Именно Гейченко создавал в Пушкинских горах поэтическую атмосферу, так или иначе связывая имеющиеся объекты с жизнью и творчеством Пушкина.

Слайд 1

Исполняется песня Б.Окуджавы «Былое нельзя воротить» (3 мин). НАДО НАЖАТЬ НА ЗНАЧОК ДИНАМИКА НА КАДРЕ.

Да, действительно, былое воротить невозможно, но, вероятно, возможно проникнуться его духом, почувствовать атмосферу. Именно для этого был создан государственный музей-заповедник в Пушкинских горах.

Слайд 2

Сегодня я расскажу вам об истории и мифологии Пушкинских гор

Слайд 3

Пушкин бывал здесь достаточно часто в юности, провел 2 года ссылки и регулярно возвращался сюда в последующие годы. ( 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836). Много общался с друзьями и соседями. Вот что он писал:

Слайд 4

Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой
Погулять верхом порой,
Пострелять из пистолета.
Лайон, мой курчавый брат
(Не михайловский приказчик),
Привезет нам, право, клад...
Что? — бутылок полный ящик.
Запируем уж, молчи!
Чудо — жизнь анахорета!
В Троегорском до ночи,
А в Михайловском до света;
Дни любви посвящены,
Ночью царствуют стаканы,
Мы же — то смертельно пьяны,
То мертвецки влюблены.

Поэтому на территории музея-заповедника общей площадью 9800 га находятся:

Не только усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и принадлежащие им мемориальные парки; но и

- имения родственников, друзей и соседей поэта - Воскресенское, Голубово, Дериглазово, Лысая Гора;

- могила А.С. Пушкина и некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре;

- ансамбль-памятник Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь, XVI-XIX вв.;

- городища Велье, Воронич, Врев, Савкино;

- озера Белогуль, Велье, Кучане, Маленец, Чёрное;

- пойменные луга реки Сороти;

- музей «Мельница в деревне Бугрово»;

- Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника в пос. Пушкинские Горы, (НКЦ);

- историческая часть купеческого села Велье, XIV-XX вв;

 

Слайд 5

Как же имя Пушкино оказалось связанным со Святыми(Пушкинскими) горами?

12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого».

 

Слайд 6

После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу (Петровское получил Петр Абрамович), который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.

В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта.

 

Слайд 7

Далее начинаются загадочные события. Например, днем рождения заповедника считается 17 марта 1922 года, когда Постановление Совета народных комиссаров закрепило за  Михайловским, Тригорским и могилой А.С. Пушкина  статус заповедных мест.  

Однако не следует забывать, что еще в 1899 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения поэта, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в пушкинской усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти поэта. Он стал первым музеем-усадьбой, находившимся в мемориальном пространстве.

В феврале 1918 в «огне революции» были сожжены Михайловское, Тригорское, Петровское, Голубово и другие имения, принадлежавшие потомкам родственников, друзей и знакомых А.С. Пушкина.

Слайд 8

Несмотря на официальный статус, в 20-30-е годы ХХ века Заповедник стал предметом купли-продажи различных организаций, которым он принадлежал. Достаточно напомнить, что на территории Михайловского был свиносовхоз, а в мемориальном, тогда ещё подлинном "домике няни" был устроен пчельник.

В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен.

Во время Великой Отечественной войны, 12 июля 1941 года, территория музея-заповедника была оккупирована немецко-фашистскими войсками. К июлю 1944 года все музейные строения, экспозиции, парки, сады, пруды, луга, рощи – всё, что составляло материальную, сущую основу музея-заповедника, было обезображено или уничтожено.

 

Слайд 9

 

В 1947-1949 годы были восстановлены Михайловское и Святогорский монастырь,

Слайд 10

в 1962 - имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф Тригорское,

Слайд 11

в 1977 - имение предков поэта, Ганнибалов, Петровское.

Слайд 12

В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А.С. Пушкин проводил время, общаясь с Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом.

Выводы делайте сами: подлинные усадьбы не сохранились, все, что мы сегодня видим сегодня, – новодел.

