ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕВОЧЕК



       В русской традиции девочек обычно приучали к труду раньше чем мальчиков. Они с 6 лет садились за прялку, пасли цыплят, с 7 учились вышивать, к 10 должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими.

       В процессе выполнения домашних и полевых работ мать обучала им дочь, показывая и объясняя что к чему, иногда позволяя осуществлять наиболее простые операции. По мере освоения трудовых навыков девочка начинала рассматриваться матерью как помощница, и за нею закреплялись некоторые посильные для нее обязанности. Так, девочка могла выгнать и встретить скотину, помочь приготовить для нее корм, поднести матери, занятой готовкой, продукты или кухонную утварь, сделать уборку, помыть посуду, присмотреть за младшими братьями и сестрами. С 12 лет девочка могла уже стать работницей по найму, чаще всего нянькой.

       Уже 5-6 лет девочка перенимала от матери навыки ухода за младенцем, состоявшие главным образом из укачивания, пеленания, изготовления сосок, своевременного кормления из рожка и развлечения ребенка песенками, пестушками и прибаутками. Такие няньки чаще всего с большой ответственностью относились к своим обязанностям, добросовестно исполняли их, в очень редких случаях тяготились и даже наоборот гордились своей ролью.

       К 10 годам девочка мастерски управлялась уже с двумя-тремя малышами. В отношениях с ними она держала себя как маленькая женщина: озабоченная, расторопная, деловая, как взрослая, учила их и наказывала. Первой обязанностью девочки было пестовать своих младших братьев и сестер. Нередко во время полевых работ 12 летняя девочка оставалась дома за хозяйку. Воспитываемое с детства уважение к старшим, ее разносторонние умения создавали ей авторитет перед младшими детьми. Ее слушались, выполняли распоряжения, безропотно принимали наказание. Но

       В малообеспеченных семьях подростки с этого возраста, уже могли стать наемными няньками. На Русском Севере наем в пестуньи на время страды стоил от трех до пяти рублей.

       В Тверской губернии, например, няньке за работу в летний период полагалось семь пудов муки, отрез на платье в восемь аршин, кашемировая «шалинка», полторы меры яблок, а также картошка, выращенная ею на полосе хозяев. Осенью, а также если посылали в лес или молотить, хозяева обязались выдавать ей сапоги, а ее матери предоставить лошадь в сенокос. Иной раз ценой работы была только одежда. К зиме наниматель должен был справить няньке костюм - рубаху, полушалок, сарафан и душегрею или холадайку. По условиям найма няньке предоставлялась также возможность гулять три праздника по два дня. По окончании службы для нее пекли ржаной пирог с капустой и хлеб, которые принято было отдавать с приговором: «Вот тебе хлеб и пирог и няньку за порог».

       Поэзия пестования многообразна по поэтике, по характеру исполнения и по назначению. Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

       Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.

       Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему.

       В колыбельных песнях дается описание окружающего мира ребенка в форме, доступной его понимания, Часто поется о родных малыша, их трудовой деятельности

Зыбаю, позыбаю, отец пошел за рыбаю,

Нянечка – пеленки мыть,

Бабушка – коров доить,

Дедушка – щербу варить (уха)

       Через колыбельную ребенок приобщался к заботам семьи, готовился стать помощником взрослых.

       Под колыбельный напев складывались первое представление малыша об окружающем мире. Часто в колыбельных упоминаются домашние животные, с которыми ребенок постоянно стелкивался: кот, петух, собака, корова, лошадь.


 


Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

 

 Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька не спится,

Моя Танечка боится.

 

Баю-бай, баю-бай,

Скоро мамочка придет,

Пять яичек принесет,

Их нам курочка снесет.


 

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперѐк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

 

Гуси прилетели,

На головку сели.

Сели, посидели,

Песенки попели

И дальше полетели

 

Мы ехали, мы ехали

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По гладенькой дорожке

Провалились в ямку – бух!

Раздавили сорок мух.

 

Эх, топни нога!

Топни, правенькая!

Как Катюша хороша-

Наша маленькая!

Топ-топ-топ,

Топ-топ топ.

 

Водичка, водичка, умой моѐ личико,

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

       Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки – забавы с ярко выраженным игровым действием. «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

       Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

       Тра-та-та, тра-та-та, Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра-ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла, дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

       Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель постепенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

       Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение:

       Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила, Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

       Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шѐлкова бородушка, Что ты рано встаѐшь, деткам спать не даѐшь?

