Сентиментализм как вторая форма индивидуалистического идеала



Дворянской культуры

Уже в середине правления Екатерины II (1762–1796) серьезный литературный успех пришелся на комедию[4]. Эти комедийные образы и вызвали к жизни новое течение — сентиментализм.

Персонажи сентиментальной литературы не похожи на тех, которые создавались прежде. Персонажи классицистов — герои, преданные сословному долгу; образы масонов связывают качества личности с внутренним миром деятельного дворянина; сентиментальные герои — слабые натуры, они задумчивы и грустны, часто попадают в неловкие положения, бесконечно страдают и плачут. Их слезы не отвергали высокого значения общественного долга, персонажи лишь хотели обратить внимание общества на то, что долг выполняется людьми, а каждый человек непохож на другого, способен переживать и страдать, поэтому должен руководствоваться не только сословными, но и индивидуальными интересами.

Эти слезы еще раз перестроили самосознание дворянства.

Дворяне принимали слезливых героев близко к сердцу, но реагировали на них по-разному. Одни дворяне отказывались от государственной службы, как, например, русский историк Н. Карамзин (1766-1826)[5], а другие, как М. Лермонтов (1814-1841), напротив, искали ее[6]. При этом те и другие не отказывались от прежних идеалов. Тот же Н. Карамзин, отказавшись от государственной службы, написал «Историю государства Российского» (1816-1826) в духе лучших традиций дворянского разума.

До какой степени родоначальник сентиментализма Н. Карамзин был сторонником этого идеала, можно судить и по тому, как проводил он этот идеал в вопросе о роли салонов в дворянской культуре. Известно, что салон был формой организации аристократической культуры. И это его свойство Н. Карамзин прекрасно сознавал. Удивительно другое. Будучи во Франции, он неимоверно скучал в парижских салонах конца XVIII века, но получал истинное удовольствие от посещения тогдашних театров и кафе, живо интересовался салонами вековой давности, рубежа XVII–XVIII веков.

Почему так? Откуда взялось различное отношение к одному и тому же культурному явлению?

Ответ на эти вопросы надо искать во вкусах самого Н. Карамзина. А вкусы его были таковы, что в эпоху упадка русского дворянства он предпочитал вглядываться лишь в те явления, которые, по его мнению, свидетельствовали о возникновении новой жизни. В их числе оказались салоны XVII века и театры, кафе конца XVIII века, поэтому он и уделял им столько внимания. Был к ним справедлив. Ведь в салонах XVII века было сосредоточено все, чего достигла предшествующая эпоха[7], а в клубах, театрах и кафе конца XVIII века все, что развернется в будущем. Впрочем, он оставался справедливым и по отношению к салонам конца XVIII века. Салоны XVIII века, по его понятиям, были выражением упадка культурной эпохи прошлого, и революция 1789–1794 годов лишь подвела черту под их существованием. Впрочем, к подобного рода явлениям он относил не только французские салоны конца XVIII века, но и русский театр того же периода. Наш отечественный театр вызывал у него такую же скуку, как европейские салоны, поэтому после возвращения из Франции, он стал еще более редким его гостем, чем прежде. А ведь посещение театра, по тем понятиям, входило в число ритуальных правил аристократического общения[8], но именно этот общепринятый аристократический ритуал и не нравился тогда Н. Карамзину, как не нравился военный мундир, от которого он отказался еще раньше.

Романтизм как третья форма индивидуалистического идеала

Дворянской культуры

Меланхолическому настроению было подвержено лишь крупное дворянство, и когда крупное дворянство уже не смогло выполнять общественные функции, на смену ему пришло среднее дворянство. Их представители и стали носителем романтизма.

Что предприняли романтики?

Как и масоны, они встали в оппозиционное отношение к официальной государственной жизни.

В чем оно выражалось?

Романтики мечтали о том, чтобы заронить в души людей сомнение в справедливости этой жизни.

Что предлагали романтики?

Человеку, желающему избавиться от гнусной действительности, необходимо уходить в область внутренней духовной жизни, чистого созерцания и художественного воспроизведения: только здесь и остается «поле» для свободной мысли, чувства и слова.

Они говорили, что если классицисты соединяют свое творчество с устойчивыми формами бытия и соответствующими ему формами познания (разумом, гармонией, симметрией, прогрессом), то романтики по закону контраста должны избрать всеобщую изменчивость, авторитет гения-одиночки, отказавшегося от создания законченных теоретических систем, четких дефиниций и жестких понятийных связей.

Если романтики исключат из своего творчества все, что связывает их с устойчивыми формами и станут творить от сердца, фантазии, индивидуального опыта и случайного впечатления, то это скорее изменит мышление человека, а новое мышление — основа будущего преобразования общества.

Чтобы эта истина оказалась убедительнее, ее надо излагать не столько в ученых трактатах и профессиональных научных трудах, сколько в более коротких формах: в критических статьях, художественно-исторических очерках, предисловиях, афористических заметках, мемуарах, дневниках и личных письмах[9]. Через них можно лучше понять идею всеобщей изменчивости мира и глубинный смысл деятельности индивидуума, гения-одиночки[10].

Что получилось в итоге?

В тридцатые годы XIX в. революционный дух романтизма исчерпал свои возможности[11]. Это произошло потому, что носителем радикальных настроений выступало среднее дворянство, в их числе были и декабристы; но декабристы, подняв в 1825 году восстание, его проиграли, а самодержавие, воспользовавшись случаем, не только разгромило декабристов, но отодвинуло на второй план и все среднее дворянство. Вместе со средним дворянством потерпел крушение романтизм, а крушение романтизма изменило литературные предпочтения публики. С этого момента романтические герои начнут казаться публике не менее уродливыми, чем персонажи монархов и королей у классицистов, что также ослабляло ее интерес к романтизму и подготовляло условия для возникновения реализма.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!