Религиозное сознание в XVII – начале XIX вв.
Дьявол - идея «ответного зла» Богу. Силён, Богу необходима жертва, до Страшного Суда Сатана активно собирает сторонников, используя людские слабости. Внешне - гигант, козьи копыта, рога, . Может перевоплощаться, моментально перемещаться, владеет многими науками и опирается на них, прирождённый спорщик; умнее человека, но не ангелов; искушает тело, заинтересован в человеческом терроризировании - «чем человеку хуже, тем ему лучше», т.к. человек не может довериться Божественному замыслу. Тенденции раздробления образа - дьявол, его силы, ведьма - женщина, заключившая пакт с ним. Боялся соли, от него было реально забеременеть (католические теологи говорили, что так появился Лютер),
Эволюция образа - в трудах еп. Эмиля/блаженного Августина/Св. Бонифация ( II - VIII вв.) Сатана не мог давать реальные силы, вера в ведьм не может быть совместима с христианством. С XII в. он уже мог влиять на человеческую жизнь, для Фомы Аквинского магия и колдовство уже греховны. Постепенно в колдовство начинают верить уже Папы Римские. С конца XV в., над миром поднимается тёмная фигура Дьявола. Прекращается это к середине XVIII - начало XIX в.
Ведьма:
· Дьявол заключил пакт с тысячами людских женщин. Составляют единую организацию, за ними следует охотиться.
· Ведьмы портят всё, к чему прикасаются - людей, хозяйство, скот и т.д.
· У ведьм есть праздники - шабаши. На них ведьмы активировались, т.к. видели совращённых соседей. На них были демоны, еда разной степени мерзости (без соли, т.к. Сатана его боится).
|
|
· Вред от ведьмы нельзя исправить, надо бить на опережение => физическое насилие и пытки (но не более 1 раза и запрещено в Англии). Инквизиторы, отсюда, борцы с Дьяволом. На пытке ведьма ослабевает.
· Известные люди, занимавшиеся ведьмологией - Яков I Стюарт, маршал де Лангр, инквизитор Николя Реми.
Процессы над ведьмами - с конца XV в. каждые условные 50 лет всё хуже и хуже.
· Распространена неравномерно, более всего в горах, где ранее были ереси и христианство прижилось хуже.
· Больше в деревнях, нежеди в городах.
· Феномен социальной нетерпимости, обратная и прямая корреляция с антисемитизмом.
· Самые яростные борцы с ведьмами - протестанты. Самый яростный правитель - Филипп II Вюртембургский. Верили не все, были и города без процессов, однако факта борьбы Дьявола с Богом никто не отменял.
Мирная смерть пуританизма - усталость населения от тягот религиозных баталий и гражданской войны, неприятие жесткой регламентации повседневной жизни, жестокие гонения пуритан при Реставрации, восстановление англиканской церкви.
Причины - утрата конфессионального единства в Европе, формирование образа врага (наличие открытых сатанистов, использование фобий государством), борьба с инакомыслящими, классификация психиатрических отклонений, разрушение сельского мира.
|
|
Тридентский собор - укрепление церковной дисциплины, улучшение системы подготовки священнослужителей, унификация и регламентация католической литургии, катехизис.
Термины - «Великий страх» (страх перед Сатаной в Новое время), шабаш ведьм (праздники ведьм, «мест для него больше, чем для ярмарок»), квакеры (протестантское течение, «Друзья», основа истины - религиозное озарение, каждый может познать Божественную истину, Библия - только лишь декларация откровения, обоснование свободы совести и отсутствие религиозного насилия => демократичность учения), квиетизм (католическое учение, спокойное пассивное созерцание Бога и принятие любой судьбы как дара Бога), янсенизм (католическое учение, отрицание догмата о свободе воли, предопределение), пиетизм (внутреннее значение эмоциональным переживаниям верующего).
Ответы-вопросы Д.Ю. :
· Кто богаче - ведьма или сжигающий её? - Сжигающий, так как ведьма завидует ему.
· Самый мощный всплеск гонений? - 1630-е гг., начали сжигать ведьм там, где подобного ранее не было.
|
|
· Где больше всего было гонений? - В горных и труднодоступных районах, где христианство изначально установилось очень шатко, огромный простор для народных вкраплений в религию.
