ВОПРОС 2. РЕГИОНЫ КАВКАЗА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ



ТЕМА: КАВКАЗ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Этимология термина «Кавказ».

Регионы Кавказа через призму физико-географической принадлежности.

Религия.

Классификация регионов Кавказа.

История присоединения Кавказа и характеристика основных исторических этапов.

Культурное достояние Кавказа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агишев Н.М., Бушен В.Д., Рейнке Н.М. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб., 1912.

2. Антология памятников права народов Кавказа. Часть 1: Памятники права народов Северного Кавказа / Авт. и руков. проекта Д.Ю. Шапсугов. Сост..: д.ю.н. Д.Ю. Шапсугов, к.и.н. С.Ш. Салац- кая, У. Берзедж, к.и.н. М.В. Дышеков, к.и.н. А.Х. Абазов, к.ю.н. А.К. Ажахов, А.К. Ажахов, М.Х. Экзеков. Завершение Кавказской войны и формирование юридического пространства Российской империи на Северном Кавказе. Т. 16. Ростов н/Д, 2014.

3. Интериано Дж. Быт и страна зихов, называемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданова. Нальчик: Книжное издательство «Эльбрус», 1974.

4. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Восточного и Северного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. i.сельском (аульном) суде // Терский календарь на 1895 год. Владикавказ, 1895. Вып. 4. С. 145-148.

5. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2002.

6. Маремкулов А.Н. Юридические формы политики Российской империи на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв.: историко-правовой аспект. Ростов н/Д., 2005.

7. Мафедзев С.Х. Обычаи и традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.

8. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

9. Мусукаев А.И., Герандоков М.Х. Идеологическое и общественное единство в жизни горцев. Нальчик, 1989.

10. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев (Напечатана с подлинной, исправленной рукописи и дополнена предисловием, биографией автора,

11. Сабанчиева Л.Х. Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев (вторая половина XVI - 60-е гг. XIX в.). Нальчик, 2005.

12. Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007.

13. Сердюк А.В. Особенности судопроизводства Северного Кавказа в составе Российской империи в середине XIX - начале ХХ в. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление. 2012. № 4. С. 150-153.

14. Хасбулатов А.И. Суд и судебные органы в Чечне (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / / Научная мысль Кавказа.

 

ВОПРОС 1. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «КАВКАЗ».

Кавказ в истории Российского государства занимает особое, «огненное» место. Он занимал важное место уже во внешней политике Московской Руси 16-17 столетий. В связи с приведенными фактами следует обратить внимание на значение самого слова "Кавказ", которое не находит объяснения ни в греческом, ни в грузинском, армянском, иранском и кавказских языках, нет этого слова ни в санскритских источниках, ни в Библии .В литературе широко бытует предположение П. Услара, что слово "Кавказ" является искажением туземного "Кох-аз" и будто бы означает с иранского "Гора азов".Однако такое толкование не согласуется с законами, например, ирано-осетинского языка, в котором существительное "хох" - гора всегда стоит на втором месте, как в названиях: Адай-хох, Джимарай-хох, Зылги-хох и т. д. По словам В. И. Абаева, обратный порядок слов в этом языке просто немыслим. Стало быть, по этой закономерности должно было бы быть не "Хох-аз" а "Аз-хох". И этот факт опровергает распространенное мнение Услара. Кроме того, известно, что Плиний приводит скифское название Кавказа - "Крауказ", т. е. белеющий от снега. Некоторые авторы XIX в. , например Болен, полагали, что этот термин происходит от санскритского "Каз" - блестеть и "граван" - скала, камень. Однако еще Гюрнюф справедливо подметил, что такое толкование идет вразрез с законами санскрита, где должно было быть "Каза + граван", а не наоборот. Со своей стороны мы предлагаем следующие варианты объяснения этого термина, подразумевая под ним всю цепь горных массивов между Средней, Центральной и Передней Азией, как это объясняли и древние авторы. В термине "Кавказ" явно видно слово "Кабк", которым называли Кавказ арабские источники, туркмены, каракалпаки и некоторые кавказские народы .Слова "кабак", "кабк", "капу" означают на тюркских языках понятия "ворота", "двери". В интересующем нас термине к этому слову прибавлен "Аз" - древнейший тюркский этноним, ныне сохранившийся у многих тюркских народов в виде родоплеменных, патронимических названий. Во-вторых, термин "каз", завершающий название "Кавказ", является древнейшим именем хазар и означает "кочевать" или "кочевник" .Таким образом, "Кавказ" может означать понятие "ворота кочевников", "ворота азов". В-третьих, слово "каз"/"кас"/, "каш" означает на тюркских языках "возвышенность", "холм", "гора". Отсюда термин "Кавказ" можно сравнить с понятием "ворота + горы".

Кавка́з — географический регион, преимущественно горная страна в Евразии, расположенный к югу от Восточно-Европейской равнины, на границе Европы и Азии, которая охватывает территории: России, Грузии, Азербайджана и Армении], ряда непризнанных и частично признанных государств. Ограничен Чёрным морем с запада, Каспийским морем с востока.

