Организационный момент (подведение итогов).

Цели:             

- обучающая –  определение места предков славян; выявление факторов, существенно повлиявших на судьбы восточных славян. Анализ проблемы этногенеза восточных славян; Характеристика хозяйственных и социальных отношений восточных славян VIII—IX вв.; определение предпосылок возникновения Древнерусского государства. Знакомство с дискуссией о происхождении Древнерусского государства (спор норманистов и антинорманистов); характеристика значения объединения северного и южного союзов восточнославянских племен, приведшего к созданию Древнерусского государства.

- развивающая - развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, развивать умение выделять главное; формулировать выводы; развитие навыков грамотной устной речи;

- воспитательная – воспитывать интерес к истории, уважение к чужому мнению, способствовать формированию общекультурной компетентности.

Основные понятия: глобализация, ассимиляция, менталитет, форма землевладения, община, вече, полюдье, норманнская теория.

Оборудование: учебник «История России» Н. С. Борисов, часть 1, 2014 г.; доска, мел.

ХОД

Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

1. Вводная часть:

Сегодня мир идет по пути глобализации. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, создание систем, действующих в масштабах нескольких стран или даже всего мира. (Весь мир – одна система).

Несмотря на это индивидуальные черты остаются. Так Россия представляет собой «другой мир», или цивилизацию.

Предложить учащимся самостоятельно определить факторы своеобразия русской цивилизации.

На первом месте стоит выделить географический фактор.

География оказалась суровым вызовом для России. Само государство было расположено на границе земледельческой Европы и населенных кочевниками южных степей, оно испытывало на себе тяжелые удары многочисленных кочевых орд.

Еще один минус географического положения состоит в удаленности от морей, а вместе с этим и от торговых путей. (Этот вопрос был лишен только в XVIII в. В результате войн с Турцией и Швецией).

Суровая природа России сделала неблагоприятными условия для развития земледелия. Низкие урожаи сократили возможность получать прибавочный продукт – излишек, который можно было взять у крестьянина на нужды армии и государственного аппарата. В результате русский крестьянин находился на грани выживания. Несмотря на это, просторы Севера и Сибири принесли и свои выгоды – добычу пушного зверя (соболь, песец). Просторы и суровый климат помогли России в борьбе с завоевателями.

Географический фактор таил в себе и ряд минусов. Очень сложно держать под контролем такое количество земель. Требовалась целая армия чиновников, солдат. В культурном отношении она представляла собой остров. Со всех сторон Россия сталкивалась с далекими от нас народами и культурами. У России четко формировалось чувство одиночества - (Александр III: «У России только два союзника – ее армия и флот»).

Еще одним фактором своеобразием стоит назвать политический фактор.

Огромная территория станы, слабость экономических связей между областями, социальные противоречия – все это предрасполагало к распаду Руси на отдельные земли. Преодолеть это могла сильная центральная власть, создать ее удалось к началу 16 столетия. Построенная князьями система власти получила название «самодержавия» - неограниченная монархия. 3.Третий фактор, дающий о себе знать – социальный.

Общество в России всегда состояло из 2х неравных частей: богатых и бедняков. Людей со средним достатком было немного. (в современных развитых странах эти люди составляют основную часть населения – средний класс).

Русское общество всегда было крайне неустойчивым в социальном отношении. Истинное решение этого вопроса – улучшение условий жизни населения – оставалось неразрешенной задачей. Влияние оказал и национальный фактор. Киевская держава, Московское государство, Российская империя – имели пестрый этнический состав. Этническая пестрота России и ее сепаратистские настроения служили одной из предпосылок для усиления монархии.

Пятым фактором, определившим своеобразие России, следует признать религию – православие. Православие отличается не только внешними признаками (обрядность, разночтения в священных текстах, структура), система ценностей и приоритетов.

Все перечисленные выше факторы в течение времени воздействовали на русское общество и формировали его уникальный образ жизни и тип мышления – менталитет – (Предложить учащимся дать определение термину «менталитет»). - устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности.

