Основы программирования на Pascal



Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под ее управлением. В большинстве школ России для обучения основам программирования используют язык программирования Pascal, поэтому мы рассмотрим его, хотя в ЕГЭ, кроме Pascal, также предусмотрено программирование на Basic, C и языке алгоритмизации.

Немного истории. Pascal был создан Никлаусом Виртом в середине XX в. Этот язык задумывался создателем, как учебный, но он оказался настолько удачным, что стал одним из ведущих языков программирования того времени. Позже Pascal был поддержан компанией Borland, которая создала для него высокоуровневый транслятор и интегрированную среду, что значительно улучшило этот язык программирования. В 1995 г компания Borland отказалась от проекта Pascal. Это было вызвано появлением более продвинутых языков, которые во многом превосходили Pascal, а также появлением Windows и быстрым распространением этой операционной системы, которое привело к полному её доминированию, а Pascal был не приспособлен для работы в Windows. Сейчас существует несколько трансляторов Pascal, которые были созданы недавно и работают в Windows. Среди них выделяется Free Pascal Compiler (FPC) и ABC.

Структура программы на Паскале. По определению стандартного Паскаля программа состоит из заголовка программы и тела программы (блока), за которым следует точка — признак конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов.

 

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В Турбо Паскале, в отличие от стандарта, возможно следующее:

• отсутствие заголовка программы;

• разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Примеры программ. Уже было сказано, что Паскаль разрабатывался Н. Виртом как учебный язык. Основной принцип, заложенный в нем, — это поддержка структурной методики программирования. Этот же принцип лежит в основе псевдокода, который мы здесь называем Алгоритмическим языком (АЯ). По сути дела, расхождение между АЯ и Паскалем заключается в следующем: АЯ — русскоязычный, Паскаль — англоязычный; синтаксис Паскаля определен строго и однозначно в отличие от сравнительно свободного синтаксиса АЯ.

Запись программы на Паскале похожа на английский перевод алгоритма, записанного на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм деления простых дробей, записанный на АЯ, с соответствующей программой на Паскале.

 

 

Структура программы.

Программа - это алгоритм, исполнителем которого является компьютер.

Программа на Pascal выглядит так:

Program "имя";
{"голова программы" - блок описаний}
Begin
{"тело программы" - основной блок (блок операторов)}
End.

В блоке описаний находятся:

Описание подключаемых модулей.
Модули не нужны на ЕГЭ, если вам интересно, воспользуйтесь другими интернет ресурсами.

Описание констант.
Описание констант может значительно ускорить и упростить работу программы. Они вводятся следующим образом:

CONST
название константы (название даёт пользователь) = значение константы;

Пример использования констант в программе:

CONST
pi = 3,14;
v = 5;

{констант может быть хоть сколько}

Описание переменных.

Переменные - важная часть программы. Без их введения не существует ни одна полноценная программа. Фактически цель любого программного кода - изменить значение переменных.
Введение переменных осуществляется следующим образом:

VAR
название переменной (название даёт пользователь) : тип переменной (о типе будет говориться далее);

Переменных может быть неограниченное количество.

Пример введения переменных в программе:

VAR
a: integer;
b:char;
c:real;

Процедуры и функции также вводятся в блоке описаний. О них речь пойдёт немного позже.

За блоком описаний следует основной блок.
Основной блок состоит из операторов.
Несколько операторов могут быть объединены с помощью операционных скобок: "Begin" и "End;".

2. Основные типы данных
Integer (-32768 ... 32767) - целое число;
Real (2.9e-39 ... 1.7e+38) - вещественное число;
Char (1 символ) - символьный тип;
String (до 255 символов) - строка;
Boolean (true (истина) или false (ложь)) - логический тип;
Array - массив;

 

 

 

 

Особое внимание следует уделить массивам. Массивы вводятся следующим образом:
Название массива (даётся пользователем) : array [перечисление элементов массива] of тип элементов массива.
Пример введения массивов:

a: array [0..9] of integer;
{массив "a" из 10 элементов, каждый из которых типа integer}

Обращение к массиву в основном блоке программы осуществляется следующим образом:
Название массива [номер массива]

Операторы

Оператор - наименьшая автономная часть языка программирования; команда.

Операторы указываются через точку с запятой.

Оператор присвоения.
v := a; здесь v – переменная, a – выражение, := - операция присвоения.

Оператор if - else.

Когда выполнение основной ветки программы доходит до условного оператора if-else, то в зависимости от результата логического выражения в его заголовке, выполняются разные блоки кода. Если логическое выражение равно true, то выполняется один блок (начинается со слова then), если false – то другой (начинается со слова else). После выполнения одного из вложенных блоков кода, ход программы возвращается в основную ветку. Другой вложенный блок не выполняется.

if n mod 2 = 0 then
write ('Оно четное .')
else
write ('Оно нечетное .');

Оператор case.

В заголовке оператора case вместо логического выражения фигурирует переменная, которую называют селектором. До этого в программе ей присваивается какое-либо значение. Эта переменная может иметь только перечисляемый тип (например, она не может быть вещественного типа). По ходу выполнения оператора case, значение переменной-селектора сравнивается с различными, описанными в нем случаями (метками-значениями). Как только совпадение будет найдено, то выполняется блок кода при данной метке, и происходит выход в основную ветку программы. Если совпадений не будет, то выполняется блок else. Если блок else отсутствует, то никакой блок кода в операторе case не выполняется.

case n of
1..4: writeln ('Младшие классы.');
5..8: writeln ('Средняя школа.');
9..10: writeln ('Старшие классы');
11: writeln ('Выпускной.');
else writeln ('Error')
end;

Операторы ввода/вывода.

Ввод значения переменных в программу осуществляется с помощью оператора "Read/ReadLn"
Выглядит следующим образом:
Read (переменные, значения которых нужно ввести);
Пример использования оператора ввода в программе:

ReadLn (al, fe, c);
Read (b);

Отличие оператора ReadLn от Read в том, что в после выполнения оператора ReadLn курсор ввода/вывода переместится на другую строку.

Вывод данных осуществляется с помощью оператора Write/WriteLn. Принцип его работы аналогичен оператору ввода, только он выводит значения переменных в диалоговое окно Pascal, а не просит их ввести.

Пример использования оператора вывода в программе:

WriteLn (a + b, c);
al := c + b;
Write (al);

{как показано в примере аргументом оператора может быть не только переменные, но и выражения}


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!