Слайд 13

Подлинных предметов, принадлежащих Пушкину, мало, В музее представлены , в основном, вещи той эпохи. Наибольший интерес представляют мемориальные вещи: предметы посуды из семьи Пушкиных и Ланских (блюдо, подставки, бокалы), бильярдные шары и кий из с.Михайловского, пресс-папье из сосны, воспетой поэтом в стихотворении «Вновь я посетил ...».

Кабинет А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте: стол письменный из Тригорского красного дерева конца XVIII - начала XIX вв., кресло тверских друзей поэта, этажерка сына поэта Г.А. Пушкина, скамеечка подножная А.П. Керн, чернильница из имения Гончаровых Полотняный завод (2-ая полов. XVIII в.), подсвечник с колпачком и щипцами (серебро, 1831г.), подставка для перьев, трость А.С. Пушкина.

Слайд 14

Отдельно следует сказать о Святогорском монастыре

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А.С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, "Историю Государства Российского" Н.М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке "братского" корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Слайд 15

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

Слайд 16

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

 В 1992 году Святогорский монастырь передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, возрожден мужской монастырь.

 

 

 

 

Слайд 17

Семен Степанович Гейченко (1903-1993) - 2-я легенда Пушкиногорья. Именно ему мы должны быть благодарны за возрождение пушкинских мест.

В апреле 1945 года, старший научный сотрудник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника    Пушкинский заповедник возглавил человек, за плечами которого были работа хранителя в дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. А. Некрасова в Ленинграде, "Пенатов" И. Е. Репина в Куоккале, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю жизнь - потеря на фронте левой руки. Новое место работы, хорошо знакомое Гейченко еще с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместо пушкинских усадеб, памятных мест - пепелище. О том, как выглядело Михайловское после освобождения, Семен Степанович рассказал в своей книге "Пушкиногорье": "По дорогам и памятным аллеям ни пройти ни проехать. Всюду завалы, воронки, разная вражья дрянь. Вместо деревень - ряд печных труб. На "границе владений дедовских" - вздыбленные, подорванные фашистские танки и пушки. Вдоль берега Сороти - развороченные бетонные колпаки немецких дотов. И всюду, всюду, всюду - ряды колючей проволоки, всюду таблички: "Заминировано", "Осторожно", "Прохода нет".Пушкинской меморией оставался лишь окрестный пейзаж - больной, израненный, надруганный.

"Михайловское! - писал С. С. Гейченко. - Это дом Пушкина, его крепость, его уголок земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. И все они рассказывают сказки и песни о своем роде-племени… Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди". И это был один из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко. У всего сущего есть "душа и чувство", это надо понимать, чувствовать и ценить. Такого же отношения ко всему сущему он требовал от каждого работающего в музее и от приходящего паломника. Слово "паломник" ему нравилось больше, чем турист или экскурсант. Оно четче передавало мысль, что к Пушкину надо приходить на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души. Характерной чертой всех музеев Пушкинского заповедника, которую отмечали тысячи посетителей, было ощущение присутствия поэта, самого хозяина, как бы ненадолго оставившего свой кабинет.

Именно Гейченко создавал в Пушкинских горах поэтическую атмосферу, так или иначе связывая имеющиеся объекты с жизнью и творчеством Пушкина.

Слайд 18

Конечно,липовая аллея была посажена задолго до того, как Анна Петровна появилась в Михайловском… 

Слайд 19

«Дуб уединенный» был посажен дедом Пушкина

Слайд 20

«Скамья Онегина» - дань поэтическому дарованию поэта. «Ничего подлинного!Здесь делать нечего» – воскликнет скептик. Тогда почему же сюда снова и снова возвращаются тысячи людей?

Слайд 21

Возможно, в Пушкинских горах важны не только (и не столько) реконструированные здания и вещи, но и длинные тропы, холмы, тихие озера, деревянные мостки над водой.

Слайд 22

Песня Окуджавы в начале урока обещала, что сегодня что-то должно произойти. Давайте совершим небольшое путешествие по заповеднику вместе… с Пушкиным.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!