Определение предмета с точки зрения сенсуализма



Предмет — источник чувств (ощущений). Есть предмет восприятия, а есть восприятие предмета. В первом случае — это материальная вещь, которую можно потрогать и оценить, во втором — духовный процесс. Они постоянно взаимодействуют. На основе взаимодействия возникает рефлексия — анализ предмета, внутренних ощущений.

Существовала теория, что мир не такой, каким его представляют. Изучаемые предметы и явления не существуют. Данная теория зашла в тупик, поскольку один из органов восприятия — зрение — говорили одно, а чувства — другое. Представления и предположения относительно предметов часто оказывались не верными.

 

В зависимости от взаимодействия сенсуализма с различными течениями в философии — материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом — видение предмета менялось в материальную, идеологическую или эмпирическую сторону.

Самая древняя теория принадлежит Эпикуру: он считал, что предметы передают образы, которые воспринимаются органами чувств. Истина заключается в ощущениях. Возможно, он имел в виду интуицию — природный талант видеть сущность предметов и людей.

Представители сенсуализма

Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен — французский ученый философ.

Этьенн Бонно де Кондильяк — французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные — обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия — это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.

Джордж Беркли — представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.

Девид Юм — представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории — Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос — как образуются знания.

Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.

Эрнст Мах — австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства — мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.

Новое время

В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.

В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое сознание. Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.

Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.

Рене Декарт

 

Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.

По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.

«Мыслю, следовательно, существую» — знаменитое суждение Декарта. И именно это суждение наиболее четко передает суть рационализма: разум преобладает над чувствами. В центре изучения Декарта стоит человек, который способен мыслить, но у его теории есть минусы:

  1. Не отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе.
  2. Самосознание обеспечивается Богом.

Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.

Бенедикт Спиноза

Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.

Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.

Одно из известных произведений Бенедикта Спинозы – «Этика», которое впоследствии многие философы подвергли критике. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод в своем произведении, то есть сначала объяснил простые понятия, затем сформировал аксиомы, из которых вывел теоремы.

Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

  • разума;
  • факта.

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Иммануил Кант

Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.

Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.

Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.

 

Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания.

Это понятие не принадлежит к какому-то конкретному направлению философской мысли, так как представители разных течений могут придерживаться этой позиции. Главными противниками рационалистов являются эмпирики, которые придерживаются мнения о том, что в процессе познания главную роль играет опыт и чувства. Девизом приверженцев рационалистического течения является фраза: «Знание – сила».

В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!