Образы главных героев произведения «Евгений Онегин». Композиционное построение романа



Рассказ о том, как устроена жизнь и как в ней взаимодействуют главные герои. В романе три основных фигуры: Онегин, Татьяна и Ленский.

Онегин

Евгений – литературное имя, оно редко встречается в дворянских семьях. Фамилия вымышлена. Было определенное правило присвоения дворянских фамилий. Если она указывала на местность, то эти земли целиком входили во владения. Река Онега не могла быть собственностью самого богатого дворянина. Онегин – фамилия литературная. Так же, как и фамилия Ленский придумана от названия реки Лены. Литературное происхождение имен подчеркнуто Пушкиным (см. рис. 2).

Рис. 2. Е.П. Самокиш-Судковская. «Евгений Онегин в кабинете»

Татьяна

Пушкин отмечает, что имя Татьяна он впервые вводит в русский роман. Сквозь это имя просвечивает литературная реминисценция баллады Жуковского «Светлана».

Реминисценция – в художественном произведении (преимущественно в поэтическом) какие-либо черты, наводящие на воспоминания о другом произведении.

Фамилия Ларина звучит естественно, но и она литературная. Указывает на лары, пенаты, образы домашних богов, проходящие через всю лирику XIX века (см. рис. 3).

Рис. 3. Е.П. Самокиш-Судковская. «Евгений и Татьяна Ларина. Последний разговор»

Герои носят литературные имена и фамилии, насколько же они живы? Это как свободный роман и строгая стихотворная форма, литературные отсылки соединяются с предельной естественностью рассказа о непредсказуемых героях.

Композиция также строгая. Первые шесть глав отражены в седьмой и восьмой – это зеркальная композиция.

Зеркальная композиция – повторение аналогичных действий по отношению друг к другу.

Онегин появляется в дерене, встречает Татьяну, девушка влюбляется и пишет ему письмо, Евгений объясняется с ней (см. рис. 4).

Рис. 4. Д.А. Белюкин. «Татьяна пишет письмо Онегину»

В восьмой главе Онегин встречает Татьяну на балу, влюбляется, пишет ей письмо, Татьяна объясняется.

Рис. 5. Д.А. Белюкин. «Объяснение Онегина и Татьяны»

Эта зеркальная композиция помогает выявить свободное содержание, жизненную энергию героев.

Меняется ли Онегин от начала к концу? В начале не меняется. Разочарованный молодой человек, поверхностно образованный, симпатичный, легкий, холодный. Вплоть до восьмой главы Евгений остается прежним. Смерть Ленского производит на Онегина сильное впечатление. Но началась ли душевная работа, стала ли заполняться пустота, неизвестно.

На протяжении романа меняется Татьяна. Она появляется в образе уездной девушки с книжкой в руках. Она наивная, смотрит на жизнь сквозь призму литературы. Видит не жизнь вокруг нее, а проекции образов, вычитанных в книгах. Влюбляется в Онегина, не настоящего, а придуманного ею. Разочаровывается девушка в герое в его кабинете, смотря на закладки и отметки книжных страниц. Это разочарование в литературном образе.

В последней главе Татьяна преобразилась. Она великосветская дама и проницает насквозь. Девушка уже любит не образ, а Онегина самого и отказывает она не литературному герою, а своему возлюбленному. В тот момент, когда Евгений разбивается о каменную неприступность богини Невы (так девушку называет Пушкин), в нем начинается большая душевная работа, в последней главе герой начинает меняться. В этот момент Пушкин расстается с ним.

 

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Александр Пушкин

Принципы свободы и жесткой композиционной формы сочетаются. Но неизвестно, что с героем будет дальше. Читатель прощается с Онегиным, когда с ним началась большая душевная работа. Для Пушкина невероятно важны свобода и строгость, определенность и непредсказуемость.

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!