Татьяна Ларина и Наталья Гончарова

XXII Международная юношеская научная конференция

«Чехов, Пушкин, Санкт-Петербург и мировая культура»

 

Учебно-исследовательская работа

«Прототип Татьяны Лариной в романе

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

(«А та, с которой образован

Татьяны милый идеал…»

 

                                                                                    

Выполнила: Груздева Арина, учащаяся 10В        класса МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска

                                                      Республики Татарстан

Руководитель: учитель русского языка и      литературы высшей квалификационной категории Миронова Наталия Петровна

 

 

2020 год

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………….…..3

II. Основная часть

       История создания романа «Евгений Онегин»…...………………….….…4

Татьяны милый идеал………………………………………………….…...5

Прототипы Татьяны Лариной……………………………………………...6

Татьяна Ларина и Наталья Гончарова………………………………….….9

III. Заключение…………………………………………………………….….10 

Список литературы……………………………………………………...................11

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин! Я взрослею вместе с его произведениями. Любое его произведение поэта не оставит читателя равнодушным. Особо ярким произведением для меня стала «энциклопедия русской жизни», «Собранье пёстрых глав», роман в стихах «Евгений Онегин». Самой загадочной фигурой романа предстаёт перед читателем Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина.

При изучении любовной лирики А. С. Пушкина я обратила внимание, что влюбчивый поэт почти каждое своё стихотворение кому-нибудь посвящал, и список адресатов любовной лирики известен. Мне стало интересно, а кто же скрывается за образом Татьяны? Есть ли реальный прототип? Один или несколько? Почему имена адресатов любовной лирики открыты, прототип любимой героини Пушкин скрыл? Материала в учебнике по этой теме нет. Прочитав роман, подробно изучив биографию поэта, я подумала, что загадочный прототип Татьяны явно неоднозначен.

 Так возникла гипотеза: прототипом Татьяны является не одна женщина, а несколько, чьи самые привлекательные для Пушкина черты легли в основу образа Татьяны, создав уникальную пушкинскую героиню – женский идеал поэта, практически образ будущей жены.

Цель исследования – установить, кто является прототипом Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Задачи исследования:

1. Исследовать историко-литературный материал об истории создания «Евгения Онегина».

2. Изучить факты биографии А.С.Пушкина, связанные с отношениями поэта с женщинами, предполагаемыми прототипами Татьяны Лариной.

3. Изучить информацию о прототипе Татьяны в статьях литературоведов-пушкинистов.

Методы исследования: поиск необходимой информации, сравнение и аналитическое обобщение, личностное осмысление.

Теоретическая значимость и прикладная ценность данного исследования:

- освоение новых знаний по теме «Прототип Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

- развитие познавательных потребностей и способностей;

- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) на примере романа А.С. Пушкина;

- готовый творческий продукт (презентация и письменное исследование) по выбранной теме для дальнейшего использования как учащимися, так и учителями литературы.

В своём исследовании я большей частью опиралась на труд советского литературоведа Юрия Михайловича Лотмана «Комментарий к роману А С Пушкина «Евгений Онегин», на книгу исследователя биографии поэта, российского писателя Ивана Алексеевича Новикова «Пушкин в Михайловском», отрывки из книги советского биографа-пушкиниста Петра Констанстиновича Губера «Дон-жуанский список» А. С. Пушкина». Во всех перечисленных книгах мнения исследователей о прототипе Татьяны расходятся. Так же мне очень помогли «Воспоминания о Пушкине» Анны Петровны Керн, приятельницы Пушкина, «Записки о Пушкине» Ивана Ивановича Пущина, лицейского друга поэта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История создания романа

Исследуя прототип Татьяны, нельзя не затронуть хотя бы кратко и историю создания романа. Поэт писал  роман «Евгений Онегин» более  7 лет: с мая 1823 по  октябрь 1830 год. Он начал работать над романом, находясь в южной ссылке в Кишиневе, а закончил его в период Болдинской осени. За это время в жизни поэта произошли важные события: южная ссылка, ссылка в Михайловском, путешествие на Кавказ, восстание декабристов и разлука с близкими друзьями после восстания, сватовство к Наталье Гончаровой. Конечно, всё это внесло изменения не только в жизнь самого поэта, но и повлияли на художественную судьбу героев романа.

Финальную точку в романе Пушкин поставил примерно за полгода до предстоящего свадебного торжества.

