Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



Понятие «политическая культура». Структурные элементы и функции политической культуры

Политическая культура — один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Политическую культуру можно понять лишь как постоянно изменяющееся явление, реагирующее на перемены в окружающем мире.

Политическая культура – одно из наиболее дискутируемых в политологии понятий. Многое из того, что в настоящее вре­мя относят к политической куль­туре, находило отражение еще в религиозных вероучениях, анализировалось древними философами – Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Сам термин появился много позже — в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теоретически же политико-культурные явления общественной жизни начали разрабатываться только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в русле западной политологической традиции. В зависимости от целей исследования появилось множество трактовок политической культуры, которые во многом носили операционабельный характер.

Американский политолог Г. Алмонд, использовал понятие «политическая культура» (да и то как эвристическую условность) при исследовании политической системы, выделяя два уровня ее анализа: институциональный (объективный), характе­ризовавший институты и их функции, нормы и механизмы форми­рования государственной политики, и ориентационный (субъективный), выражаю­щий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе познавательные (представая как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти); эмоциональные (выражающие чув­ства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных ин­ститутов и олицетворял власть в глазах населения и к тому, что называется политикой); оценоч­ные (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты. В совокупности эти ориентации и характеризуют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

Анализ политической культуры в этом смысле давал возможность понять, почему одни и те же институты власти, одинаковые правовые системы в раз­ных странах действуют чаще всего по-разному. Таким обра­зом, концепт политической культуры позволял глубже исследовать мо­тивацию политического поведения граждан в контексте функционирования политической системы, выявить причины множества политических проблем, которые невозможно было объяс­нить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.

В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке полити­ческой культуры.

Одна группа ученых (школа Г. Алмонда) отождествляет ее со всем субъек­тивным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений в политической жизни (психологический подход) (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.).

Другая группа видит в политической культуре прояв­ление нормативных требований (С. Байт) или совокупность типич­ных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно) (нормативно-ценностный подход). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даг­лас), ориентирующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к сложившимся стандартам и формам взаимодействия с властью.

Третья группа исследователей делает акцент на поведенческом аспекте политической культуры. В данном случае политическая культура понимается как спо­соб, стиль политической деятельности людей, предполагающий воплощение их ценностных ориентаций в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Отражая неразрывную связь практических действий человека в сфере власти с поиском своих политических идеалов и ценностей, полити­ческая культура интерпретируется как некая постоянно воспроизво­димая на практике духовная программа («духовный код»), модель поведения людей, отражающая самые устойчивые черты поведения и мышления, не подверженные мгновенным изменениям под влияни­ем конъюнктуры или эмоциональных переживаний. В этом смысле полити­ческая культура представляет собой форму освоенного человеком опыта прошлого, того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими поколениями.

Очевидно, что в вышеописанных подходах есть сущностное общее –политическая куль­тура (при различных акцентах) определяется как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной политической сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нор­мы и традиции взаимоотношения государства и общества. Данная точка зрения является, пожалуй, наиболее распространенной в отечественной политологии. Однако подобная интерпретация понятия «политическая культура» сужает его эвристические возможности, поскольку политическая культура рассматривается как элемент (в лучшем случае, совокупность элементов) политического сознания, что противоречит, кстати, родовому понятию «культура». Если воспринимать данное определение политической культуры именно как интерпретационное (рабочее, операционабельное), которое было необходимо, в частности, Г. Алмонду и С. Вербе для решения совершенно определенной задачи – создания модели «гражданской культуры», в которой описывалась бы культура «идеального» (европейско-американского) типа в качестве критерия для оценки отличающихся от этой модели других политических культур как девиационных (отклоняющихся от нормы) в особых, между прочим, исторических условиях («возрождение» германской и итальянской демократии, «инородность» незападных (в частности, латиноамериканских) демократий, обострение национально-освободительных движений в колониях, усиление конфронтации Запада и СССР, имевшем «свою» концепцию демократии), то оно более чем оправдано. Но очень идеологично.

