ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСТРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева»

Дошкольное отделение

 

ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам ДО»

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Допустить к защите:                                                                Исполнитель:

Зав. дошкольным отделением:                                                          студент(ка)

                     А.А.Скрябина                                     группы ДО 17 «В»

«»             2020 г.                                                форма обучения: очная

специальность 44.02.01.

Дошкольное образование

Морозов Анатолий Николаевич

Работа защищена:                                                                         Руководитель:

«»                          2020 г.                Харитонова Акулина Ивановна

Протокол №                                                  преподаватель дошкольного

С оценкой                                                                                     отделения

 

 

Якутск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСТРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Теоретические основы развития творческих способностей детей…..

1.2. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….

1.3. Использование театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей……………………………………………………………

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста..

2.2. План организации театрализованной деятельности……………………

2.3. Методические рекомендации для педагогов по организации театрализованной деятельности………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

Актуальность моей темы состоит в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Объект исследования – развитие творческих способностей детей в условиях ДОО.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Цель исследования – раскрыть особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в ДОО.

Задачи:

1.Изучить сущность, содержание и структуру творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.Раскрыть роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

3.Разработать конспект занятия в старшей группе по театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и апробировать его на практике в ДОО.

Театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства. Только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.

Согласно «Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» педагоги должны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, а именно:

· поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)

· развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

· побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

· учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации

· предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.

· знакомить детей с устройством тетра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.

· рассказывать детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей, клоунаде и пр.)

· знакомить детей с разными видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.

· обеспечивать условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (использовать игры- драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливать атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.)

· создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Из всего этого вытекает тема нашей работы: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО».

Методы: изучение психолого-педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение, наблюдение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСТРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Теоретические основы развития творческих способностей детей

 

Творческие способности возникают постепенно, развиваются из более простых форм. На каждой возрастной ступени они имеют свои особенности проявления, каждому периоду детства свойственны свои её формы. Поэтому творчество – это процесс, который касается жизни каждого человека, особенно в детстве, а не только отдельных личностей. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев, В.В. Давыдов) отмечают, что большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. В определении понятия воображение мы в своем исследовании будем опираться на определение Л.С. Выготского: «Воображение – это творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий путём комбинации, творческой переработки элементов прежнего опыта» [15, с.15].

В норме воображение начинает развиваться в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа людей. Дети от трёх до пяти лет строят новый образ, который основывается на некоторых элементах реальности, и те, в свою очередь, становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырёх – пяти лет заметно снижается творческое воображение, поскольку дети активно усваивают социальные правила и нормы. После, в шесть – семь лет, дети начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, при этом элементы реальности занимают уже второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Дети старшего дошкольного возраста в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать 16 приёмы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для развития творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают использовать новый тип построения образа, в котором элементы реальности занимают второстепенное место, а первое место отдается собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Дети старшего дошкольного возраста не столько передают переработанные впечатления, сколько направленно начинают искать способы и приемы для этой передачи. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Уникальность этого типа в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. При этом, характеризуя особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность.

Н.Н. Поддьяков [36] отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что «ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности» [15].

Создание условий – одно из самых важных факторов при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанный специально по заказу Министерства образования России коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В Концепции заданы принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующем на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми;

2. Принцип активности, участие в создании своего предметного окружения;

3. Принцип стабильности – динамичности, который ориентирует на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

4. Принцип комплексирования, реализующий возможность построения отдельных зон активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству;

6. Принцип эстетической организации среды, сочетающий при этом привычные и неординарные элементы;

7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

8. Принцип половых и возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Построение предметно-пространственной развивающей среды с учетом перечисленных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию творческих способностей, овладению способами деятельности.

Окружающая среда создается с целью решения следующих задач:

1. Обеспечение условий для развития творческих и познавательных способностей детей;

2. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний;

3. Создание условий для эмоционального переживания различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

 

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. [17, с.201]

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Дошкольный возраст является интенсивным периодом развития творческих возможностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена задача: развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Система дошкольного образования уделяет огромное значение созданию условий для полноценного развития ребёнка. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба. От того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны российского общества.

