Если какой-либо брат спустя долгое время придет к тебе, прими его с радостью, чтобы он благодарил Бога и тебя восхвалял. (8)



 

Давайте посмотрим, каков более глубокий смысл этого правила. Монашеский постриг — это брак, заклю­чаемый между Богом и человеком, и расторгнуть его невозможно. Это не просто девство, но таинственный союз до самой смерти с игуменом (или игуменией, если речь идет о женском монастыре) и со всем братством, а также со всем монашеским жительством. Следова­тельно, никто не имеет права сказать: «Я ухожу от мо­его старца и иду к другому». И так же не может сказать: «Я ухожу из моего братства и вступаю в другое», или: «Я ухожу из этого места и иду в другое».

И что самое важное, я не могу изменить образ жиз­ни, который избрал. Монашеский, созерцательный об­раз жизни, искание Бога — это единственное, что мне подходит отныне и впредь. Следовательно, пока жив игумен, я не имею права разлучаться с ним, а также и с братством. Поэтому в последовании пострига мы слышим требование хранить послушание не только игумену, но и «всей о Христе братии». На смену игу­мену, когда он скончается или когда случится что-то еще, придет другой, и жизнь в монастыре продолжится. В браке невозможно заменить супруга или супругу, ос­тается только вдовство во Христе. Второй брак может быть благословлен Церковью, но лишь по крайнему ее снисхождению и долготерпению, в сущности же он рассматривается как благопристойное прелюбодеяние. В монастыре, поскольку в действительности мы обра­щены непосредственно к Богу, игумена может заменить другое лицо, в особенности, конечно, когда игумена не станет или когда он не сможет управлять братством из-за старости, болезни или иных обстоятельств.

Поэтому у монахов более сильна связь собственно с братством, чем с игуменом. Послушание нужно по­нимать более широко: оно выражается в подчинении не только игумену, но и братьям. Не нужно каждый день обращаться именно к игумену. В монастыре, ко­торый устроен правильно, игумену нет нужды быть на ногах день и ночь, так чтобы каждый монах мог при­ходить и спрашивать его о чем угодно. Братья обраща­ются к особо назначенным лицам: к эпитропам, или к старшей братии, составляющей Духовный собор, или к старшим на послушаниях. Им и подчиняются. В древ­них монастырях старшая братия, кроме того, подчиня­лась первенствующим. К ним обращались по духовным вопросам и за разрешением споров, а когда вопрос был важный, тогда только шли прямо к игумену.

Если монахи постоянно, по любому вопросу беспо­коят игумена, это показывает, что жизнь в монастыре организована неправильно, монастырь не воспиты­вает своих насельников так, чтобы они возрастали в духовной жизни и угождали Богу. В таком монастыре нарушаются правила монашеского жительства, исто­щаются душевные и духовные силы братьев, устраня­ется свобода из внутреннего мира человека, и человек меняется в худшую сторону.

Итак, в монастыре существует некая пирамида, на вершине которой — игумен, ниже его — лица, занимающие административные должности, а затем и осталь­ные члены братства. Младшие обращаются непосред­ственно к старшим и им подчиняются. Следовательно, монахи состоят в браке и со всем братством.

Наконец, наш брак — это связь на всю жизнь с определенным родом жительства. Приведем пример. Церковные каноны не позволяют использовать мона­стырское имущество для мирских нужд. Невозможно, к примеру, монастырское здание превратить в театр или даже в школу, потому что и это учреждение мир­ское. Монастырское здание всегда должно использо­ваться в духовных целях, должно быть посвящено Богу. Отчуждение позволяется лишь при чрезвычайных об­стоятельствах.

