Социокультурный эталон здоровья



В структуре социокультурного эталона здоровья могут быть выделены следующие компоненты:

· наиболее общее представление о феномене здоровья;

· эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;

· устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования; информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ. Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определенный тип интерпретации болезни.

 

Концепции здоровья

Одной из самых ранних концепций, характерных для западного мировоззрения, считается определение, сформировавшееся еще в контексте античной культуры и принадлежащее античному философу Алкмеону. В начале V века до н. э. Алкмеон определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил.
В качестве противодействующих сил он рассматривал элементы телесной и душевной составляющих природы человека. Соответственно этому болезнь определялась им как следствие единовластия одного элемента над остальными.
Такая формулировка может быть признана достаточно основательной, поскольку она — хотя и в несколько измененном виде — широко распространена и в наши дни. Ее придерживаются те терапевты и психологи, которые видят в процессе оздоровления (или исцеления) индивида прежде всего достижение равновесия движущих сил человеческого естества, примирение внутриличностных противоположностей.

 

Обобщая сделанный Васильевой и Филатовым анализ, можно свести античную концепцию здоровья к нескольким основным положениям:
1.Здоровье, в античном понимании, связывается, прежде всего, с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром.
2.Здоровье трактуется как гармония и соразмерность.
3.Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.
4.Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее и не противодействуя ей.
5.Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им человек властвует над собственными страстями, не позволяя им ввергать себя в смятение, стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.
6.Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать не вовне, а в себе самом.
7.Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка».


Чему учит нас античность? Что побуждает нас вновь и вновь обращаться к истории античной мысли?
В античной классике наряду с идеями оптимального социального устройства приобрела особое звучание тема самодостаточного и упорядоченного индивидуального существования. Человек изначально наделен всем необходимым для построения полноценной и здоровой жизни.
Наряду с античной концепцией здоровья как внутриличностной согласованности широкое распространение и признание получила альтернативная модель, возникшая на стыке социологического подхода и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии - Адаптационная модель здоровой личности.
Данный социокультурный эталон охватывает систему отношений индивида с окружающим его миром и предполагает рассмотрение проблем здоровья и болезни во внешнем плане жизнедеятельности человека.
Оздоровление здесь понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром.
Характеристиками здоровой личности являются приспособленность к природе, соответствие социальным нормам, Стрессоустойчивость.


Пути оздоровления личности: единение с природой, гуманизация отношений, оздоровление общества.
В свете рассмотренного подхода, подлинное оздоровление человека не-отделимо от оздоровления общества в целом.
Итак, специфика адаптационного эталона заключается в том, что индивиду, включенному в социальные отношения, для сохранения и поддержания здоровья оказывается недостаточно имеющихся у него внутренних ресурсов и компетентности в вопросах здоровья, т. е. он испытывает дефицит знаний и возможностей. Его здоровье в значительной степени зависит от ряда внешних условий и факторов, таких как состояние окружающей среды, уровень жизни общества, качество медицинского обслуживания, семейное окружение и прочее. Кроме того, основные критерии оценки его здоровья задаются извне — высшей инстанцией является в данном случае система социальных норм. Как вы понимаете, основные тезисы адаптационной модели являют полную противоположность античной концепции здоровья, согласно которой человек изначально наделен всем необходимым для здоровой и счастливой жизни.
Третий социокультурный эталон здоровья обозначается как антропоцентрический. Такое обозначение указывает на то, что в центре различных концепций здоровья, возникших на основе этого эталона, обнаруживается представление о высшем (духовном) предназначении человека. В зависимости от того, как понимается это предназначение, строятся различные модели здоровой личности, которые могут рассматриваться как своеобразные модификации антропоцентрического эталона. Примерами таких модификаций могут служить концепции и модели, разработанные в рамках экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной психологии.
Экзистенциальная психология, представителями которой являются Эрих Фромм, Виктор Франкл и Борис Братусь, рассматривает психологическое здоровье как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности, который проявляется, прежде всего, в просоциальной личностной позиции. Призыв данной концепции: ЧЕЛОВЕКОМ НАДО СТАТЬ!
Гуманистическая психология, представителями которой являются
Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу рассматривают Психологическое здоровье как результат обретения человеком самого себя, который проявляется в ощущении подлинного бытия. Призыв данной концепции: ЧЕЛОВЕКОМ НАДО БЫТЬ!
В рамках всех этих направлений психологии здоровье рассматривается как одна из характеристик индивидуального бытия в мире, которое не удается подчинить формальным принципам и нормам или измерить, поскольку оно проницаемо лишь для эмпатии, любви и заботы.
Основными характеристиками здоровой личности здесь являются все-сторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала, стремление к самоактуализации, конгруэнтность (т.е. адекватность, равенство, согласованность элементов между собой), духовная автономия, целостность.
Соответственно, оздоровление личности может произойти через самопознание, самосовершенствование, самораскрытие своего потенциала.
Стремясь укрепить свое физическое здоровье и созидая в себе здоровую личность, каждый человек, часто не осознавая этого, ориентируется на определенные «первообразы» или эталоны здоровья. В зависимости от уровня образования и выбранной профессии эти эталоны присутствуют в сознании субъекта либо в виде расхожих социальных представлений, т. е. как структуры обыденного сознания, либо в виде усвоенных субъектом научных концепций, моделей и объяснительных схем. Тем не менее в обоих случаях можно говорить о едином социокультурном (эталонном) основании.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!