2.Переход к изучению новой темы. Древнерусское государство в IX – XIII вв. Параграф 1 – Восточные славяне. Образование Древнерусского государства.

1.В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

На юг –  Балканский полуостров (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). На запад – в Среднее Подунавье (поморяне, вагры, полабы, смолинцы, лютичи, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки). На восток и север – по Восточно-Европейской равнине (поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты) – в результате три ветви славянства: южные, западные и восточные).

2.Первые свидетельства о славянах.

Письменность у славян появилась лишь во второй половине 9 века. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к I – II вв. н.э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье – об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями.

Ещё более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупных племенных группы – венедов, антов и склавинов.

Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, прежде всего в «Повести временных лет» (ПВЛ).

3.Хозяйственная деятельность.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой "днепровской" дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности.

Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточнославянских земель.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.

4.Социальное развитие

Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль приобретала община.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общественный строй. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем.

1. Путь «из варяг в греки»

Главными дорогами в землях восточных славян служили реки. Важными торговыми путями служили – Днепр, Южный Буг, Днестр, Волга. Там, где реки ближе всего подходили друг к другу, прокладывали волок – участок пути, на котором корабли вытаскивали на сушу и с помощью конных упряжек и особых приспособлений волочили до другой реки.

Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда).

Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

6.Призвание Рюрика. Русь.

Из ПВЛ – 863 г. Между отдельными славянскими племенами шла жесткая междоусобная война. Устав от кровопролития решили пригласить себе справедливого князя откуда-нибудь со стороны. Кто-то принимает рассказ за правду, другие считают это легендой. Но факт на лицо: в Новгород около 862 г. Прибыл чужеземный князь по имени Рюрик вместе с дружиной.

7.Норманская теория.

Летописный рассказ о призвании варягов еще в середине 18 в. стал основой для норманнской теории. Суть теории: восточные славяне уже в самом начале своего исторического пути вынуждены обратиться за помощью к более развитым народам.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

 

8. Образование Древнерусского государства.

Согласно летописям, Рюрик правил в Новгороде и в северных землях до своей кончины в 879 г. – его принято считать родоначальником династии Рюриковичей (до 1598). После смерти престол перешел по завещанию - Олегу, опекун – Игорь. Через три года Олег совершает поход на Киев, под властью Олега оказались оба предгосударственных объединения северное (центр Новгород) и южное (Киев). Вскоре Олег перенес свой престол в Киев, в Новгороде остались наместники - это был последний шаг на пути создания восточнославянского государства. Условной датой рождения Древнерусского государства считается объединение под властью Олегу Новгорода и Киева 882 г.

Первые князья.

.Первые князья. Дату захвата Олегом Киева - 882 (876-877) год можно считать датой возникновения Киевской Руси. При Олеге начал осуществляться регулярный сбор дани и были заложены основы административной и законодательной систем.

Подписав договор 911 г. Византийская сторона признавала факт появления на территории Восточной Европы нового военно-политического образования - Киевской Руси. Таким образом, к концу жизни (912 г.) Олег добился заметных успехов на поприще создания русского государства.

В 912 г. киевским князем стал Игорь, правивший до 945 г. К сожалению, в источниках существует серьезный “пробел” и что происходило в русских землях в 10 - 30 гг. X в. почти не известно. Вступив на престол, Игорь столкнулся с необходимостью снова подтвердить свой статус князя, так как древляне отказались платить ему дань. Киевский правитель военной силой заставил подчиниться древлян.