Если непозволительно использовать в иных целях недвижимость монастыря, то тем более сердце монаха, посвященное Богу, не может служить чему-то иному. Со дня пострига монах уже не может жить по-мирски. Не в смысле «жить во грехе», но в том смысле, что мо­нах не может быть мелким торговцем, предпринима­телем, врачом, не может заниматься какой-либо про­фессиональной деятельностью в миру. В противном случае это приводит к перемене всего его существа, оставлению Божественного призвания, потому что он предается занятиям вполне мирским. Монах дол­жен оставаться монахом и всегда предстоять пред ли­цом Господа, то есть молиться, поститься, пребывать в бдении, в безмолвии, заниматься всем тем, без чего монашество немыслимо, что составляет его основу и является его сутью.

 

 

 

Бывают случаи, когда монах более не находит себе покоя в своем монастыре. Причины этому могут быть разные.

Проносится, например, по монастырю буря: воз­никают ереси или раскол. Или сам монах не имеет душевного мира, малодушен, не может продолжать подвиг. Или демон затуманивает его разум, так что он впадает в состояние превратного ума и все представ­ляется ему в искаженном виде.

Случается также, что монаху приходят на ум по­мыслы: «Старец нехорош, он меня не любит, я не вы­держу здесь». И, хотя правило говорит, что монах дол­жен терпеть до конца дней своих и никакая скорбь не может заставить его уйти из монастыря — об этом сказано в последованиях как малой, так и великой схимы, — все же сердце монаха поддается этим по­мыслам. И тогда он (или они, если таких монахов не­сколько) решает, что лучше уйти из монастыря, чем жить не по-христиански, безрадостной жизнью. Притом он питает надежду, что в другом месте найдет более человеческие условия и сможет жить спокойнее. Это, собственно, и есть противозаконное расторже­ние брака, Церковь не дает на него разрешения. Всю свою жизнь такой человек будет виновен пред Богом.

Бывает, впрочем, и так, что монах не находит себе покоя в монастыре по объективным причинам. Напри­мер, жизнь в монастыре такова, что абсолютно невоз­можно ни молиться, ни заниматься духовным чтением, ни совершать бдение. И душа монаха надламывается, не выдерживает такой жизни. Или монастырь стано­вится туристическим центром, из-за чего монах непре­станно погружен в мирскую суету. Или в монастыре все работают двадцать четыре часа в сутки, и монах от усталости падает и засыпает, не успев произнести и од­ной молитвы. Для настоящего инока такой образ жиз­ни — это тяжелое испытание, в таких условиях трудно вести подлинную монашескую жизнь. Некоторые ино­ки в этом случае просят о перемене монастыря. Если игумен, которому они изначально были подчинены, уже почил, тогда это сделать легче: обычно духовные отцы дают возможность монаху пойти в другое место.

В сплоченном братстве, с единым сердцем и обра­зом мыслей, это может показаться невозможным. Ког­да на дворе лето, никто не думает о зиме. Зима, одна­ко, приходит. Значит, подобные случаи могут проис­ходить во все времена, в любом обществе и монасты­ре. Дьявол не покидает землю, и ходит он не в горах, а среди людей. К тому же есть еще и эгоизм, немощь человеческой природы, и потому легко может слу­читься, что кто-либо уйдет из монастыря.

Кроме того, есть определенные случаи, когда мо­наха изгоняют из обители: прежде всего если его на­мерения расходятся с образом мыслей всего братства. Братство, например, убеждено в необходимости по­слушания друг другу, но этот монах хочет слушаться только игумена или требует от других, чтобы они пере­менились, ропщет на игумена, досадует. Из монастыря изгоняют также тех монахов, которые, видя, как брат совершает какой-то серьезный проступок, что-то опас­ное для своей жизни, не рассказывают об этом игуме­ну. Предположим, монах ворует, а брат, который это видит, ничего не говорит игумену. Мало-помалу душа вора будет приходить во все более тяжелое состояние, а ответственность за это должен будет взять на себя тот брат, который обо всем знал. Если же он не понесет ответственности и не согласится испросить прощения у всего братства, то непременно должен будет уйти из монастыря, потому что он — соучастник в духовном убийстве, он умерщвляет душу брата.

Когда после подобных случаев кто-либо из поки­нувших обитель возвращается, тогда игумен его при­нимает, но вернувшийся остается в стороне от жизни братства, потому что не перестает представлять опас­ность для его единства, если только он с великим сми­ренномудрием не покажет своего покаяния.

