Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета.

Тема занятия: Ф. М. Достоевский Этапы жизни и творчества.

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета и композиции романа

1. План работы.

1. Законспектировать лекцию

2. Просмотреть презентацию и видеоролик.

3. Читать роман.

Этапы биографии и творчества

Родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.. Воспитывался в православных традициях.

  1837 г. — смерть матери Марии Федоровны.

  1838—1843 гг. — учеба в Петербургском военно-инженерном училище. Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом. Увлечение литературой.

  1839 г. — скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью (убит мужиками). Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.

  1843 г. — зачисление на службу в чертежную инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.

  1844 г. — выход в отставку, начало литературной деятельности.

  1846 г. — роман «Бедные люди». Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: «Двойник», «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1846—1849).

1847 г. — становится участником кружка М. В. Петрашевского. Увлечение социалистическими идеями.

  1848 г. — чтение на одной из «пятниц» Петрашевского запрещенного, ходившего в списках «Письма Белинского к Гоголю».

     1849 г. — вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 8 месяцев следствия и приговор военного суда — смертная казнь.

  22 декабря 1849 г. — ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Страшные минуты перед казнью и осознание на пороге смерти, что самое прекрасное — это жизнь. Замена смертной казни 4-летней каторгой.

  25 декабря 1849 г. — путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. Подаренное Евангелие — святыня на всю жизнь.

  1850—1854 гг. — годы каторги в Омском остроге. Переломные этапы в мировоззрении Достоевского. Духовные мучения. Новое постижение России и ее народа. Источник нравственной силы народа — преданность христианским заповедям. Носитель истины — народ. Спасение интеллигенции лежит через приобщение к народному религиозному началу.

  1854—1859 гг. — служба рядовым в Семипалатинске. Поиск новых путей общественного развития России. Начало формирования «почвеннических» убеждений. (ПОЧВЕННИЧЕСТВО – литературное течение и направление общественной и философской мысли в России в 60-х гг. 19 в. Основополагающей идеей почвенничества стала мысль о важности «народной почвы», национального духа, о необходимости слияния русской духовной элиты с народом, «принятия» в себя «народного элемента»).

  1859 г. — отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

  1861—1865 гг. — издание вместе с братом журнала «Время» (1861—1863), а после его запрещения — журнала «Эпоха» (1864—1865). В журналах пропагандировалась идеология «почвенничества».

  1860—1880 гг. — создание крупнейших произведений: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).

  Художественное творчество писателя в это время сочетается с публицистической деятельностью. Журнал «Гражданин», редактируемый Достоевским, начинает печатать «Дневник писателя» (с 1873 по 1881 г.), поначалу представлявший собой цикл очерков злободневного характера, а затем переросший в сплав публицистики и художественных произведений. В 1874 г. Достоевский отказывается от редактирования «Гражданина» в связи со столкновениями с издателем — писателем и публицистом князем Мещерским. С 1876 г. возвращается к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного издания.

  1880 г. — речь о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на «родной ниве».

  28 января (9 февраля) 1881 г. — смерть писателя в Петербурге.

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на каторге. Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного преступления».

«Преступление и наказание» относится к литературному течению реализм, написано в жанре детективно-философско-психологического полифонического романа, так как идеи героев в произведении равноправны между собой, а автор стоит рядом с персонажами, а не над ними.

Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни, элементы психологического романа прослеживаются в раскрытии внутреннего мира персонажей, объяснении мотивов их поступков . Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым.

Композиция романа "Преступление и наказание"

1. "Полифонический" роман. "Преступление и наказание" считается "полифоническим" романом. Почему? Дело в том, что, помимо главного героя, Раскольникова, в романе участвуют такие яркие персонажи, как чиновник Мармеладов, его дочь Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня Раскольникова, развратный барин Свидригайлов, хитрый делец Лужин и др. Жизнь каждого из этих персонажей представляет собой важную сюжетную линию в романе. Судьбы этих героев интересны каждая по-своему. При этом сюжетные линии этих персонажей пересекаются между собой. Это многообразие ярких равноценных персонажей создает ощущение многоголосия: каждый "голос" (то есть персонаж) важен по-своему. Поэтому "Преступление и наказание" называют "полифоническим", то есть многоголосным романом.

2. Временные рамки. Роман "Преступление и наказание" отличается довольно внушительным объемом. При таком объеме в романе вполне могла бы "уместиться" многолетняя история (как например, в романе "Война и мир"). На самом деле в романе "Преступление и наказание" события разворачиваются в течение всего около 2-ух недель (не беря во внимание эпилог). В эти 2 недели в жизни большинства героев "Преступления и наказания" происходят десятки судьбоносных событий. Эта сжатость повествования и насыщенность событиями являются отличительными особенностями романа "Преступление и наказание".

3. Особенности композиции На первый взгляд, композиция романа "Преступление и наказание" кажется вполне лаконичной и понятной. Роман содержит 6 частей и эпилог. Каждая из частей разбита на главы (по 6-7 глав в каждой части). Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной. Однако важной особенностью романа является то, что дни Раскольникова протекают в своем "ритме" и мало соотносятся с частями и главами. 1-ая часть романа, до преступления Раскольникова, выглядит относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из жизни Раскольникова, включая день преступления. Повествования протекает довольно размеренно. Начиная со 2-ой части, после преступления Раскольникова, события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все больше персонажей. В романе отсутствует "привязка" событий к разбивке на главы и части. Это отсутствие синхронизации между днями и главами, вероятно, можно считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно, хотел подчеркнуть "потерянное" состояние Раскольникова, который после преступления живет в "своем мире", теряя ощущение времени.

4. Трагическая судьба героев. Ещё одной особенностью романа "Преступление и наказание" является трагическая судьба большинства героев романа. Если вдуматься, то около половины героев романа погибают или умирают в ходе повестования. В романе участвует около 15 значимых героев, и 7 из них в конце концов заканчивают свое существование на страницах романа: Катерина Ивановна и Пульхерия Александровна умирают своей смертью; старуха-процентщина и ее сестра Лизавета, чиновник Мармеладов и Марфа Петровна погибают при разных обстоятельствах; Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Это очень печальная особенность романа. К счастью, несколько ключевых персонажей продолжают "жить" после окончания романа: Раскольников, Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Разумихин. Интересно, что среди "выживших" персонажей большинство - именно молодые люди.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!