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С возу муха закричала:

« Не чердак я не пойду,

Я от туда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

 

       В возрасте 5-7 лет отец мастерил или покупал небольшую прялку, которую украшали резьбой, росписью, отражавших местные мотивы. В западных областях России существовала инициация – «посвящение в пряхи». В торжественной обстановке девочки выпрядали свою первую нить, кусочек которой сжигали. Золу девочка съедала, чтобы стать хорошей пряхой. Остаток нити хранили до свадьбы.

    В 6-7 лет девочек начинали приобщать к работе по дому. Они носили воду, мыли посуду, полы, ухаживали за птицей, пололи грядки.

       Зимой девочек учили рукоделию. Играя, девочки обучались искусству прядения и шитью. С помощью старших сестер изготавливали кукол. Девочки 9-10 лет шили куклам костюмы. Их изготавливали по образцу одежды взрослых и учитывали особенности пола, возраста, социальные и сезонные различия, включали элементы будничных и праздничных костюмов. С точностью воспроизводились все основные элементы: сарафан, рубаха, передник, душегрея, повязка, платок, повойник. Сохранялась традиция украшения одежды вышивкой, кружевом, золотым позументом, лентами, оборками. На саму куклу надевали серьги, броши, украшения из бисера.

       Особое место народная педагогика придавала освоению будущих семейных ролей, для чего использовали набор самодеятельных игрушек. Для популярной игры «в свадьбу» изготавливали более 20 игрушек. Изготовление кукол было школой рукоделия, в ходе которой осваивались первичные навыки кройки, шитья, украшения, формировали эстетический вкус.

       От изготовления кукол девочка постепенно переходила к более серьезным работам. К 10-12 годам она могла шить, штопать одежду, ставить заплатки, прилично прясть. Ее начинали учить ткать и вязать. В этом возрасте девочек привлекали к полевым работам жать, вязать снопы, шевелить сено, полоть гряды, теребить и трепать лен и коноплю.

       Одновременно продолжалось овладение навыками работы по дому: дойка коров, стряпанье, стирка.

       Трудовым воспитанием руководила мать. Она передавала свои знания и навыки в области домашнего хозяйства, необходимые во взрослой жизни. Исключение составляло приготовление пищи. Это было прерогативой матери. Основные навыки приготовления пищи они получали после выхода замуж в доме мужа. Хотя в возрасте 6-7 лет девочка уже умела готовить каши для своих младших сестер и братьев. Варить кашу девочек учили при помощи специальной куклы – Каша.

Сказка про куклу Каша:

-Уля, уля, дорогая,

Ты у нас теперь большая,

Приготовь-ка нам обед?

I. - Мне пока всего 6 лет,

 

- Уля, ты поставь рядком

Куклу вместе с чугунком.

И пшена из туеска

Вровень сыпь до пояска.

А по шеечку водицы,

Чтобы каше получиться.

 

Стала Уленька в 6 лет

Делать первый свой обед.

Говорит Ульяна наша:

- Очень просто делать кашу:

Чугунок, Пшено, вода

И немножечко труда.

 

Стала куколка рядком

Вместе с круглым чугунком.

Вот пшено из туеска

Всыпано до пояска.

А по шеечку водица,

Чтобы каше получиться.

 

Наша умница малышка

Чугунок накрыла крышкой.

Вот пшено бурлит и пляшет.

Вот знакомо пахнет кашей!

 

           С 12-13 лет девочки целенаправленно с помощью матери начинали готовить себе приданное. На вырученные деньги от продажи сотканных девочкой холстов и других ее работ покупали наряды, постельное белье.

       К 14-15 годам девушки самостоятельно могли обрабатывать шерсть, ткать ковры, шить наряды. Девка считалась ленивой, если у нее было наткано мало полотна. Великим срамом считалось заработать прозвище «непряха».

       К 15 годам девушка делала все, что положено невесте. Повсеместно в России высоко ценилась чистоплотность девушки. Неопрятность внешнего вида, грязь в доме, были предметом осуждения и осмеяния.

       Народная педагогика ненавязчиво, в форме примет, развивала позитивные качества молодежи:

· Если девушка плохо подметает пол – муж будет рябой;

· Если сметать со стола крошки рукой – муж будет лысым;

· Если у девки подол часто мокрый – муж будет пьяница;

· Если холостой парень много спит – наспит кривоглазую жену;

· Суп всегда доедай – иначе жена будет рыжая;

· Невеста сидит дома – жениха высидит.

 

ЮНОСТЬ

 

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом.

Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

В девках ценили смирение, доброту, хозяйственность. Во внешнем облике главными были рост, здоровье, цвет лица.

Достоинством парня считались удальство, ловкость, трезвость. Важнейшим качеством, которое ценили в парнях и девках. Было способность работать.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. В одном из писем он писал:

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых… И они кишат в каждой школе!»

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!