III . Закрепление и проверка усвоенного на уроке.

Урок № 27

Тема: «И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Эпоха в романе «Отцы и дети».

Цели  урока: познакомить с художественным своеобразием романа, дать характеристику эпохи на материале истории и на материале романа, познакомить с композицией романа, речевой характеристикой героев, с новой функцией пейзажа.

Задачи урока:

учебная – проследить как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа.

развивающая – развивать навыки аналитического чтения, активизировать познавательную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы на основе полученных знаний, пробуждать интерес к исследовательской работе.

воспитательная – воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: фрагмент фильма «Отцы и дети», роман «Отцы и дети», рисунки к уроку, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Тип урока: урок-лекция с элементамибеседы.

Межпредметныесвязи: история, русский язык.

 

Ход урока

I . Организационный момент.

Работать с презентацией

План.

1. История создания романа.

2. Общественно-исторический контекст.

3. Композиция романа.

4. Конфликт в романе.

5. Речевая характеристика.

6. Пейзаж в романе.

Словарная работа: атеист, материалист, демократ, моноцентрическая композиция.

(работа со словарными статьями).

II .Работа по теме урока.

1. История создания романа. (Лекционный материал)

( слайд 6)

Замысел романа возникает у И.С.Тургенева в 1860 году в небольшом приморском городке Вентнорена на английском острове Уайт. Это было трудное для писателя время только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н.А.Добролюбова о романе «Накануне». И.С.Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.

Зачитать отрывок из воспоминаний «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… независимая душа и гордец первой руки».

Николай Александрович Добролюбов в качестве прототипа здесь указывается первым. За ним идет Иван Васильевич Павлов, врач и литератор, знакомый Тургенева, атеист и материалист. Тургенев относился к нему дружески, хотя его часто смущала и коробила прямота и резкость суждений этого человека. Николай Сергеевич Преображенский – приятель Тургенева по педагогическому институту с оригинальной внешностью – маленький рост, длинный нос и волосы, стоящие дыбом, несмотря на все усилия гребня. Это был молодой человек с повышенным самомнением, с бесцеремонностью и свободой суждений, которые вызывали восхищение даже у Добролюбова. Он называл Преображенского «парнем не робкого десятка».

В первоначальном замысле фигура Базарова выглядит очень резкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом «художественном элементе». Однако в процессе работы над романом характер Базарова настолько увлек Тургенева, что он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимою 1860 – 1861 года в Париже писатель-демократ Николай Успенский, путешествующий по Европе, обедает у Тургенева и бранит Пушкина, уверяя, что во всех своих стихотворениях наш поэт только и делал, что кричал: «На бой, на бой за святую Русь!» еще один образчик базаровского типа берется на заметку, еще одна русская натура «при широком взмахе без удара», как говаривал Белинский.

В течение зимы 1861 года написаны первые главы романа, но в Париже работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах Тургенева того времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории – отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, Тургенев приезжает в Россию в мае 1861 года. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском.(слайд 6) В письме П.В.Аннекову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец, 20 июля написал я блаженное последнее слово».

По пути во Францию, оставляя рукопись в редакции «Русского вестника», Тургенев попросил редактора журнала, М.Н.Каткова, обязательно дать прочесть ее П.В.Анненкову. в Париже он получил сразу два письма с оценкой романа: одно от Каткова, другое от Анненкова. Рецензентам показалось, что автор слишком увлекся Базаровым и поставил его на очень высокий пьедестал. Поскольку Тургенев почитал за правило в любом, даже самом резком, замечании видеть долю истины, он сделал ряд дополнений к роману, положил несколько штрихов, усиливающих отрицательные черты в характере Базарова. Впоследствии многие из этих поправок писатель устранил в отдельном издании «Отцов и детей».

Когда работа над романом была завершена, у Тургенева появились глубокие сомнения в целесообразности его публикации: слишком неподходящим оказался исторический момент. Поэт-демократ М.Л.Михайлов был арестован за распространение прокламаций к юношеству. Студенты Петербургского университета взбунтовались против нового устава: двести человек были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В ноябре 1861 года скончался Добролюбов.

По всем этим причинам Тургенев хотел отложить печатание романа. Но «литературный купец» катков, «настойчиво требуя запроданный товар» и получив из Парижа исправления, уже не церемонился. «Отцы и дети» увидели свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение, в февральской книжке «Русского вестника» за 1862 год. И.С.Тургенев посвятил его В.Г.Белинскому.

· А теперь посмотрим, как же роман связан с эпохой?

2. Общественно-исторический контекст:

События, происходящие в России, с 1855 – 1861 гг.  (слайд 7)

Беседа.

· Что это за эпоха?

(составление схемы к уроку, слайд 8)

3. Композиция романа. (слайд 9 - 10)

4. Конфликт. (слайд 11)

5. Речевая характеристика. (слайд 12)

· Назовите время действия в романе? Охарактеризуйте его.

· Каков пейзаж? Как изображает его писатель? (слайд 13)

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь. («Записки охотника»)

· Какой вывод мы можем сделать?

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется.

Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение.

Задание: найдите в тексте примеры, выдающие тягостное и тоскливое положение.

(обрытые берега, худые плотины, разметанные крыши, зевающие воротища, опустелые гумна, наклонившиеся кресты, разоренные кладбища и т. д.)

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

Мужички обтерханные – оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания обтерханных мужичков усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

Исхудалые, словно обглоданные, коровы вновь напоминают о голоде.

Белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами – как символ последних лет крепостного права.

· К какой мысли приводит нас писатель?

Вывод: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.

7.Функции пейзажа. (слайды 14, 15)

Вспомните функции пейзажа:

а) описание места действия;

б) создание нужного настроения;

в) воздействие природы на формирование личности героя.

· Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение хотел создать писатель у читателя? Может - грустное: от тягостного положения крестьян, а может - настроение радости от весеннего преображения природы?

Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью человека. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию – социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

· Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

· Зачитайте этот разговор по ролям.

· Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе («будут же они когда–нибудь платить»).

III . Закрепление и проверка усвоенного на уроке.

1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного

права?

2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»?

3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во-первых, положение крестьян бедственное.

Во-вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.

В-третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится.

Задание: сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма «Отцы и дети», режиссера Владимира Терентьева.

Ваша задача – установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели.

Вывод: В фильме Терентьева пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.

Сравните картины пейзажа со своими работами.

 

IV .Домашнее задание.

Прочитать главы с 1 – 10 романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Заполнить таблицу.

 

  Евгений Базаров Н. П. Кирсанов
1. Внешность      
2. происхождение      
3. воспитание        
4. черты характера, образование      
5. общественно-политические взгляды      
6. отношение с окружающими      
7. речь, лексика      

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!