Возможен и случай, когда монастырь с большим состраданием принимает ушедших из него братьев, если те ушли, поддавшись безрассудному порыву, со­вершив ошибку. Такой случай произошел с монахами святого Симеона Нового Богослова. В то время как святой произносил слово о нетварном свете, монахи, поддавшиеся дурным помыслам и охваченные не­навистью, бросились на него и хотели убить. Но его спасли остальные братья, после чего напавшие, пылая яростью, убежали, разошлись по домам и начали жить мирской жизнью. Все это произошло в безрассудном порыве. Этот порыв назревал, конечно, в их сердцах, по они и сами не ожидали такой резкой развязки. По­этому святой Симеон отправился в их дома, чтобы отнять монахов у женщин, с которыми они сожитель­ствовали, или у родителей.

Но если речь идет о проступке сознательном, тог­да принять возвратившихся мы не можем. Более того, мы удаляем их, чтобы не было соблазна для остальной паствы.

Впрочем, в большинстве случаев, как говорит пре­подобный Антоний Великий, если какой-либо брат уходит из монастыря и потом возвращается, мы при­нимаем его с любовью, даем ему вздохнуть свобод­но, чтобы «он благодарил Бога и восхвалял нас». Мы должны воздавать славу Богу, а слава Божия состоит в том, чтобы мы сами становились достойными бла­годарности других людей. Однако же потерпевшие неудачу в духовной жизни и в отношениях с людьми и испытывающие внутреннее смятение не имеют ду­ховной радости, их сердце, ум и тело не обращены к Богу, поэтому они не могут возблагодарить ближнего. Они все делают в угоду самим себе, своим немощам, своему мнению, и потому другим с ними бывает трудно.

Итак, в настоящем правиле говорится о монахах, которые уходят из монастыря. Если обратиться к «Аске­тическим правилам» святителя Василия Великого или к его житию, то можно заметить, что эта проблема за­нимала его в особенности, потому что некоторые мо­нахи, отправляясь в Александрию или в иные места, покидали монастырь навсегда. Как видно из этих тек­стов, подобные случаи происходили во все времена, и потому понимание и предвидение этого отобразилось в последовании монашеского пострига. Священник спрашивает постригаемого: «Пребудеши ли в мона­стыри сем даже до последняго твоего издыхания?» Он спрашивает об этом потому, что при каждом монахе находится некий бес, который будет стараться увести его из монастыря под разными предлогами: якобы из желания более высокой духовной жизни или из тех соображений, что братство становится помехой в его жизни, потому что один брат грешит, другой не ходит в церковь, третий ругается, четвертый ни во что не верит.

Однако главная причина ухода из монастыря за­ключается в страстях. Уйти — это значит поддаться всем страстям. Монах чувствует, что не может сми­риться, что для него несносно послушание, которое на него возложили, чувствует, что его ожидает одно мучение, и потому решает: лучше уйти, чем мучиться. В своих действиях он руководствуется человеческой ло­гикой, которая является крайним заблуждением. Нет для человека большего несчастья и более трагическо­го самоубийства, чем такой уход из монастыря. В по­добных случаях святитель Василий Великий поступал вопреки заведенному в общежительных монастырях порядку, который установился под влиянием препо­добного Антония Великого. Обладая проницательно­стью, святитель Василий был сторонником того, чтобы более не открывать монастырских врат перед теми, кто ушел из монастыря. Это последнее, к чему может при­бегнуть монастырь, чтобы уберечь от погибели и со­грешающего брата, и остальных. Но святой Антоний, который был пустынником и жил в те времена, когда общежительное монашество еще только зарождалось, рассуждает иначе. Видя, как много демонов с их ло­вушками угрожает монаху и как легко они могут вы­ манить его из обители, он говорит: «Когда возвратится, прими его с радостью, как отец блудного сына, чтобы не пришла в смятение его душа и он не предался гре­ху окончательно». Святой делает последнюю попытку вернуть монаха в духовный двор, куда он был введен руками игумена и словом преподобных отцов.

