Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде



 

Справедливо отметить, что в церковном опыте на протяжении тысячелетий сохранялись традиции духовно-нравственного воспитания человека и формирования его как личности. К сожалению, их утрата привела к тому, что в нашем обществе определенные поколения людей лишены истинного понимания цели и смысла человеческой жизни, позитивной нравственной жизненной позиции и правомерного образа жизни человека. В 90-е годы были подорваны духовно-нравственные начала воспитания. Общество столкнулось со страшным кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье, и в школе, и в государстве. К сожалению, проявилась определенная закономерность, что дети, подростки и молодежь вырастали и выходили в самостоятельную жизнь без царя в голове и без Бога в душе. Правомерно заметить, что в молодежной среде произошла некоторая утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью были утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Стремление к нравственному совершенствованию подменено стремлением к поиску удовольствий и наслаждений, естественная для человека потребность в духовной жизни была трансформирована в нездоровую тягу к мистическим культам религиозных сект и практике оккультизма. Развилась опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Закономерным следствием этого возникают смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

 

Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров

 

Духовные ценности человека являются показателем его высшего уровня развития, личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не столько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Важно отметить, что духовные ценности детерминируют деятельность человека на совершение определенных поступков, которые отличаются от обычных, элементарных. Помимо этого они выступают определенной предпосылкой ответственности, личной свободы, безграничности.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у определенных наций стремление к культурному самоутверждению и стремлению сохранить собственные культурные ценности или псевдоценности. Некоторые государства и культуры демонстрируют свое категорическое несогласие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Сегодня мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.

Этикет

 

Наука определяет этикет как составную часть внешней культуры общества, как своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» дает такое определение данного понятия: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Исходя из этого определения, этикет следует рассматривать как социальное понятие, т. е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов, следовательно, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Существует много определений этикета. Одно из них: этикет – свод правил поведения, принятых в обществе.

Правомерны и другие определения, например, этикет – это правила поведения (от «веды» – знания); правила вежливости (от «ведать» – знать); правила приличия (от «лик», «образ», «лицо человека»); культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный», «дикий» означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Для этикета характерен ряд особенностей: этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся тысячелетней историей и свойственные многим народам. Элементарные правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присущи всем людям без исключения; этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов; требования этикета, как правило, носят исторический характер, они не являются абсолютными, а относительны, и соблюдение их зависит от определенного места, времени и обстоятельства. В процессе изменения условий жизни людей, повышения уровня образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими; нормы этикета условны, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведение людей является общепринятым, а что нет. Цель этикета – предложить людям такие формы (стереотипы поведения), которые могут облегчить им общение и взаимопонимание; этикет определяется как особая форма проявления нравственной культуры, так как хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека; для этикета характерен эстетический характер. Нам известны такие выражения, как «Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика». Поэтому правомерно сказать, что понятие этикет подразумевает принятую в обществе эстетическую форму проявления нравственной культуры человека.

Понимание этикета не следует ограничивать лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Ведущую роль в этикете играет и наша речь. Речевой этикет – это система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

Учреждения культуры

Учреждениями культуры следует назвать культурные организации, выполняющие определенные культурные действия. Особенности и задачи таких заведений различны и обусловлены их принадлежностью к конкретной области культуры. Функции этих заведений во многом обусловлены культурной политикой государства, в котором они действуют, а также интересами конкретного общества. Вместе с этим, если говорить в общем, театр осуществляет постановку произведения и показывает ее зрителю, кинотеатр обеспечивает показ кинофильмов, библиотека занимается информационным обслуживанием, а музеи – сохранением и демонстрацией коллекций. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, ст. 44 закрепляет следующее:

– каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом;

– каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

– каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Помимо Конституции РФ гарантии свободы доступа к культурным ценностям закреплены в международных актах и федеральных законах.

 

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!