Данная интерпретация политической культуры, давая возможность понять и оценить совокупность ценностей и ориентаций людей в сфере политики, содержание «генетического кода» определенного народа, вычленить «позитивное» и «негативное» в политическом сознании людей, сформировать «идеальные» наборы «ценностей», на которые следовало бы всем ориентироваться, не позволяет ответить на вопрос, как и почему сформировался этот «генетический код», каковы его смыслы, каков его охранительный и созидательный потенциал, каковы возможности его трансформации и т.д.

Думается, возможности для более объективного определения понятия «политическая культура» и более глубокого понимания культурного измерения политической жизни различных народов лежит на пути интерпретации политической культуры как аспекта – неотъемлемой составной части общенациональной культуры, да, и логически необходимо исходить из родового понятия «культура».

В широком смысле культуру определяют как универсальный способ освоения человеком мира, т.е. постижения и создания мира и самого себя, а значит, универсальный способ творческой самореализации человека. В этом же смысле под культурой понимается все, что было создано человеческим обществом на протяжении его истории, совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем в процессе социализации. Имея в виду, что культура в переводе с лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, данное понятие этимологически отражает сущность рассматриваемого явления, важно для понимания формирования и трансформации политической культуры, можно сформулировать следующее определение политической культуры.

Политическая культурапроцесс освоения людьми мира политики, т.е. осознания, оценки и переоценки, усвоения людьмиполитического опыта человечества, обретения собственного опыта взаимодействия с политической реальностью, иодновременно процесспрактической реализациисформированного таким образомполитического сознанияв различных формах политического поведения (участия).

Данное определение практически отражает уровень восприятия и понимания людьми происходящих в стране и в мире политических процессов, а также степень и формы их участия в политике.

Политическая культура, понимаемая в качестве процесса и результата созидания политической реальности и формирования людей как политических субъектов, структурно включает в себя опыт социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития и фиксированный в определенных формах, оказывающий воздействие на формирование политического сознания людей в процессе их политической социализации, и в конечном счете выражающийся в их политических ориентациях и установках, которые в свою очередь определяют политическое поведение людей.

Политическая культура как процесс осуществляется следующим образом.

Как и в культуре вообще, где субъекту даны два мира – «мир вещей» и «мир знаков», в распоряжение политического субъекта изначально даны две политико-онтологические данности: 1) объективный политический процесс, в котором он вынужден так или иначе участвовать в силу специфики самой политики – ее всеобщности и тотальности («мир вещей»), и 2) политический опыт предыдущих поколений, фиксированный в тех или иных объективированных формах, которые называются политико-культурными формами – тексты (языковые формы), традиции, ритуалы, символы, институты, нормы, в которых находит свое отражение система политических знаний, убеждений, ценностей, принципов, ориентаций на те или иные модели поведения («мир знаков»).

Политический субъект, осуществляя ту или иную деятельность, отражает политическую реальность, как бы присваивает ее на уровне сознания, помещает ее в наличную систему ценностных координат, соотносит ее со своими интересами, формируя при этом собственный уникальный опыт освоения политической реальности, вырабатывая собственные представления о том, как должны были бы осуществляться те или иные политические процессы, другими словами, субъективирует реальное (объективное) политическое – переводит его на уровень сознания.

В этом процессе политический актор для решения возникающих проблем в политической жизни так или иначе периодически обращается к тому политическому опыту, который был накоплен предыдущими поколениями людей в ходе исторического развития различных политических сообществ, человечества в целом и транслированному будущим поколениям в тех или иных политико-культурных формах, в надежде найти уже апробированный способ политического действия в той или иной проблемной ситуации. Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т.д. На основе исторического познания формируются политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. В процессе изучения исторического опыта политический субъект присваивает (интеллектуально) его себе, оставляя за собой право манипулировать освоенным опытом, совершенствовать, обогащать его, создавая основу для более эффективного решения текущих политических задач и обеспечивая прогресс в политико-культурном развитии. Иначе говоря, и в данном случае речь идет о субъективации политического опыта, существующего, как уже было отмечено, в объективных формах, а, следовательно, это процесс субъективации объективного.