· Отношения ведьмы и деревни? - В мирное время ведьма должна насылать несчастья, чтобы отвратить людей от Бога. Защитить себя и своих близких от ведьм нельзя => насилие, в т.ч. и в деревне. Разрушение единства сельского общества, в XVII в., деревня капитализируется и расслаивается => противостояние богатого и бедного, противоречие деревня решить не может, богатые обращаются за помощью в город - из-за этого в подавляющем числе случаев ведьма беднее своего обвинителя. Священник становится проводником власти на месте.
Даты:
1480-е гг. - начало массовых и систематических процессов над ведьмами.
1484 - булла Папы против распространения ведовства в Германии, начало создания «Молота Ведьм» (Генрих Инсисторис и Яков Шпренгер).
1545-1563 - Тридентский собор.
1630-е гг. - новая волна, сжигание ведьм там, где ранее их не было.
1773 - запрет ордена иезуитов.
1782 г. - последнее европейское сожжение ведьмы в горном районе Швейцарии.
Научная революция.
Первоначально – религиозный фундамент мышления, затем начинаются его эрозии:
|
|
· Мир познаваем разумом, а не через божественное откровение. Хоть и атеистов нет.
· Вне зависимости от того, создан ли мир Богом или нет, в нём единые и познаваемые законы.
· В основе познания мира лежит наука. В основе науки лежит эксперимент.
· Наука соединяется с практикой.
Научная революция – уникальное европейское явление, укоренённое в цели познания мира.Апогей НР – XVII в., однако в целом рамки её – конец XVI – первая треть XVIII вв
· Пьер де ля Раме – необходимость научных методов познания природы. Разум – наилучший способ познания мира. Его диссертация – «Всё, что сказал Аристотель – вымышлено».
· Френсис Бэкон (сочинение «Новый органон») – важность индуктивного метода познания, от частного к общему. Необходимо накопить достаточное количество данных, а после уже должны прийти вывод. Два типа опыта – случайный (пришел сам, созерцание), эксперимент (если опыт отыскивают). Мечтал, чтобы философия и науки не висели в воздухе, а опирались на опыт.
· Джироламо Кардано – реальность существования материи.
· Джамбатиста Бенедетти – инерция тела, среда всячески препятствует движению.
· Теофраст Парацельс – каждая болезнь имеет свою причину, а не одну общую, для каждой болезни нужно своё специфическое лекарство.
· Джон Непер – логарифмы.
· Франсуа Виетт – алгебраическая формула и символика, знаки +, - и квадратный корень.
Астрономия по Аристотелю – космос является неподвижным и вечным шаром, в центре Земля, все планеты вокруг него. Весь космос – концентрические сферы. Птолемей (добавил) – центр движется вокруг земли, всё вокруг центра. Позднее прибавилось, что сферы вращают ангелы. При ВГО – первая проверка на прочность, ориентироваться на это невозможно.
Николай Коперник – перед смертью опубликовал трактат «О вращении небесных сфер» (1543). Все сферы движутся вокруг Солнца, рядом с Солнцем – центр мира (гелиоцентрическая система). Планеты вращаются вокруг своей оси, так объяснялась смена дня и ночи. Центр Земли – не центр мира, но центр тяготения и лунной орбиты. Идеи одновременно революционны и традиционны, на таком уровне их заявили впервые. Считал, что ничего не противоречит христианству, т.к. всё это – Аристотеля и Птолемея.
Тихо Браге – гео-гелиоцентрическая система (Солнце вокруг Земли, остальное вокруг Солнца), первый в Европе начал систематически заниматься астрономией.
Иоганн Кеплер – ученик Браге, цель – доказать, что «небесная машина – не божественный механизм, но часовой». Главный труд – «Гармония мира». Солнце – в центре мира, планеты движутся неравномерно (в зависимости от удалённости от Солнца) по орбите эллипса. В основе мира – геометрия.
Галилео Галилей – первый человек, который использовал телескоп (х32) в астрономии (сам по себе создан голландцем Хансом Липперсхеем). Увидел он следующее: пятна на Солнце, Млечный Путь состоит из звёзд, фазы Венеры, четыре спутника Юпитера, кольца Сатурна. Исходя из его открытий ломалась концепция ограниченности Вселенной, однако вскоре Галилей попадает под церковный суд и отрекается от учения Коперника.
