Теоретический материал для углублённого изучения



Конспект урока

Литература 6 класс А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· рассказ об одном из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А. С. Пушкина;

· развитие представлений обучающихся о повести как жанре;

· знакомство с приёмами создания и раскрытия характеров главных героев повести «Барышня-крестьянка»;

· формирование навыка сравнительного анализа персонажей.

Тезаурус

Дворяне – высшее сословие феодального общества, обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесённость всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Конфликт - это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций.

Крестьяне – подневольные люди, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам.

Кульминация – это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых участвуют большое количество героев.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Усадьба – господский дом на селе со всеми постройками, садом, огородом.

Цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.

Экспозиция – начало произведения, представление героев.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Три вдохновенных осенних месяца, проведённых в Болдине, вошедших в историю российской культуры под названием «Болдинская осень», были ярчайшим периодом жизни и творчества поэта.

Пушкин получает благословение родителей на брак с мадемуазель Натали Гончаровой и в дар часть имения в Нижегородской губернии. Чувства переполняют его, он полон планов, он жаждет семейного счастья, он хочет быть независимым и свободным. Для устройства наследственных дел Пушкин едет на короткое время в имение, надеясь управиться за месяц, но быстрое распространение холеры и введённый карантин не позволяют ему покинуть Болдино.

Осень, вдохновляющая и вызывающая у поэта прилив творческих сил, всегда была любима поэтом. «Нигде мне так хорошо не пишeтcя, как осенью в деревне», – говорил он часто.

Соединение фантазии, вдохновения и тишины, необходимой для раздумий, а также тревожного волнения, рождаемого чувством приближения семейной жизни, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъёмом.

Болдинская осень – уникальное культурное явление, метафора небывалого творческого плодородия.

Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетнёву пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал». В эти дни он закончил роман «Евгений Онегин», несколько драматических сцен, поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».

Первое пушкинское произведение в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» выходят в свет в 1831 году. Поэт приписывает свои повести вымышленному автору, а себе отводит скромную роль их издателя, ограничившись к тому же инициалами.

Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

«Выстрел»;

«Метель»;

«Гробовщик»;

«Станционный смотритель»;

«Барышня-крестьянка».

Жизненный материал, лёгший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. Белкин же перекладывает на бумагу истории, которые ему рассказывали другие лица: титулярный советник рассказал «Смотрителя», «Выстрел» рассказан был ему подполковником, «Гробовщик» – приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» – молодой особой. Тем самым Пушкин создаёт иллюзию фактического существования и рукописи, да и самого Белкина.

«Барышня-крестьянка» – это последняя повесть из цикла, где в интригующем названии Пушкин совмещает противоположные понятия: «барышня» – девушка из знатной семьи, представительница высшего сословия; крестьянка – из низшего.

В начале повести – экспозиции – автор знакомит нас с родителями главных героев.

Иван Петрович Берестов – типичный представитель русского дворянства, которые из патриотичных побуждений ведут хозяйство по русскому образцу, принимают гостей, занимаются лошадьми, собаками, ничего не читают, кроме «Сенатских Ведомостей», а разбогатев, раздуваются от собственной гордости. Самостоятельно вырастив сына Алексея, отправляет его учиться за границу в Геттингенский университет.

Пушкин использует антитезу, чтоб читатель ярче увидел различия между помещиками.

Григорий Иванович Муромский – «настоящий русский барин»: «…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…». По мнению многих, жил не по средствам, неразумно вёл хозяйство, обрастал долгами, но был хорошим отцом и благоразумно воспитывал дочь.

Герои живут по соседству, но дружбы между ними нет. В их ссоре виновны были соседи, которые своим пересудами настроили их друг против друга.

Чётко построенная экспозиция предупреждает внимательного читателя о предстоящем серьёзном противостоянии.

Завязкой произведения является знакомство служанки Лизы с молодым барином, который был завидным женихом, был «удивительно хорош», и не чурался крестьянок, играя с ними в горелки.

Заинтересованная рассказами служанки Насти об Алексее, Лиза, дочь Муромского, захотела взглянуть на молодого человека, но вражда их отцов делала их знакомство невозможным.

Тогда она решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» познакомиться с Берестовым – младшим.

Лиза представилась Алексею Акулиной, дочерью кузнеца.

С момента их знакомства «...не прошло ещё и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблён без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его. Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем...».

Кульминации предшествует один немаловажный случай, приведший к примирению враждующих семей: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым-старшим.

Кульминация повести – приезд Берестовых в имение Муромских – чревато разоблачением Лизы-Акулины, и она, заручившись обещанием отца ничему не удивляться, преображается во француженку при помощи белил и румян мадам Жаксон. Алексей не узнаёт в Лизе свою смуглянку-Акулину.

Но новая беда подстерегает влюблённого юношу: Алексей узнаёт о замысле отца женить его на этой жеманной девице Муромской.

Берестов-младший, не привыкший перечить отцу, хочет сообщить Лизе, что любит Акулину и упросить её отказаться от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием.

Особенностью повести является открытый финал, сам автор говорит: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Причём, в отличие от романа «Дубровский», здесь финал остался открытым намеренно.

Повесть заканчивается, развязку каждый из вас представит по-своему. Читатель искренне радуется за героев повести и предполагает их дальнейшую счастливую судьбу.

Теоретический материал для углублённого изучения

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы-события, которые видел или слышал рассказчик.

Жанровые особенности повести:

1. В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объём не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!