В своих картинах – поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты, как позднее Микеланджело в своих фресках – символ могучего человека-борца.
Конспект 6
Тема: Живопись Раннего Возрождения. С. Боттичелли.
Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли.
Алессандро Филипепи, прозванного Боттичелли (1445 – 1510), родился во Флоренции. Учился живописи у Филиппо Липпи, посещал мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизился с Леонардо да Винчи.
Индивидуальный стиль художника складывается к 20 годам. Он основан на изящности, изысканности линий. Но не стремиться подражать реальности, а предлагает наслаждение, пиршество для глаз. Первый период творчества – это время Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи, сонетов Лоренцо Великолепного и стансов Анжелико Полициано, турниров и карнавальных шествий, время вечной весны и радости. Карнавальные стихи Лоренцо Медичи передают атмосферу того времени:
Юность, юность, ты чудесна,
Хоть проходишь быстро путь.
Счастья хочешь? – счастье будь
Нынче. Завтра неизвестно.
Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов» 1476 г., которая привлекла к себе внимание семьи Медичи.
1. «Поклонение волхвов»
На картине были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции.
После смерти Козимо Медичи, власть во Флоренции перешла к его внуку Лоренцо, прозванного Великолепным. Приумножение богатств его не интересовало, Лоренцо больше тратил, чем нажил. Он устраивал филосовские диспуты, праздничные шествия, при дворе жили и работали лучшие ученые – гуманисты, он находил и развивал таланы молодых художников. Боттиччелли становится придворным художником Лоренцо Великолепного. Он писал образы Мадонны с младенцем, портреты (в это время появляется портрет в ¾). Но ему принесли славу большие аллегорические картины. Обе картины созданы для покоев новобрачных. Эти картины предназначены для оформления интерьера.
|
|
Стиль Боттичелли плоскостной, линейный, условный, прекрасно подходит для этой цели. Сандро знал принципы прямой перспективы, но почти их не использовал. Изображение у него стелется по поверхности, взгляд зрителя заворожен изысканностью линий и изяществом силуэтов.
2. «Рождение Венеры»
Мечтательно-одухотворенный образ обнаженной богини, рожденной из волн. Облик ее нежен и хрупок. Хотя Венера изображена взросло, мы чувствуем в ней беззащитность новорожденного. Она чуть покачивается на раковине, плывущей к берегу. Подгоняет ее бог ветра Зефир в объятиях своей возлюбленной нимфы, а на берегу встречает, готовясь укрыть алым плащом, расшитом цветами, Флора. Венера Боттичелли прекрасна не телом, а контуром тела; объем и форму, иллюзию глубины он создал контуром. Она не стоит на раковине, а лишь касается ее. Невозможно приписать ей какие-то грубые человеческие чувства.
|
|
3. «Весна»
Весь задний план Боттичелли закрывает растительностью. А фигуры на её фоне читаются фризом. Не следует думать, что все мифологические персонажи собрались в одном месте для совместного действия. Их объединяет только тема любви – и самая античная богиня Венера в красном плаще изображена в центре. Персонажи объединены группами, каждая символизирует одно из свойств любви и женственности. Слева бог Меркурий отгоняет от любви тучи несчастья. Дальше водят хоровод Три грации, демонстрируя зрителю разные лики, сущности женственности. Правая группа повествует о превращении девушки в женщину – её центром является богиня растительности Флора.
В своих картинах – поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты, как позднее Микеланджело в своих фресках – символ могучего человека-борца.
4. « Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем»
Лица юношей и девушек, женщин и детей, принадлежащих Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти.
|
|
Второй период жизни Боттичелли – время Савонаролы и иноземных нашествий, апокалипсических бедствий, обрушившихся на Италию.- это время ведущее к гибели и забвению. Настоятель доминиканского монастыря Савонарола обличал пороки и преступления имущих, но вместе с тем отвергал и всю культуру Ренессанса. Медичи были изгнаны из Флоренции, а во главе республики фактически оказался Совонаролла, Флоренцию охватил религиозный фанатизм.
В позднем периоде творчества Боттичелли предпочитал писать картины на религиозные сюжеты трагического характера.
5. «Пьета» - оплакивание Христа.
5 6
6. «Покинутая»
У запертых бронзовых ворот в громадной стене сидит девушка, закрывшая лицо руками, - олицетворение безнадежности, одиночества, трагической судьбы.
На картинах Боттичелли человеку отведена роль лица страдающего. Его Мадонны и Венеры производят впечатление людей, понесших утрату, вызывая чувство печали. Одни из них утратили небо, другие – землю. Вероятно в этой притягательности и лежит загадка творчества Боттичелли.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!