые архивируют их в один файл и присылает его преподавателю в нижеуказанный срок!

3. Заархивированный файл присылается ТОЛЬКО на этот адрес электронной почты: a.kozlovskiy@donnu.ru

 

ОЦЕНКА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

От 0 до 2 баллов!

 

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

13.11.2020, 09.00 по МСК.

 

ПОЗЖЕ ЭТОГО СРОКА РАБОТЫ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ, А ОСТАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДОЛГОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАБОТАНЫ, НО ЗА КОТОРЫЕ БАЛЛЫ НЕ БУДУТ ВЫСТАВЛЕНЫ!

ВНИМАНИЕ!

ДАЛЕЕ – ТЕКСТ ЛЕКЦИИ!

Тема 8. 2 . Иудаизм: история, вероучительные направления, секты, современность.

Вопросы лекции:

 

1. Действующие направления иудаизма.

2. Современная география иудаизма.

 

Действующие направления иудаизма.

 

Направления или ответвления иудаизма начали появляться, формироваться, изменяться и дробиться, начиная с Х VIII в. Это положило конец эпохе общеевропейского средневекового иудаизма.

Современный иудаизмпредставляет собой ряд отдельных друг от друга течений или деноминаций, содержание которых варьируется условно от ортодоксально-консервативного до либерально-прогрессивного. Одни люди, относящиеся к еврейскому народу, могут искренне исповедовать все религиозные заповеди иудаизма и строго соблюдать абсолютно все религиозно-ритуальные иудейские предписания. Другие же – частично, не в полной мере, не так преданно и регулярно исполняют законы, заповеди и предписания Торы, Талмуда и т.д. В частности, существует и, так сказать, этнический иудаизм, представленный народами, не относящимися к евреям. Это, например, караимизм и т.д. Существует, как ни странно, и иудаизм, сугубо отрицательно относящийся к созданию в 1948 г. государства Израиль.

Собственно, различия между теми или иными течениями современного иудаизма и заключаются в их несколько различном отношении к еврейскому Священному Писанию, еврейской истории, перспектив строительства Третьего Храма, пришествия Мессии и т.д.

Ортодоксальный иудаизм делает упор на том, что повседневная жизнь должна соответствовать Торе, что не только Тора, но и Устный закон (Мишна и Гемара) были переданы самим Богом Моисею. Существует: 1) умеренный ортодоксальный; и 2) ультраортодоксальный иудаизм (хареди).

Так, к ортодоксальному иудаизму именного второго вида относится, например, хасидизм, зародившийся на Украине еще XVIII в. Основатель – Баал-Шем-Тов. Это один из видов так называемого хареди-иудаизма или утра-ортодоксии. Хасиды полагают, что слияние человека с Богом можно достичь не только и не столько посредством изучения Священного писания, а посредством индивидуальной или коллективной восторженной, экзальтированной, крайне эмоциональной молитвы. Особое значение хасиды придают личности цадика – духовного вождя. Они также ставят знак равенства между любовью к Богу и любовью к людям. Хасидизм представлен различными династически-городскими ответвлениями: любавичский, брацлавский, бельзский, сатмарский хасидизм и т.д.

Сходство и различие между умеренными иудеями-ортодоксами и хасидами состоит в том, что обо течения, с одной стороны, свято преданы учению Торы (единая для них ортодоксия), с другой же, по-разному относятся к атрибутам светской жизни и иным народам. Так, умеренные иудеи-ортодоксы считают, что нужно активно участвовать в светской жизни, иметь близкие связи с иными народами, изучать науку и т.д. Хасиды же вступают за намного более обособленный, более религиозный образ повседневной жизни для всех, кто исповедует иудаизм.

К иудеям-ортодоксам относятся также литваки. Одной из их особенностей является их язык – литовский вариант языка идиш. Литваки также чрезвычайно благоговейно относятся к содержанию Торы. Нарушение ее заповедей – величайший грех.