Игорь стремился развить успехи Олега. К 915 году относиться первое упоминание в русских источниках печенегов, которые заняли причерноморские и приазовские степи. Игорю удалось избежать военного конфликта с кочевниками с помощью мирного соглашения. Но главное место во внешней политике киевского государства, по-прежнему, занимали отношения с Византией. В 941 году русские предприняли неудачный поход на Византию. Большая часть русского флота была сожжена греческим огнем, а киевская армия была несколько раз разбита на суше. Учитывая допущенные ошибки, и, хорошо подготовившись (были наняты варяги; в качестве союзников выступали печенеги), через несколько лет, в 944 году, Игорь выступил в новый поход. Византийцы предпочли откупиться дарами и после длительных переговоров подписали новый договор (944 г./945 г.).

Закончившийся подписанием договора с Византией поход, не мог удовлетворить Игоря. Необходимо было рассчитаться с наемниками - варягами и печенегами. Поэтому в 945 году киевский князь (вопреки существующим нормам сбора дани) повел свою дружину в земли древлян, которые уже выплатили свою дань Свенельду (воевода обладал приоритетным правом сбора дани с древлян). Итоги этой акции оказались плачевны для Игоря: большая часть его окружения и сам князь были обвинены в жадности и жестоко убиты.

Так как наследнику престола, сыну Игоря - Святославу было не более 4 лет, власть перешла к княгине Ольге. Она княжила с 945 по 957 гг. и была канонизирована русской православной церковью, так как первой из киевских правителей стала христианкой. Видимо, поэтому летописцы, которые, как правило, были монахами, рисуют образ Ольги как мудрой и доброй правительницы, даже если ее действия не всегда сочетались с христианской моралью. В “Повести временных лет” имеется легендарное предание о жестоком наказании Ольгой древлян (убийство послов и сватов, разрушение древлянской столицы г. Искоростень). Источник не случайно акцентирует внимание на этих событиях. Речь идет не только о мести, скорее здесь подразумевалось возмездие за покушение на государственную власть.

В 957 году Ольга совершила поездку в Константинополь. Ольга была в преклонном возрасте, к тому же сам император в своих сочинениях довольно сдержано описывал приезд киевской княгини. Главным итогом поездки стало крещение Ольги (она получила христианское имя Елена). Но несомненно, что визит русской правительницы в сопровождении многочисленной свиты в Константинополь и приобщение Ольги к христианству сыграли важную роль в развитии отношений Руси и Византии.

Интересно: месть Ольги древлянам (Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского, возьмём жену его за князя нашего Мала, и Святослава возьмём и сделаем с ним, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге. – их живьем с ладьей закопали), и послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав это, древляне выбрели лучших людей, управлявших Деревекою землёю, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». И разожгли баню, и вошли в неё древляне, и стали мыться. И заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от двери, и сгорели все. И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Они же, услышав это, свезли множество медов и заварили их, Ольга же, взяв с собою малую дружину, двигаясь налегке, прибыла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать великую могилу и, когда насыпали, повелела начинать тризну. Затем сели древляне пить, и распорядилась Ольга, чтобы её отроки прислуживали им. И спросили древляне Ольгу: «Где дружина наша, которую посылали за тобой?» Она же ответила: «Идут за мною с дружиной мужа моего». И когда опьянели древляне, сама отошла в сторону и приказала дружине рубить древлян, и насекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся древлян. Осадила, держала город все лето - казала же им Ольга: «Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз мстила я, когда устроила тризну по своему мужу. Больше уже не хочу мстить — хочу только взять с вас небольшую дань, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.- привязали тлеющий трут и выпустили обратно – сожгли)

В том же году Ольга передала бразды правления своему 16-летнему сыну Святославу - одному из самых ярких представителей киевской династии (годы правления 957 – 972 «Иду на Вы»). В отличие от Ольги он всю жизнь оставался убежденным язычником и главную цель своей деятельности Святослав видел в создании обширной империи в Восточной Европе.