Первая глава вышла в 1823 году. Последняя, восьмая, в 1831, девятая глава уничтожена поэтом, так как содержала вольные мысли и настроения, а поэт опасался очередной ссылки. Отдельные главы несколько раз переписывались заново.

Полностью оконченное творение увидело свет в 1833 году. К тому времени Александр Сергеевич уже был законным супругом Гончаровой и отцом двоих детей, дочери и сына.

Идею романа автор вынашивал очень долго. Садясь за первую главу, поэт еще не представлял всей истории. Художественные события выстраивались по мере написания произведения, и это еще одна отличительная черта «Евгения Онегина»: роман не явился сразу, а, подобно ребенку, развивался вместе со своим «родителем».

Произведение выходило главами, которые писались Пушкиным как можно свободнее и вольнее. Потом они переплетались межу собой, и постепенно перед читателями представала целостная картина, описывающая простую историю, которая могла бы произойти с каждым. Роман написан настолько реалистичным языком, литературный текст настолько приближен к жизни, что мы, читатели, легко представляем жизнь героев, а за литературными героями явно видим черты реальных знакомых поэта. А вот образ Татьяны, по-моему, «зашифрован». 

Татьяны милый идеал

Татьяна Ларина - самая знаменитая и самая загадочная из всех пушкинских героинь. Белинский считал создание образа Татьяны, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем Татьяна, носящим простонародный характер, что сразу подчёркивает необычность образа:

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

Но почему Татьяна? В черновых записях Пушкина имеется информация о том, что первоначально главной героиней должна была стать Наталья.

Ответить на вопрос, почему Татьяна, нельзя однозначно. А вот почему Ларина? Скорее всего, Ларина происходит от слова «ларец», но ларец с чем? В объяснении фамилии Татьяны мне понравилась версия автора статей по практической психологии Владинаты Петровой. Она выносит следующее предположение: имя Татьяна в пушкинские времена было синонимом понятия «ученость». Поскольку указ об открытии первого российского университета – Московского – был подписан в Татьянин день, этот день стал праздником студентов, а уже к середине XIX века Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции. Значит, Татьяна Ларина – «ларец учёности», «ларец открытий»? Имя Татьяна означает по латыни «устроительница, учредительница», говоря современным языком, «организатор». А Пушкин – сторонник просвещения и учёности плодов. И ведь конец романа показывает нам Татьяну как человека, вокруг которого сплачиваются интеллектуальные люди разных возрастов и званий:

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед...

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Работая над романом, поэт любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Пушкин не наделил свою героиню яркими чертами красавицы, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других героев. Поэт поистинне любуется чистотой и цельностью своей героини.

Почему же Пушкин так любил милую Татьяну?

Во-первых, вероятно, героиня напоминает автору его самого любовью к русской природе, любовью к чтению, привычкой мыслить самостоятельно, живым воображением, «сердцем пламенным и нежным». Таким образом Татьяна – Пушкин в женском обличье, для которой важны, как и для поэта, понятие долга и чести, ответственности перед людьми.

Во-вторых, за годы написания романа Пушкин, как мне кажется, влюбился в свою героиню, потому что воспринимал её как реальную женщину. (Как и сама Татьяна создала себе образ любимого по книгам…) Подтверждение своей точке зрения я нашла Людмилы Анатольевны Сидоровой, пушкиниста, члена Союза журналистов России Она пишет, что в завершение романа, прощание со своей героиней Татьяной Лариной А.С.Пушкин переживал прямо как вынужденное расставание с реальной женщиной – своей любимой, суженой, супругой. Не случайно ведь и эпиграф к вышедшей в свет в январе 1832 года восьмой главе «Евгения Онегина» – строчку «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» – он позаимствовал в одном из стихотворений байроновского цикла 1816 года, который так и назывался: «Стихи о разводе».

Итак, Татьяна - женский идеал А.С.Пушкина, и он этого не скрывает, признаваясь в любви: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою».

Прототипы Татьяны Лариной

Поиск прототипов Татьяны Лариной занимал многих исследователей. Однако известный литературовед Юрий Лотман считал, что при внимательном изучении материалов становится понятным: эти поиски не приведут к однозначному ответу:

«Был ли у Татьяны Лариной реальный прототип? На протяжении многих лет ученые-пушкинисты не пришли к единому решению. В образе Татьяны нашли воплощение черты не одной, а многих современниц Пушкина.»