 

Совсем не общайся с мирянами, но и не подра­жай фарисею, который все делал напоказ. (9)

 

Первоначально общение с мирянами было делом одного только привратника. Со временем монастыри стали стараться оказывать посетителям особое госте­приимство, но при этом возникало множество недо­разумений и трудностей, так как людей в монастыри приходило не меньше, чем сейчас. Мы знаем, что свя­той Феодосий в первую очередь построил гостиницу, а потом уже монастырь. К нему шли больные, бесно­ватые, слепые, глухонемые. Их было так много, что обитель не могла обслуживать их силами одного-двух человек, и даже сам святой Феодосий служил им. Од­нако монахи чувствовали, что, с одной стороны, они теряют своего игумена, а с другой — что сами впадают в суетность. В конце концов все же водворился мир: было устроено нечто вроде архондарика, где назна­ченные братья занимались приемом посетителей, бу­дучи как бы заботливыми руками и сострадательным сердцем всего братства.

«Совсем не общайся с мирянами», потому что как вор опустошает твой дом, так и общение с ними опу­стошит твою душу, и ты наполнишься мирскими пред­ставлениями, в которых кроется причина всякого зла и греха.

Если, зная все это, мы чувствуем потребность в общении с мирянами, то почему бы нам не вступить в брак, не взять на себя общественные обязанности и не приобрести определенные права? Мы пришли в мо­настырь для того, чтобы стать ангелами! Ангел — это служитель, а не приятель. Когда мирянин приходит в монастырь, мы принимаем его и прислуживаем ему в архондарике. Но одно дело — служение, а другое — тесное дружеское общение. Служение принимает на себя соответствующий служитель. В общении же мы раскрываем свое сердце, что подрывает устои монаше­ской жизни. Мы не можем проводить время с мирски­ми людьми, если только нас не попросит об этом игу­мен или мы не возьмем на это благословение. Но не бу­дем думать, что после такого общения мы возвратимся такими же, какими были. Невозможная вещь! Когда мимо проезжает машина и обдает тебя грязью, ты ста­новишься весь черный. Так происходит и с душой, ког­да ты общаешься с миром. Поэтому необходимо, чтобы архондарик находился вне монастыря. Если это имен­но так и устроено, а мы все же вступаем в общение с мирскими людьми, то у нас нет никакого оправдания. Всякая попытка оправдаться означает, что мы не име­ем расположения жить во Христе.

Связать себя пристрастными отношениями с кем- либо можно и мысленно, можно в сердце, по телефону, через переписку — однако все это чуждо истинному монаху. Если я хочу достичь святости, уподобиться святым отцам, то я не могу пренебречь этим правилом святого Антония Великого.

Если мы идем в архондарик несмотря на то, что ни­кто из старших в монастыре нас туда не посылал, это равнозначно вкушению свиного мяса. Эти посетители, они твои друзья? Просто хорошие люди? Или плохие? Чужие они тебе? Или твои родственники? Родствен­ников у нас нет, единственные наши родственники — это люди, близкие монастырю. Если кто-то сохраняет особое дружеское расположение к другому человеку и своем сердце, то он не может угождать Господу, ведь он обещал отречься от отца, матери, братьев, род­ственников — от всех. Монах не может испытывать к кому-то особую любовь, чувствовать себя кому-то обязанным или ответственным за того, кому когда-то помог. Все это мирские обычаи, которые не должны проникать в обитель. Свою любовь выражает мона­стырь, и он берет на себя все обязанности и ответ­ственность перед кем бы то ни было. Другое дело, что монах может обратиться к соответствующему лицу в монастыре и получить разрешение пообщаться с посе­тителем, но при этом он должен следить за своим вну­тренним состоянием, испытывать свое сердце, потому что оценивать себя нужно не столько по внешним дей­ствиям, сколько по внутреннему состоянию.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!