О если бы Господь подал вам силу хранить эти заповеди с любовью. (8.1)



 

Заканчивая свой устав, святой Августин не упо­требляет повелительного наклонения, желая пока­зать, что заповеди кажутся жестокими и обремени­тельными только для того, кто не хочет их исполнять. Если у кого-то создается впечатление, будто он хочет исполнить, но не может: нет сил отказаться от сво­его мнения или победить помысел, искушение, жела­ние, — то пусть не думает, что это Бог не дает ему сил. Бог дает силу, но человек не желает ее понять и принять. Поэтому его сердце и душа остаются закрытыми для Господа, хотя Он делает для нас все возможное и стучится, чтобы подать нам всю Свою искупительную благодать и силу.

 

Соблюдайте эти заповеди как плененные Бо­жественной красотой, святостью своей жиз­ни издавая аромат прекрасного «Христова благоухания». Соблюдайте их как влюблен­ные, не рабски, как бы находясь еще «под за­коном, но свободно, потому что вы под бла­годатью».

 

С того момента, как человек поступает в мона­стырь, подчинение для него уже не обязанность, но дар благодати. Благодать все преображает, и поэтому монахи могут соблюдать заповеди свободно.

 

Читайте раз в неделю эту небольшую книж­ку, для того чтобы смотреть в нее как в зер­кало и не пренебрегать ничем по забывчиво­сти. (8.2)

 

Во всех уставах, начиная с древних и заканчивая современными, оговаривается, когда их следует чи­тать. Как правило, устав читается в храме или на тра­пезе, но в храме чаще. Я полагаю, что этот устав, по крайней мере, судя по тому, как он изложен, не такой уж древний, однако он передает дух и отличительные черты писаний святого Августина, а также отражает особенности его времени. Некоторые подробности свидетельствуют о том, что на устав, без сомнения, оказали влияние и другие уставы.

 

Если вы убедитесь, что соблюли всё написан­ное в ней, тогда возблагодарите Господа, по­дателя всякого блага. Если же кто-либо из вас заметит свое упущение, пусть сожалеет о сделанных погрешностях и впредь будет внимателен, молясь, чтобы получить проще­ние долга и не впасть снова в искушение.

 

Если мы нарушаем устав или не оказываем послу­шания игумену, или пренебрегаем заповедью о люб­ви — то это наша вина. А исполнение устава — Божий дар. Таким образом, и неисполнение, и исполнение положенного приводит нас к смирению, смирение же всегда возвышает.

 

 

 

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВИЛ СВЯТОГО МАКАРИЯ

 

 

 

Глава первая

 

Монашество зародилось и процвело на Востоке, а за­тем появилось на Западе. Распространению монаше­ства на Западе очень поспособствовал святитель Афа­насий Великий, благодаря его трудам появилось мно­жество монастырей, которые строили свою жизнь по определенным уставам. Где нет устава, этого вопло­щения духа Евангелия, там нет единомыслия и едино­душия, и братство обречено на распад. Загоревшийся в воздухе самолет терпит катастрофу — но еще более страшную катастрофу терпит монастырь, в котором нет единого духа.

Монашеские уставы мало чем отличаются друг от друга, потому что в сущности все они говорят об од­ном: что значит взять крест Христов и последовать за Спасителем. Все Евангелие состоит из конкретных правил, жизнь по которым приносит человеку дары Святого Духа, раскрывает его сердце, умиротво­ряет душу, дарует ему покаяние, живое ощу­щение того, что ему отпущены грехи, уве­рение от Духа в том, что Бог простил его.

Ведь пока человек не получит от Свято­го Духа такого извещения, он испыты­вает мучение. Конечно, есть таинство исповеди, во время которого духовник свидетельству­ет, что наши грехи прощены, но опыт и учение Церкви говорят нам, что одного этого недостаточно. Христиа­нин должен иметь нечто большее, чем радость от испо­веди, — должен иметь полную уверенность в том, что он прощен, обновлен, возрожден Святым Духом. Тогда он живет свободно, не страшась закона, не подвергаясь опасности внезапно оказаться вне Церкви. Возрожде­ние христиан Духом Святым — великий дар Церкви.

Следовательно, любой монашеский устав — явля­ется ли он практическим, внутренним, или излагает некие внешние установления, — ставит перед собой сокровенную, глубоко духовную цель: говорит об ус­ловиях вселения Духа Святого в сердце монаха.

Устав святого Макария был составлен в то время, когда на Западе пытались организовать для всех под­вижников общежительные монастыри. Поэтому устав адресован общежительным монахам и регулирует все частности монашеской жизни. Его заглавие таково:

 

Правила аввы Макария, под управлением ко­торого было пять тысяч монахов.

 

Нет ничего невероятного в том, что под руковод­ством святого Макария находилось столько монахов, потому что он жил в эпоху, когда пустыня преврати­лась в город, и монастырь с тысячью монахов не был редкостью. Тогда существовали и такие монастыри, в которых насчитывалось по две-три тысячи монахов. Поскольку же святой не был игуменом монастыря, но отшельником, то под его духовным руководством находились целые пустыни со множеством монахов. Впрочем, существуют разные мнения о том, сколько же монахов у него окормлялось, и за давностью со­бытий трудно установить истину. Некоторые говорят, что под руководством святого Макария было две ты­сячи, другие — двадцать тысяч, а третьи — пятьдесят тысяч монахов.

Святой начинает свой устав очень просто. Мы не находим здесь теоретических рассуждений, как у свя­тителя Василия Великого, но замечаем законодатель­ный характер, свойственный установлениям святого Пахомия. Одновременно в уставе чувствуется запад­ный колорит при полном сохранении духа Восточной Церкви.

 

Воины Христовы должны руководствовать­ся в своей жизни следующими правилами. (1)

 

Монахи — подлинные воины Христовы. Эта мысль позаимствована у апостола Павла: Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Преподобный Макарий ис­полнял на деле этот завет апостола Павла, поэтому он включил его в свой устав. В миру люди волей-неволей служат суете, житейским заботам. Почти все время они погружены в повседневность, в свои проблемы; суета и жизненные невзгоды — их удел. И потому именно монахов святой Макарий называет служителями, во­инами Христа.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!