Но сам Пушкин писал, что у героини романа в стихах был прототип, но сделал всё для того, чтобы его невозможно было установить, именно поэтому его до сих пор ищут.

Есть много версий о прототипе Татьяны. Многие из них основаны на хронологии жизни Александра Сергеевича. Так кто же «та, с которой образован Татьяны милый идеал»?

Пребывая в южной ссылке в Одессе, как помним А.С.Пушкин начинает в 1823 году свой знамениты роман, попутно увлекаясь красавицами высшего общества, блиставшими тогда на балах в Одессе. Это красавица Амалия Резнич и её сестра, графиня Потоцкая, Каролина Собаньская и графиня Е.К.Воронцова. Одно увлечение Пушкина сменялось другим, но не все они были мимолётными. Доподлинно известно, что А.С. Пушкин был серьёзно увлечён замужней Е.К. Воронцовой, состоял в переписке и хранил память о ней до последних дней жизни, что не могло не найти отражения в романе.

Вот некоторые биографические данные Е.Воронцовой, позволяющие провести параллель с Лариной.  Между дочерью и матерью не было душевной близости. Воспитывали Елизавету в исключительной строгости, до 27 лет она проживала в деревне и лишь в 1819 году впервые отправилась в своё первое путешествие за границу, во время которого познакомилась в Париже с графом Воронцовым и вышла за него замуж. Так что светский и любовный опыт был незнаком этой миловидной барышне. В юности Элиза, как пушкинская Татьяна, шлёт страстное письмо своему кузену Александру Раевскому. А тот, ну в точности как Онегин, читает девушке морали и любовь её отвергает. Когда же она стала «генеральшей», у Александра взыграли чувства. Он пытался разбить её семью, влюбившись в великосветскую даму, которой стала Е.К. Воронцова.

Одним из авторов версии того, что Елизавета Ксаверьевна Воронцова – прототип Татьяны Лариной является П.К. Губер, приводя доказательства:

1. В письмах к Раевскому Пушкин зашифровывает имя Воронцовой и

называет её Татьяной, но тот знает, о ком идёт речь. Раевский также называет её Татьяной.

2. Имя Воронцовой значится в донжуанском списке Пушкина, и внесено в него во время Южной ссылки.

3.В период создания романа «Евгений Онегин» он пишет стихи,

посвящённые Е.К. Воронцовой («Сожженное письмо», «Талисман»,

«Ангел» и др.), рисуя её портреты на полях черновиков. В рукописях

Пушкина с 1823 по 1829 найдено более 30 изображений Е.К. Воронцовой.

4.Пушкин до смерти хранил перстень-талисман и медальон,

подаренные Воронцовой ему при расставании.

5.Между ними существовала тайная переписка - об этом свидетельствуют воспоминания сестры поэта О.С. Павлищевой, домоправитель Воронцовой видел связку писем Пушкина.

Сельская жизнь Татьяны Лариной имеет сразу несколько прототипов.В чертах Татьяны просматривается образ, прежде всего, "сельских барышен", соседок Александра Сергеевича по Тригорскому. В Михайловской ссылке Пушкин вел жизнь отшельника, его единственными друзьями были обитатели тригорского дома: хозяйка Прасковья Александровна и ее дети: дочери Анна и Евпраксия, Мария и Екатерина. Почти со всеми ними Пушкин был связан поэтически. Попеременно влюбляясь то в одну, то в другую тригорскую барышню он посвящал им дружеские послания, лирические стихотворения, вел с ними переписку. Зачастую они становились прообразами многих его героинь, прежде всего, Ольги и Татьяны. Вот, что пишет соседка Пушкиных Зинаида Владимировна Ратькова-Рожнова: «По железной дороге мы в те времена могли ездить только до города Остров. При этом наша дорога всегда проходила через Тригорское - известное тем, что рядом с ним лежало имение Пушкиных Михайловское. В Тригорском мама ставила меня у окна кареты и говорила: «Смотри, вот место, где жила пушкинская Татьяна».

Во второй главе, знакомясь с Татьяной, мы видим, как она «дика, печальна, молчалива… в семье своей родной казалась девочкой чужой». Здесь Людмила Анатольевна Сидорова считает, что «Татьяна у Пушкина – сплошь Жозефина» Вельо, тайная любовь поэта-лицеиста, которая воспитывалась в чужой семье, как пишет Л.А.Сидорова: «Вся с головой в западных сентиментальных романах. Со странными для русской православной девушки замашками… первой отправить плохо знакомому мужчине письмо да ещё напрямую признаться ему в любви».