К третьей большой ветви ортодоксального иудаизма относится религиозный сионизм (не путать с «обычным» или политическим сионизмом). Представители этого направления в своих действиях, образе жизни сочетают учение Торы и задачи политического сионизма.

Реформистский (прогрессистский, либеральный) иудаизм появился в начале ХIX в. в Германии. Его зарождение обусловлено общеевропейскими социально-политическими переменами, вызванными Великой Французской революцией и Наполеоновскими войнами конца XVIII-начала ХІХ вв. Так, оккупация Германии наполеоновской Францией, введение наполеоновских порядков содействовали либерализации господствовавшего доселе ортодоксального иудаизма. Его отцом-основателем был немецко-еврейский мыслитель Моисей Мендельсон.

Суть реформистского иудаизма состоит в том, что иудаизм не должен представлять собой некую закостенелую систему. Он должен идти «в ногу со временем». Истинный иудаизм – «гибок». Он приветствует положительные исторические социально-экономические и общественно-политические гуманистические перемены. Он неотделим от них. Постижение Бога невозможно только посредством слепой веры; оно возможно и рациональным путем, при помощи разума.

Собственно и это направление иудаизма также не является однородным. Однако в целом в его рамках полагается, что многие ортодоксальные, старинные иудейские верования, правила поведения, исторически сложившиеся жизненные принципы отжили свое и должны быть реформированы, изменены или отвергнуты. Так, утверждалось, что ортодоксальный талмудический иудаизм не отражает истинной природы иудаизма, что его многотысячелетняя ритуальная практика преходяща, временна, не универсальна. Реформисты не считали необходимостью приход истинного иудейского Мессии.

В частности, реформисты настаивали и настаивают на необходимости свободной социокультурной и даже просто этнической (например, брачной) интеграции евреев в сообщества нееврейских народов, среди которых они живут. Отнесения себя к немцу или французу не противоречило исповеданию иудаизма. Было существенно упрощено и синагогальное богослужение.

История еврейского народа, описанная в Торе, становится предметом светского научно-исследовательского интереса.

Однако все Десять заповедей, весь истинный морально-нравственный свод иудаизма, этическое содержание Торы не подвергается сомнениям, ни в коем случае не отвергается!

Неодинаковым было и отношение иудаистского реформизма к сионизму – от полного неприятия до, напротив, колоссального, полного одобрения.

Наиболее радикальным проявлением реформистского иудаизма является ортодоксальный иудаистский модернизм, который считает необходимым поддерживать наиболее широкую и наиболее тесную связь иудаизма с современностью, современным образом жизни, наукой, современной культурой и т.д.

Консервативный иудаизм представляет собой промежуточный вариант между ортодоксальным и реформистским иудаизмом. Он более традиционен чем, реформистский иудаизм и, с другой стороны, более либерален, чем ортодоксальный. Его девиз – «И традиция, и перемены»! В рамках иудаистского консерватизма допустима умеренная эмансипация иудейских женщин. Иудейский фундаментализм – недопустим. Терпимо, хотя и отрицательно относится к несоблюдению канонов еврейской повседневной жизни, в частности игнорированию празднования Шаббата. Представлен преимущественно в США.

Консервативный иудаизм признает Тору, Талмуд и Галаху руководством для жизни каждого верующего еврея.

Существует и целый ряд иных отдельных направлений в иудаизме. Например, мессианский (иудео-христианский) и реконструктивистский иудаизм.

Мессианский иудаизм сочетает в себе иудаизм и христианство, Ветхий и Новый заветы. Как и христиане, мессианские иудеи считают Иисуса Сыном Божьим.

Реконструктивистский иудаизм считает эту религию целой цивилизацией, имеющей отличительные, уникальные исторические общественно-политические, духовные, правовые, культурные и социально-экономические основы.  Все исторические и современные социальные институты еврейства нужно развивать, поэтому иудаизм – это не только изучение Торы и ее неукоснительное соблюдение. Считает необходимостью спасение евреев в этом, а не загробном мире.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!