Не считай, что родители тебе ближе, чем братья, которые живут с тобой в братстве.



 

Родители дают нам жизнь. Бывает, человек даже накричит, поднимет руку на отца или мать, но после он раскаивается, плачет, потому что любит их. Отец и мать для него самые дорогие люди. Связь с родителя­ми настолько сильна, что Христос особо говорит о не­обходимости расстаться с ними при вступлении в брак или при уходе в монастырь. Других условий для брака Он не ставит. Ты должен оставить, говорит Бог, отца и мать и прилепиться к жене своей. Ты не будешь счастлив в браке, если останешься привязанным к ро­дителям и не разорвешь этих уз со всей решимостью.

Речь не о том, чтобы оскорблять отца или мать — ро­дители занимают место Бога, мы их любим и уважа­ем, — но надо расстаться с ними, если хочешь всту­пить в брак. Если ты непрестанно о них думаешь, жа­леешь, чрезмерно к ним привязан, так что теряешь свою самостоятельность и неспособен сам принимать решения, то твоя жизнь не сложится. Связь с отцом и матерью очень крепка.

То же самое можно сказать и о человеке, вступаю­щем на путь жизни совершеннейшей. Только оставив отца и мать, — говорится в последовании пострига, — можно стать монахом. Любовь к отцу и матери на­столько сильная, крепкая и глубокая, что Бог воспри­нимает родителей как Своих соперников, как другое «я», которое Ему противопоставляется. Если кто при­ходит ко Мне и не возненавидит отца своего и мате­ри, — говорит Христос, — тот не может быть Моим учеником. Мы пренебрегаем Богом, если любим сво­их родителей больше, чем Бога. В монастыре нужно считать своих братьев более близкими, чем родители.

Суть в том, чтобы никогда не отделяться от брат­ства. Даже когда братья поступают с тобой несправед­ливо, считай, что они правы. Более того, если они тебя обижают, презирают, бесчестят, оставляют голодным и какой-то один брат хочет заступиться за тебя, ты должен разорвать с ним всякие отношения или вы оба должны уйти из монастыря. Поддержка, которую ты получаешь от него, даже если правда на твоей стороне, не ведет тебя к совершенству, не дает тебе мыслить по Богу. Напротив, она подрывает основы веры и любви Божией, отнимает у тебя Бога.

Монашество — это живой организм. Выразитель­ные глаза, улыбающиеся уста, бьющиеся сердца, лю­бящие души. Есть у монахов и свои недостатки, но духом они ищут Бога и хотят оказаться в Царстве Не­бесном вместе со своими предшественниками. Мона­хами люди становятся ради Христа. Несмотря на это, монахи такие же люди, как все остальные, с той только разницей, что главная их забота — стать более совер­шенным, насколько это возможно, образом Божиим. Если обижают человека мирского, он может потре­бовать справедливости. Не получается у него догово­риться с обидчиком — может обратиться к властям. Опять ничего не добивается — может пойти к судье или найти двух, трех советчиков и спросить их, что ему делать. Итак, монахи и миряне руководствуются абсо­лютно противоположными принципами.

Украли, например, у кого-то деньги. Если этот че­ловек обратится в суд и выиграет дело, суд потребует у вора вернуть украденное. Конечно, человеку нельзя при этом стремиться посадить вора в тюрьму или по­лучить с него проценты. Или у кого-то слезно просят в долг, потому что дети просителя умирают от голода. Проходит полгода, год, два — денег должник не воз­вращает. Тогда заимодавец вправе обратиться в суд. С монахом дело обстоит иначе. Вообще, давать что- либо может только монастырь. У монаха такого права нет. Если он что-то дает, то подвергается искушениям. Но предположим, какой-нибудь монах по простоте сво­ей решил, что правило: Просящему у тебя дай — отно­сится непосредственно к нему, а не к монастырю, и дал просителю деньги, а он не возвращает долга, оправды­ваясь тем, что его ребенку нечего есть. В таком случае монаху придется не только простить ему этот долг, но и дать ему еще, как далее говорится в Евангелии: Если кто-то возьмет у тебя рубашку, то отдай ему и верх­нюю одежду. И если он ударит тебя в одну щеку, под­ставь ему и другую. И если кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Разумно ли это? Это разум Божественный, разум совершенства. Монах должен быть безупречен. Он считает для себя бесче­стьем даже тень греха или порока.

Очень важно, чтобы монах мыслил в духе Божи­их заповедей. Тогда он постоянно пребывает в духов­ном трезвении, а Святой Дух наблюдает за ним, пред­упреждая всякое его падение.

Если человек стремится к освящению, сами ан­гелы будут помогать ему, не давая впасть в забвение. Они нередко будят нас, когда наступает время нашего ночного правила. Мы смотрим на будильник, понима­ем, что он еще не прозвонил, и удивляемся, кто же по­звал нас? А это наша собственная чуткая совесть, слы­шащая зов ангелов и святых.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!