Первые походы Святослава призваны были обеспечить безопасность тылов. В начале 60-х гг. X в. русские нанесли поражение печенегам и присоединили вятичей, данников Хазарии. В 965 г. дружина Святослава разгромила зависимую от Хазарского каганата Волжско-Камскую Булгарию. В том же году киевскими войсками были разрушены Итиль и Саркел - крупнейшие политические и торговые центры Хазарии, после чего каганат прекратил свое существование. Составленная из варягов, славян и угров армия Святослава прошла по Северному Кавказу, подчинив яссов (осетин) вышла к Азовскому морю, где власть киевского правителя признала Тмутаракань. Таким образом, Русское государство, возглавляемое потомками варяжской элиты в середине X в. было близко к установлению военной и торговой монополии на востоке Европы. Данные успехи русских не могли не обеспокоить Константинополь, особенно учитывая тот факт, что в Крыму располагались византийские владения.

В 967 г., так и не установив полного контроля над Северным Кавказом и Поволжьем, Святослав во главе 50 тысячной киевской армии и 16 тысячного греческого корпуса вторгся в Болгарию. К осени северная часть Болгарии была в руках русских, в Переяславце расположился штаб Святослава. Болгарский царь обратился за помощью к печенегам, которые в отсутствии Святослава осадили Киев. Поэтому русский князь летом 896 г. оставив в Переяславце значительную часть армии, выступил с дружиной к Киеву. Под г. Родня южнее Киева печенеги были наголову разбиты.

Пребывание Святослава в Киеве было омрачено смертью Ольги. Князю пришлось определить кому из сыновей передать власть. В Киеве был посажен Ярополк, Олег назначен князем в г. Искоростень в древлянской земле, а младший Владимир - в Новгород. Тем временем обстановка на Балканах резко изменилась. Вернувшейся из Киева Святослав столкнулся с союзной армией болгар и византийцев. Однако и здесь ему сопутствовала удача: греки потерпели поражение и оставили столицу Болгарии Преславу, а Святославу удалось пленить болгарского царя Бориса с семьей. Вскоре в Константинополе, совершив переворот, пришел к власти решительный Иоанн Цимисхий. Но и он не смог сразу изменить течение войны. Русские отказывались от притязаний на Болгарию и Крым, а так же давали обязательство не начинать войн с Византией. На этих условиях киевской дружине было разрешено покинуть Доростол с оружием. По пути домой весной 972 г. войска Святослава подверглись нападению печенегов у нижнеднепровских порогов и большая часть русских воинов, включая и Святослава, погибли. С его смертью прекратились попытки превращения Киевской Руси в империю.

Интересно: «...и легко ходил, как пардус, - пишет о Святославе летописец, - собрал многих воинов. В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы!»

О конце жизни Святослава, которого Н.М. Карамзин называл «русским Александром Македонским», рассказывает «Повесть временных лет»:

«Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел на ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и перезимовал Святослав. Когда же наступила весна, отправился Святослав к порогам.

В год 6480 (972). Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку».

Княживший в Киеве Ярополк (972 - 980 гг.) тесно связанный с христианской общиной Киева был человеком кроткого нрава и легко поддавался влиянию окружающих его людей. Видную роль при Ярополке играл глава дружины Свенельд, политический и военный авторитет которого на фоне “слабого” князя возрос настолько, что он смог уговорить Ярополка начать войну против брата Олега. Поводом послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда - Люта. Между тем помимо мести, главной целью для Свенельда являлось возвращение себе права сбора дани у древлян, т.е. фактической автономии от княжеской власти.

При столкновение киевской и древлянской армий Олег погиб и это стало сигналом для другого Святославича, княжившего в Новгороде Владимира. Вместе со своим окружением он бежал в Скандинавию, где находился более двух лет. Ярополк временно стал единоличным правителем в государстве. Он хотя и раскаивался в том, что начал войну против брата и даже отстранил Свенельда от участия в государственных делах (после 977 г. Свенельд не упоминается в летописях), но выслал своих наместников в Новгород, показав тем самым, что его вполне удовлетворяет отсутствие Владимира на Руси.

Организационный момент (подведение итогов).


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!