Есть воспоминания брата А.С.Пушкина, о том, что на внезапное замужество сестры Ольги зимой 1827-28 года, поэт сказал так: «Представляете, какую шутку удрала со мной моя Татьяна… Замуж вышла…». Таким образом, ещё одна вероятная кандидатка на роль прототипа Татьяны – Ольга Сергеевна Павлищева (Пушкина).

Друг А.С. Пушкина, профессор русской словесности П.А. Плетнёв называет в качестве прототипа имя Екатерины Буткевич (в замужестве Стройновской). Судьба блестящей красавицы неразрывно связана с Петербургом, с районом Коломны. Самая красивая из дочерей генерала А.Д. Буткевича, Екатерина была ровесницей А.С. Пушкина. С детства, замкнутая и гордая, она редко принимала участие в играх младших сестёр и братьев и, подобно Лариной, «дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела».

Очень вероятно, что впечатления юного А.С. Пушкина, прожившего в Коломне несколько лет сразу после окончания Лицея, нечаянные встречи здесь с красавицей Стройновской, её непростая судьба, не могли его не волновать. В Коломне Е.Стройновской установлен памятник как прототипу Татьяны Лариной.

Пушкинские биографы выдвинули вариант того, что Пушкин изображал в «Евгении Онегине» жену своего друга-декабриста Ивана Пущина – Наталью Дмитриевну Апухтину (в девичестве). В молодости НД. Апухтина-Фонвизина жила в деревне и была влюблена в молодого чиновника из Москвы, который приехал в соседнее имение. Однако, признавшись ему в любви, взаимности не дождалась. Без объяснения причин молодой сосед уехал в Москву, а она ушла в монастырь, в котором провела 2 года. Затем она выходит замуж за генерала Михаила Александровича Фонвизина, который был на 17 лет старше её. У Наталии Фонвизиной-Пущиной только небольшой отрезок судьбы частично совпадает с судьбой пушкинской героини. Возможно, это обычная случайность. Но велика и вероятность того, что именно эта женщина с необычной судьбой стала прототипом Татьяны Лариной.

Заслуживает внимания и версия о прототипе Татьяны писателя и историка Михаила Филина, полжизни посвятившего изучению пушкинской эпохи. Из всех знакомых А.С.Пушкина, по его мнению, больше всего на роль Татьяны подходила Машенька Раевская - будущая княгиня Мария Волконская, которая в него влюбилась . Девушка даже написала поэту откровенное письмо. Но Пушкин был холоден. Более того, он посоветовал юной особе впредь осторожнее вести себя с молодыми людьми, иначе и до беды недалеко...

«Письмо Татьяны Онегину в романе «Евгений Онегин» написано под влиянием послания, которое отправила Пушкину Мария Раевская, — говорит Михаил Филин. — А, возможно, поэт даже вставил в свое произведение некоторые отрывки того письма. Поэт вновь увидел Марию только в декабре 1826 года, когда она ехала через Москву в Сибирь за своим мужем декабристом. И эта встреча мигом воскресила былые чувства. Пушкин признался ей в любви и даже сказал, что собирается ехать вслед за ней в Сибирь. Но Мария ответила, что будет верна мужу до конца.»

В своём исследовании я привела примеры нескольких прототипов Татьяны Лариной, у исследователей их гораздо больше: кто-то явно читается в образе Татьяны Лариной, а кто-то остаётся неузнанным, подарив лишь мелкий штрих уникальной пушкинской героине

Татьяна Ларина и Наталья Гончарова

В образ женского идеала А. С. Пушкина входят такие черты внутренних качеств, как искренность, простота, естественность, любовь к близким людям, скромность, любовь к природе. Его женщины чисты, чувствительны, они умеют страстно и нежно любить, они преданны своему браку, чтят свои семьи.

Видел ли в образе Татьяны образ своей будущей жены? Сложно сказать. Пушкин был очень влюбчивой, увлекающейся натурой.