Северная граница Кавказа проходит по Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю и Керченскому проливу.

Южная граница Кавказа проходит по бывшей государственной границе СССР (ныне южные границы Грузии, Армении и Азербайджана c Турцией и Ираном). Площади шести закавказских стран, а также Северо-Кавказского федерального округа РФ вместе равны 356 482 км².

В историко-географическом и экономическом отношении, в пределах Кавказа традиционно выделяют Северный Кавказ и Южный Кавказ. Северный Кавказ включает Предкавказье, северный склон Большого Кавказа преимущественно по водораздельному гребню (на востоке — до реки Самур), а также юго-западный склон Главного Кавказского хребта на его крайнем северо-западном участке и, традиционно, Черноморское побережье Кавказа (Черноморское побережье России до реки Псоу), хотя фактически (относительно Главного Кавказского Хребта) этот субрегион относится к Закавказью, так же, как и Абхазия.

С точки зрения современной политической географии (политико-административного деления), территория Кавказа разделена между Россией — Северный Кавказ и, частично, Закавказье по правому берегу реки Самур (Кавказ находится на юге (юго-запад) России), а также Азербайджаном, Арменией и Грузией. Турция не без основания считает свои восточные регионы также относящимися к кавказскому региону.

Все регионы Кавказа можно классифицировать по тому или иному признаку (религиозный, географический, культурно-ценностный, схожесть менталитета и прочее).

ВОПРОС 2. РЕГИОНЫ КАВКАЗА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

На территории Кавказа проживают до 50 народностей, которые создали самобытную культуру и собственные особые языки. На Кавказе сегодня проживают также пришедшие в разное время народы, не являющиеся по происхождению кавказцами, в частности: русские, украинцы, курды, ассирийцы, греки, татары, осетины, евреи и другие.

Народы Кавказа по языку делятся на 3 основные группы:

• Кавказских семей:

o Народы картвельской языковой семьи: грузины, мингрелы, сваны

o Народы абхазо-адыгской языковой семьи: абазины, абхазы, адыги (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги)

o Народы нахско-дагестанской языковой семьи:

 Нахские языки: бацбийцы, ингуши, чеченцы

 Дагестанские языки: аварцы (включая андо-цезские народы), агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры

• Народы алтайской языковой семьи:

o Тюркоязычные народы: азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, трухмены, ногайцы и турки-месхетинцы.

• Народы индоевропейской языковой семьи:

o Иранская ветвь: осетины, езиды, горские евреи, курды, талыши и таты;

o Другие: армяне, греки, русские;

ВОПРОС 3. РЕЛИГИЯ

Основными религиями являются христианство (восточное православие (Русская и Грузинская церкви), ориентальное православие (Армянская апостольская церковь), несторианство (Ассирийская церковь Востока) и ислам (преимущественно суннитского толка и шиизм). Есть представители иудаизма (ашкеназы, лахлухи, грузинские и горские евреи) и езидизма (езиды). Сохраняются также традиционные верования, обычно в сочетании с одной из мировых религий.

Классифицировать регионы Кавказа по географической принадлежности — проще простого. Известно, что Большой Кавказ, как географический объект берет свое начала с Таманского полуострова и заканчивается в районе Апшеронского полуострова. Соответственно, все страны и субъекты федерации, которые расположены в том районе и относятся к Кавказу. Но, и здесь принято определенное разделение:

• Северный Кавказа включает в себя: Краснодарский край, Ростовская область, республики Адыгея, Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ставропольский край, Северная Осетия.

• Южный Кавказ (Закавказье) включает в себя: Азербайджан, Грузию и Армению.

Здесь есть несколько нюансов, о которых тоже нужно упомянуть. Есть эксперты, которые относят даже Калмыкию к кавказскому региону. Я, конечно же, не эксперт, но не придерживаюсь этой точки зрения. Если вы были в этой степной республике, то могли заметить разительное отличие природы, нравов людей, климата, внешности жителей от жителей Северного Кавказа.

Следующим интересным утверждением является то, что северо-восточные территории Турции тоже относятся к кавказскому региону. Ну, в этом случае я не берусь давать свои комментарии. Может быть поэтому Турция на протяжении всей истории считается одним из основных игроков на Кавказе. И последнее утверждение, которое здесь нужно отметить — это то, что знаменитое Черноморское побережье Кавказа (протяженность примерно 400 км) фактически расположено в Закавказье. Но, сегодня об этом мало, кто узнает и говорит.

А теперь зададимся вопросом — в полной ли мере отражает географическая принадлежность того или иного региона к Кавказу реальное положение дел? Нет, нет и еще раз нет. Если бы географического разделения было бы достаточно, то не стал бы Президент Медведев в январе 2010 года выделять из состава Южного федерального округа отдельный Северо-Кавказский округ с центром в Пятигорске. Значит, на это есть основания, которые мы поймем чуть ниже.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!