Творчество – это деятельность, с помощью которой рождается что-то новое на основе имеющегося опыта знаний и умений. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Творческие способности рассматриваются как синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Творческие способности соединяют в себе связь множества качеств. Известный американский психолог Элис Пол Торренс, исследовавший проблему человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям характерно так называемое дивергентное мышление. П. Торренс выделил следующую структуру творческих способностей:

– воображение,

– дивергентное мышление (тип мышления, идущего в различных направлениях),

– конвергентное мышление.

В свою очередь воображение и мышление определяются как:

1. Беглость – способность находить наибольшее количество идей (важно не качество, а количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность находить нестандартные идеи.

4. Разработанность (законченность) – способность разрабатывать свою идею или придать ей окончательный вид.

 

1.3. Использование театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:

· Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

· Второе условие – содержательное общение педагога и детей.

· Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть, когда лицо выражает какие – либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а также поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

· настольный театр игрушек;

· настольный плоскостной театр;

· плоскостной театра на фланелеграфе;

· пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

· мягкой игрушки;

· деревянный театр;

· конусный театр;

· театр народной игрушки;

· плоскостных фигур;

· театр ложек;

· театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

 

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

· - продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

· - гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

· - оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

· - разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

 

 

2.2. План организации театрализованной деятельности


Цель: развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Задача: формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Содействовать разностороннему развитию детей. Формировать умение двигаться по кругу в танце, выполнять подскоки. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.

Предполагаемый результат: Дети адекватно воспринимают в театре художественный образ, воплащаются в роли используя художественные выразительные средства (мимику, интонацию). Умеют выполнять танцевальные движения (подскоки, движение по кругу).

Материалы, оборудование: декорации к сказке, маски животных (лягушка, ёж, заяц, дятел).

Предварительная работа: Чтение сказки, составление модели - схемы, пересказ сказки, п. игра "Кто как двигается", разучивание песни "Пять ленивых лягушат" и движений к ней, д. игра "Кто в сказке живёт", "Угадай сказку".

Словарная работа: старенькая, запричитала, запыхтел, пригорюнилась, спинка как пружинка, дрожащим, зашептал.

Ход инсценировки сказки "Ленивая внучка".

Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
1 Организационно-мотивационный этап 1,5 минуты Пробудить у детей интерес к занятию  Воспитатель: Ребята, а вы любите трудиться? (ответы детей)
2 Совместная постановка цели (план действия) Вместе с детьми установить цель предстоящей деятельности А я вот знаю что не все дети любят трудиться, есть дети которые ленятся и не хотят ничего делать. Давайте мы с вами посмотрим сказку про одну девочку, которая была ленивая и ничего не хотела делать.
3 Действия (управление деятельностью детей Проведение сказки __ Жила в одной деревеньке одна девочка и звали её Дуняша, и бала у девочки бабушка старенькая - престаренькая. Вот как то раз пошли они за грибами, набрали полную корзину и пошли домой. Дуняша остановилась и говорит; Дуняша:- Не могу идти, возьми меня на ручки! Бабушка: - Ай-яй-яй, Дуняша! Как не стыдно! Ты ведь уже большая. А у меня корзина тяжёлая. Иди сама, не ленись, совсем немного осталось. Я не возьму тебя на ручки. Дуняша: - Хочу на ручки! Хочу на ручки! - захныкала Дуняша. Но бабушка повернулась и пошла по тропинке. Села Дуняша на травку и заплакала, запричитала: Дуняша: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла с собой Дуню не взяла. Выполз из под кустика ёжик. Ёж: - Садись Дуняша, я тебя отвезу домой. Обрадовалас ь девочка села ёжику на спинку. Дуняша: - Ой, ой, ой! - тут же подскочила Дуняша. - Не поеду с тобой, ты колючий! Ёж: - Ну как знаешь, - обиделся ёжик, запыхтел и поспешил дальше по своим делам. Опять Дуняша плачет, причитает: Дуняша - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож. Выпрыгнула из травы лягушка; - Садись Дуняша я тебя отвезу. Села Дуняша на спинку к лягушке. Быстро помчалась лягушка. Дуняша: - Ой, ой сейчас упаду! и тут же упала. А лягушка поскакала дальше. Села Дуняша на пенёк, пригорюнилась; Дуняша: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож, у лягушки спинка скачет, как пружинка. Подбежал к ленивой внучке зайчик. Зайчик: - Садись Дуняша я тебя отвезу! Села она на зайчика, а зайчик прыг в кусты и сидит не дышит. Дуняша - Ты чего сидишь не везёшь меня дальше? Зайчик: - Тише, тише. Там чья-то тень: дрожащим голосом зашептал зайка. Слезла Дуняша с зайки и опять сидит причитает: - Идти девочка не может, кто же девочке поможет? Моя бабушка ушла, с собой Дуню не взяла. Не помог мне добрый ёж - на колючку он похож, у лягушки спинка скачет, как пружинка. Зайка не везёт домой он от страха чуть живой. Пропадёт в лесу Дуняша дорогая внучка ваша. -Тук, тук - раздалось над головой у Дуняши. Посмотрела она на верх и увидела дятла. Дуняша - Дятел, дятел, отнеси меня домой! - захныкала ленивая внучка. Дятел: - Некогда мне - надо дерево лечить, детей кормить. А ты попробуй сама пойти, ножками. Они у тебя уже отдохнули, наверно - сказал дятел и полетел свои дела делать. Подождала Дуняша, посидела, встала и пошла потихоньку по тропинке. Сначала тихонько шла, а потом и ножки быстрее пошли и побежали. Прибежала она домой а там уже бабушка ждала её, стол накрыла. Бабушка:-Молодец, внученька! - посадила внучку за стол и всех друзей пригласила. Чай они пили и песни пели.  
4 Результат (итог, рефлексия) Песня: Песенка ленивых лягушат музыка и слова Вячеслава Тюльканова Пять ленивых лягушат Пять ленивых лягушат Замерли, в траве лежат Забрались под кочку в тень, Им даже квакать лень. Но сказала им сова Очень мудрые слова «Хватит, детки вам лежать Давайте танцевать!» Мы танцевать умеем Мы танцевать хотим Мы ква-ква-ква красивый Мы танец сочиним Мы тоже так умеем Мы тоже так хотим Мы ква-ква-ква красивый Мы танец сочиним А ну-ка быстро по местам Я уроки танцев дам Просыпайся, мошкара Танцуем до утра. Принесли аккордеон, Подключили микрофон Эй, кто хочет стать звездой! Танцуй ква-ква и пой Припев Проигрыш

 

 

2.3. Методические рекомендации для педагогов по организации театрализованной деятельности

 

1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

2. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

3. Обязанности педагога:

4. - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

5. - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);

6. - обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

7. - создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина):

· Содержание и разнообразие тематики.

· Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

· Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

· Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М. В. Ермолаева):

· В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

· Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

· При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

· Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

· Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

· Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время.Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э. Г. Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Н. Ф. Сорокина рекомендуетпроводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером, в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э. Г. Чурилова).

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя полученную информацию, я прихожу к выводу, что театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенка: развивается речь, творческие и артистические способности и учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности — самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатичного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Решать проблему театрализованной деятельности необходимо в особой организации взаимодействия между музыкальным руководителем, воспитателями, детьми и их родителями, а именно в педагогическом сопровождении развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

3. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

4. Буренина А. И. От игры до спектакля: учебно-методическое пособие / А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 1995. – 91 с.

5. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников / Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

6. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Кудряшова, Н. А. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Н. А. Кудряшова, Г. Е. Дмитриева. —

7. Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с

8. М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

9. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.

10. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-starshih-doshkolnikov-v-teatralizovanoi-dejatelnosti.html

11. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1180780.html

12. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/18185

13. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-k-organizaci-teatralizovanoi-dejatelnosti.html

14. https://infourok.ru/metodika-diagnostika-tvorcheskih-sposobnostey-1984425.html

15. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/22/raznoobrazie-form-i-vidov-teatralnoy-deyatelnosti-v

 


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!