Есть версия, что для Пушкина герои романа - живые люди, которые постоянно находятся рядом, что жена, возможно, будет ревновать к Татьяне, именно по этой причине он закончил роман до свадьбы. Я осмелюсь предположить, что поэт нашёл свою Татьяну в Наталье Гончаровой, и ему не нужна была вымышленная героиня, которую он, к сожалению, оставил несчастною в личной жизни. Теперь приведу свои доказательства:

1) Ларина не блистала красотой, но её находят «очень недурной». Все биографические источники описывают Гончарову первой красавицей Москвы, забывая упомянуть её небольшое косоглазие и близорукость, заставлявшее щурить красавицу глаза. Пушкин об этом писал своей приятельнице Е.М Хитрово: «Я женюсь на косой Мадонне». Как видим, есть «изюминка» во внешности, привлекающая внимание к обеим девушкам.

2) На протяжении всего романа Татьяна немногословна. Современники также отмечают молчаливость Натальи Пушкиной, застенчивость, которую принимают даже за холодность. Об этом пишут О.С. Павлищева, В.А. Соллогуб, Д.Ф. Фикельмон. Сама Наталья Николаевна писала впоследствии: «У сердца своя стыдливость, позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца.»

3) Так же, как и Татьяна, Наталья росла в деревне. Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило им в наследство естественность. Обе любят читать, что уважал поэт в женщинах.

4) Обе девушки, вымышленная, и реальная, грациозны, главная же прелесть обеих – отсутствие жеманства и естественность о Пушкиной есть воспоминания современников: «Пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо.»

5) Обе любят «без искусство» и «не шутя», не изменяют своей первой единственной любви: Ларина вопреки замужеству, Пушкина – вдовству и второму замужеству (выдерживает 7 лет траура, и каждую неделю в пятницу, день смерти мужа, тоже чтит память умершего мужа). Обе были намного младше своих избранников.

 

 

Пушкин не ошибся, выбрав юную Натали, был счастлив в семейной жизни, и счастье это было ярким и насыщенным! "Милое творенье, Натали – так выразился Василий Жуковский, очарованного женой друга. Мы видим, что поэт нашёл свой идеал, свою «Татьяну».

Заключение.

Исследовав различные источники по теме моего исследования, я пришла к выводу, что несмотря на разные точки зрения исследователи согласны в одном: если у Татьяны Лариной и есть прототип, то он не один. Отчаявшись обнаружить неопровержимые доказательства какой-либо из версий, пушкинисты выбрали компромисс – Татьяна "собрана" из черт разных женщин.

Таким образом, моя гипотеза: прототипом Татьяны является не одна женщина, а несколько, чьи самые привлекательные для Пушкина черты легли в основу образа Татьяны, создав уникальную пушкинскую героиню – женский идеал поэта, практически образ будущей жены - подтвердилась.

Цель исследования была достигнута: я установила, кто является прототипом Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев - сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте - красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты "об ангеле земном". Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. "Милый идеал" Пушкина - его Татьяна - и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина- всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, "одного из умнейших мужей России".

Кажется, что Таня - живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, но все-таки «та, с которой образован Татьяны милый идеал» осталась загадкой А.С.Пушкина.

 

 

Литература

1. Губер П.К. Донжуанский список Пушкина. СПб: Астрель СПб, 2010.

2. Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминания о Пушкине/Сост., вступ.ст. и примеч. Гордина А.М..- М.: Сов. Россия, 1987.- 416 с.

3. Лотман Ю. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Библиополис: Санкт-Петербург, 1994

4. Набоков В.В. Комментарии к «Евгению Онегину». М., 1999. С. 138-139.

5. Новиков И.А. Пушкин в Михайловском.Роман. М.: Советская Россия, 1986 г. Стр. 95, 203.

6. Старк. В. Наталия Гончарова. ЖЗЛ. М., 2010

7. Раков Ю. «По следам литературных героев», М., 1974 г., с.32.

8. Чернова Е.Б. К истории переписки Пушкина и Е.К. Воронцовой.- Пушкин. Временник пушкинской комиссии, т.II.М. – Л., 1936.

 

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31681 – Татьяна – главная героиня романа Евгений Онегин.

2. : https://shkolazhizni.ru/culture/articles/69882/ - Почему Татьяна Ларина является идеалом Пушкина? Тайный подтекст романа. Часть 1. Автор: Владината Петрова.

3. https://www.proza.ru/Татьяна, милая Татьяна Части 1 – 4. Людмила Сидорова.

4. http://az.lib.ru/p/pushin_i_i/text_0030.shtml - «Записки о Пушкине» Ивана Ивановича Пущина.

5. https://melanyja.livejournal.com/748430.html - Факты из жизни Наталии Николаевны Гончаровой – Пушкиной – Ланской

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 1297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!