В рамках данного направления выделяются два жанра:



1. Лирика Прованса (поэзия трубадуров или труверов (что значит «сочинять тропы» - т.е. неканонические вставки в литургические гимны, исполнявшиеся во время церковной службы), воспевающих Прекрасную Даму). Часто эти песни носили чисто придворный характер и повествовали о неземной красоте хозяйки замка, чья жизнь была замкнутой и одинокой. Поэты ищут в женщине духовное спасение, пытаются обрести спасительницу человечества. «Куртуазная любовь» – духовная компенсация за брак. Эта любовь идеальна, приближена к Богу и одновременно чувственна. Источник вдохновения – военные походы и любовь. Цель подвигов – добыть какой-то мистический предмет, к примеру меч, который даст счастье маленькой стране, и совершить все это ради дамы, чьей любви добивается рыцарь.

Поэзия отражает связь речи, языка и сознания. По мнению провансальцев, человека в жизни должно окружать все прекрасное. Поэзия – есть любовь, и главная задача поэта – поднять слушателя на свой уровень. Есть четкое представление об идеале.

«Хорошо»

Бог

Высокая любовь

Куртуазия

↓ ↓

Внешнее проявление Нравственное проявление Поэтическое проявление

Юность, честь, Радость, утешение Смирение, достоинство

красота, ум, смирение куртуазная речь, щедрость,

верность

«Плохо»

Зло

Низкая (глупая) любовь

Нежелание воспринять куртуазию

↓ ↓ ↓

Старость, бесчестие, уродливость тоска, гнев несдержанность, дурная

неразумие, высокомерие слава, дурная речь,

скупость, обман

 

Поэтическая любовь – сложный ритуал, и разные его моменты, настроения призваны обслуживать разные жанры куртуазной лирики:

Канцона – песня на религиозно-любовную тему. Внутри строфы сочетание разных рифмовок, усложненная стопа, наличие своеобразного припева. Отличается изысканностью сложного построения.

Альба – песня утренней зари, славящая даму при начале дня. Диалог двух влюбленных, как правило, при расставании на рассвете.

Серенада – очень популярна на юге Франции и Испании. Иногда исполнялась поэтами. Это ночная песня, выражающая терпение к наступлению ночи. Могла исполняться оркестром;

Плач – похоронная песня на смерть прекрасной дамы или надежд на счастье.

Пастурелла – песня о чувстве влюбленных, скрывшихся под видом прекрасных пастушков.

Баллада – плясовая песня о любви.

Тенсона – спор между поэтами о войне и любви, философско-любовное стихотворение, рассуждающее о том, что такое истинная любовь.

Сирвента – песня на общественно-политическую тему. Иногда сатирического содержания, часто это выпады поэта против его врагов.

Денс – танцевальный жанр. Легкий танец мелодии;

Почти все жанры связаны с музыкой. Исполнялись под гитару или виолу.

Главный символ – голубой цвет, самый любимый и изысканный, считавшийся королевским, цвет небес, цвет, принадлежащий Богородице.

Любовная лирика выходит за рамки католической религии, поэтому тайна. Сюжет падения платка у дамы; прославление весны, цветения садов, соловьиного пения, сравнение цветущей природы с донной.

Преданность – одно из главных достоинств. Рыцарь дает донне обет преданности.

Многие трубадуры – крестоносцы, побывавшие на Святой земле.

Гильом Аквитанский был 2 раза отлучен от церкви за откровенность в описании чувств. Он начинает линию любви, которая сильнее смерти.

Бертран де Борн – лукавый советчик, пел о войне. Владелец замка Альф Альта Фот. Принят при дворе английских королей. Провоцирует феодальные войны. В его творчестве выделяется любовная лирика, стихи на философские темы, на политические – сирвенты (разговаривал с королями на равных). Не давал исполнять свои песни жонглерам, исполнял сам. Прославлял войну. Кансона, в которой представлен народный идеальный образ дамы (“Поэма о составной донне”). “Плач о молодом короле” – единственный раз, когда в стихах плачет его сердце.

Среди трубадуров было много женщин:

Графиня де Диак. Она желает говорить на своем языке. Поэзия радостной, восторженной любви или любовных переживаний.

Пиере Карденаль. Относится в другому веку (эпоха альдегойских войн, когда разрушается Прованс). Клеймил французских аристократов, папский римский престол, давший благословение на это разрушение. Переосмысление канона Вентадорна. Поэзия звучит современно. Утверждение духовной свободы. Уважение к даме должен испытывать. Новые поэтические темы, отречение от старых. Требование искренности в поэзии взамен канону, штампу. Свобода говорить то, что жаждет говорит душа. Отрицание каждого мотива. Требование сдержанности, меры чувств. Требование духовной близости. Свободы воли.

2. Рыцарский (куртуазный) роман возникает в 12 в. Под романом сначала понимался пространный рассказ о каких-либо событиях; затем этим термином стали именовать произведения эпического характера, затрагивающие значительные темы, многоплановые, с несколькими сюжетами, с большим количеством действующих лиц. Авторы пропагандировали высокие рыцарские идеалы – прославляли благородство и мужество, рыцарскую преданность Прекрасной Даме, воинскую доблесть и честь. Герои боролись за справедливость не только неподалеку от своих замков и земель, но и в экзотической обстановке.

Под рыцарским романом мы будем понимать связное сюжетное повествование с достаточно развитой фабулой, в стихах или прозе, родившееся в феодальной среде, отражающее ее вкусы и интересы и выбирающее в этой среде своих героев.

Особенности рыцарского романа:

· обязательность некоторого фантастического элемента, проявляющегося двояко: 1) через введение сказочных мотивов; 2) через стремление приподнять героя над обыденностью.

· преобладание лирического начала (стихотворный характер), идиллический тон;

· на первом плане всегда тема любви, проявление повышенного интереса к жизни сердца, гражданский долг;

· сюжет строится как цепь авантюр, приключений;

· первоначально человеческие характеры только намечаются, но не раскрываются глубоко. Герои приобретают авантюрно-куртуазные черты. Постепенно усиливается психологичность;

· впервые в европейской литературе разрабатываются женские характеры;

· претензия на достоверность (условную), т.к. описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

· Герой стоит перед выбором: совершать ли ему подвиги, демонстрируя верность своему покровителю, или нарушить ее, поддавшись любви к прекрасной даме (жене).

· Главная тема – трагизм взаимоотношений личности и государства, через призму которых воспринимается испытание личной отваги, верности, любви.

Рыцарский роман положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и время. Авторами первых романов были ученые-клирики, т.е. мелкие церковные служители, которые составляли хроники или летописи исторических событий. В 12 веке все романы были стихотворными, а в 13 веке появляются романы в прозе.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!