Процесс субъективации объективного в политике и политической культуре осуществляется в ходе политической социализации политических субъектов и требует эффективных способов трансляции и ретрансляции имеющегося политико-культурного опыта. Указанные процессы – имманентные составляющие политической культуры, ибо они являются способом освоения политического пространства, «возделывания» человека как существа политического. А памятуя аристотелевское определение человека как существа политического, трудно переоценить роль политической культуры, как процесса политического созидания вообще и значение политической социализации как одного из его аспектов, в частности.

На основе субъективного восприятия политического опыта предыдущих поколений, накопления собственного политического опыта формируется политическое сознание, в которое структурно включаются когнитивный, аксиологический (ценностный) и эмоционально-психологический компоненты. Первый включает в себя политические знания — знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса. Второй компонент включает в себя политические ценности —этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Этот же компонент включает политические убеждения, которые формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Другими словами, это представления людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних – это прямая или представительная демократия, основанная на принципе частной собственности; для других — социалистическая демократия; для третьих — тоталитарные системы, основанные, например, на идее национального превосходства, и т.д. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями.

Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.

С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в совокупности составляют второй компонент политического сознания — эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан:

· на политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);

· нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);

· политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);

· отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т.п.).

Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.

Следующая составляющая политико-культурного процесса –политическое поведение и участие в реальных политических процессах.

Политическое поведение — это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом — с другой. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического участия (поведения) могут быть различными—от активного участия до неучастия. При этом они могут быть классифицированы по степени общественной приемлемости. К приемлемым (нормативным) и активным формам участия относятся:

· предвыборная активность;

· участие в выборных органах;

· лоббистская деятельность;

· организационная деятельность (участие в политических партиях и организациях);

· участие в политических демонстрациях и других политических акциях.

К пассивным приемлемым формам участия традиционно относят:

· участие в голосовании;

· повиновение закону.

К неприемлемым (девиантным) активным формам участия относят:

· насилие;

· подкуп должностных лиц;

· дезорганизацию.

Неприемлемыми пассивными формами участия являются:

· пренебрежение к закону;

· нарушение закона.

Выделяется и такая форма политической позиции, как неучастие.

Необходимо отметить, что участие человека в политическом процессе может быть предопределенным «сверху» (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы, участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и на принимаемые решения. Автономное участие предполагает свободное волеизъявление гражданина. Указанные формы политического участия включают в себя все современные политические системы.

Принято выделять также традиционные формы политического поведения (когда воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан) и противостоящие им инновационныеспособы практического достижения политических целей (в них преобладают творческие формы политической активности).

Субъекты политической деятельности, участвуя в политической жизни, обретают новый опыт, который присовокупляется к уже имеющемуся, обогащая его и создавая обновленную базу для совершенствования всей системы политических отношений. Политическая культура выходит на новый виток своего развития.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются следующие функции:

· идентификации – реализация постоянной потребности человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности в политической системе;

· ориентационная смысловое отображение политических явлений, способствование пониманию людьми собственных возможностей при реализации их прав и свобод в конкретной политической системе;

· когнитивная — формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

· императивная (функция программирования) – определение приоритетности определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструиро­вания поведения человека;

· адаптационная – реализация потребности человека в приспособле­нии к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

· интегративная — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует, таким образом, стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях;

· коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт.

· обеспечения социального прогресса тесно связана с коммуникативной функцией политической культуры. Это означает, что политическая культура создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом;

· нормативно-регулятивная – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Как правило, они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;

· воспитательная функция (функция политической социализации) дает возможность сформировать личность, гражданина.

Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

При этом в процессе реализации своих функций политическая культура в зависимости от исторического контекста способна оказывать неоднозначное воздействие на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды про­водимых государством реформ целые слои населения могут поддер­живать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. И в-третьих, комбинировать элементы прежнего и нового политического устройства.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!