Рене Декарт – взялся за задачу построения новой системы мира. Инструмент поиска истины – сомнение. То, что неправда – распадется, а то, что право – останется («Я мыслю, следовательно, я существую»). Был универсалистом, пытался создать свою концепцию мира. В мире нет пустоты => всё является материей, т.е. пространством. Бог и его действия неизменны, но материя изменялась по своим правилам. Бог непознаваем, но природа познаваема. Частицы материи всегда в движении, т.к. движение ведет к изменению. Отсюда идея того, что «Бог придал материи первый щелчок», дальше в действие приходят законы природы. Во взглядах Декарта естественно научный подход уже оттеснял теологические догмы (акт божественного творения признавался, но выглядел иначе чем в Библии – Бог создал материю в виде трёх видов мельчайших частиц-корпускул и с помощью первичного толчка привел их в состояние вихревого движения). Декарт назвал правила, согласно которым меняется материя, законами природы (Бог непознаваем, его он не квалифицировал).
Исаак Ньютон – понял, что от старой системы надо отказаться. «Все небесные тела, каковы они ни были, обладают притяжением» => универсальный закон притяжения. Всемирным тяготением Ньютон объяснял и баллистику, и механику, и приливы, и отливы. Благодаря нему, физика пришла к понятию инерции и движущей силы. Главный труд – «Математические начала натурфилософии». Его достижения воспринимались как базис для будущего. Основная заслуга – обобщение идей Декарта, взгляды Бэкона и Галилея (понятие эксперимента в науке), как следствие – осознание единства законов природы в науке. После него никто к идеям Аристотеля и Птолемея не возвращался. наблюдаемо, а не сверхъестественно).
Математика:
· Блез Паскаль – математическая машину для сложения и вычитания. Вместе с другим французом Пьером Ферма – создание теории вероятности.
· Готфрид Лейбниц – термины дифференциала и интеграла, инструментарий для современной математики.
Оптика:
· Антони ван Левенгук – микроскоп, с помощью него зарисовал одноклеточных и увидел движение крови в капиллярах.
Медицина:
· Санторио – взял термоскоп Галилея (показывал изменение температуры), приделал шкалу и создал прототип термометра. Долгое время наблюдал за собой, записывал, на основе – теория об обмене веществ.
· Уильям Гарвей – современная физиология. Открыл циркуляцию крови.
· Марчелло Мальпиги – продолжил дело Гарвея, открыл капилляры.
· Томас Сиденхем – «английский Иппократ», создал описания самых популярных болезней, утверждал, что у каждой болезни есть свои причины и свои лекарства. Научился лечить анемию.
Химия:
· Блез Паскаль и его исследования в области давления – шприц.
· Роберт Бойль и Роберт Гук – основы для создания химии на базе горнологии и алхимии. Бойль – открытие кислорода, сжатие газа. Гук – идея о клетке как единице, дальнейшая разработка термометра.
Прогресс – поступательное движения от худшего к лучшему, от низшего к высшему. Цель – развитие разума, который принесёт благо всем. Прогресс должен убить идею о завершённости наук, чтобы он был возможен – необходимо порвать со средневековыми концепциями и идеями. Каждое новое поколение стоит на плечах предшественников. Отсюда же – институциализация науки.
Идея «союза учёных»:
· Практические потребности, учёных больше, надо кооперироваться. Фрэнсис Бэкон «Новая Атлантида» – идея о всемирном ордене учёных, который имеет единый план развития науки, единую концепцию, влияет на все сферы жизни.
· В Средневековья была концепция о единстве знания – весь мир создан Богом. Итого, предмет изучения – один => необходимость кооперации.
· Некоторыми научными исследованиями надо заниматься тайно, часто оккультно (самая известная организация – братство Розенкрейцеров, транслировавшее на Запад идеи с Востока и из Индии).
Общества:
· Академия Деи Линчеи (академия рысьеглазых) – итальянская академия, первая из крупных, тут работал Галилей. Основана в 1603 году.
· Флорентийская академия Опытов, 1650-е гг. Считается прообразом для многих остальных.
· Невидимый Колледжа в Англии – кружок учёных, интересующихся натурфилософией и физикой. После реставрации монархии превращается в Лондонское королевское общество
для развития взглядов о природе. Ориентировано исключительно на практику.
· Французская академия, взята под покровительство государства Ришелье в 1635 г.
· Академия наук Франции – форма соединения науки и государства, учёный должен открывать приносящее пользу. Основано в 1666 г. Кольбером.
Итоги: возникновение науки в современном понимании слова как отдельной профессии, изменение отношения к религии (многие открытия не оставляли Богу места в данной сфере, т.к. природа самодостаточна), изменение парадигмы общественного создания («человек – хозяин природы»), единая строго упорядоченная картина мира.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!